Лекция «Административный регламент, стандарт услуги как инструменты оптимизации услуги»

Стандартизация процесса предоставления услуг наряду с развитием правовой и технологической инфраструктуры является неотъемлемой частью формирования электронного правительства в Российской Федерации.

Особую важность стандартизация услуг играет на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку позволяет воспроизводить успешный опыт в однотипных условиях и обеспечивает единообразие порядка получения услуг гражданами в различных частях страны. Вторым важнейшим приложением стандартизации процессов взаимодействия Заявителей и органов власти и местного самоуправления является случай предоставления услуг в электронном виде. Стандартизация обеспечивает возможность повторного использования ранее разработанных информационных систем, формализованных описаний административных («бизнес») процессов, интерфейсных решений и т. п.

Стандартизованный подход к процессу предоставления услуг позволяет достичь, помимо собственно унификации процесса предоставления услуги, также и ряд дополнительных преимуществ, особенно при реализации услуги в электронном виде, а именно:

1. упрощается решение задачи обеспечения интероперабельности разрабатываемых информационных систем;

2. повышается конкуренция на рынке государственных и муниципальных закупок, поскольку разработать (внедрить) прикладное программное решение предоставления государственной (муниципальной) услуги в электронном виде при наличии публичных стандартов предоставления услуги может большее число компаний телекоммуникационного и консалтингового сектора;

3. повышаются мотивы органов власти и местного самоуправления к повышению качества услуг (за счет лучшей сравнимости услуг и большей наглядности изъянов в их качестве и доступности для Заявителей)[1].

С одной стороны, описанные выше цели достигаются с помощью разработки стандартов предоставления конкретных государственных (муниципальных) услуг конкретными органами власти или местного самоуправления — комплектов документов, включающих исчерпывающее описание процесса предоставления данной услуги в электронном виде. Важно понимать, что стандарт предоставления конкретной государственной (муниципальной) услуги, несмотря на свое название[2], будучи, согласно Постановлению Правительства № 373, составной частью административного регламента, является документом, обязательным к разработке уполномоченным (или вышестоящим) на предоставление услуг органом. Во-вторых, как правовой акт, административный регламент обязателен к исполнению. В то же время сам факт наличия в стране большого числа однотипных государственных и муниципальных услуг требует выработки единого методического подхода к созданию таких стандартов — составных частей административных регламентов. Одним из способов решения этой задачи является создание типовых стандартов в различных сферах государственного и муниципального управления. Именно по этому пути пошло Министерство экономического развития России (далее ― Минэкономразвития), создав в рамках работ по ФЦП «Электронная Россия» и ГП «Информационное общество» в 2009–2011 годах пакет методической документации, включающий в себя:

1. требования к структуре, содержанию, оформлению и порядку разработки стандартов государственной (муниципальной) услуги, предоставляемой в электронном виде, являющиеся своего рода универсальным стандартом на любой стандарт предоставления любых государственных (муниципальных) услуг;

2. типовые стандарты предоставления услуг;

3. дорожные карты перехода к предоставлению услуг в электронном виде — методические рекомендации по организации перехода к предоставлению государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, описывающие как финальные состояния процессов оказания электронной услуги (требования к качеству услуги), так и сам процесс перехода;

4. административные регламенты, в состав которых в качестве обязательного подраздела вошли «стандарты предоставления услуги», разработанные на основе типовых стандартов в соответствии с дорожными картами, — правовые акты, принятые соответствующими органами власти и местного самоуправления.

Наши рекомендации