Костел – это однонефный храм с пристроенными к нему каплицами- часовнями.

В интерьере костела преобладает рококо. Тому подтверждение большое количество резных скульптур святых и ангелов, выполненных вдохновенной рукой мастера Яна Шмитта.

Все в позолоте и серебре.

Роспись интерьера и фрески принадлежат варшавским художникам Станиславу Рудзинскому , который расписал орнаментами своды костела, Брониславу Вишневскому, который выполнил в алтаре две фрески «Поклонение волхов» и «Снятие с креста» в 1909 году.

Приковывает внимание позолоченные амвон со скульптурами четырех евангелистов, на балдахине которого возвышается скульптура Архангела Михаила с неизменными атрибутами – весами правосудия и мечом, и алтари 18 века, посвященные разным святым (Франциску, Иисусу, Божьей Матери, Антонию Падуанскому, Варваре, Святому Семейству). Интерьер включает 7 алтарей (6 деревянных и 1 стукковый)

В нижнем ярусе главного алтаря витые колонны и скульптуры святых Петра и Павла обрамляют картину «Вознесение Марии», это копия полотна испанского художника Бартоломе Мурильо. В верхнем ярусе находится горельефная композиция «Стигматизация Святого Франциска

Есть образы, написанные старыми мастерами в средние века, и более новые. 67 предметов, из находящихся в костеле, определены экспертами как имеющие большую художественную ценность. Но не один из них не притягивает к себе так и не вызывает такой гордости у пинчан , как полотно Альфреда Ремера «Пинская Мадонна». С того самого времени, как в 1894 году картина была написана опальным хдожником и украсила костел, местных жителей не покидает уверенность, что по облакам похожим на полесские туманы, нежно прижимая к себе Божьего сына, ступает не только Маданна, но и неповторимая в целомудренной красе и обянии своего материнства пинская горожанка – современница художника.

В отдельной капелле, посвященной Матери Божьей Остробрамской, покоится прах Божьего слуги Зигмунта Лозинского – основателя в бывшем монастыре католической духовной семинарии, которая существовала с 1925 года.

В 1836 году на хорах костела установлен орган, созданный архитектором Адальбертом Гродецким из Вильно . Голоса сконструировал Рудницкий. Орган имеет 25 регистров, 2 мануала в две с половиной октавы. В органе 1498 труб – деревянных и металлических.

Рядом с францисканским костелом разбит сквер, очень интересный по замыслу. В центре его возвышается монумент, символизирующий единение трех фронтов, рядов войск, участвовавших в операции «Багратион». Здесь установлены плиты в честь наиболее отличившихся участников освобождения Пинска, чьими именами названы улицы города.

И хотя Пинск, как и многие другие города, пережил не лучшие для себя времена, когда преимущества скоростного строительства однотипных кирпичных или блочных «хрущоб» на какое-то время заслонили важность художественной стороны архитектуры, отрадно, что в городе существуют постройки, которые несут печать неординарности. Среди них -- здание бывшего кинотеатра. Первооткрывателем кинематографа в Пинске стал купеческий сын Давид Боярский, который в 1911 году приобрел участок на углу современных улиц В.Хоружей и В.Коржа и приступил к строительству кинотеатра. В ноябре 1911 года состоялось торжественное открытие первого в Пинске кинотеатра. Первоначально Давид Боярский намеревался назвать свое заведение «Лувр», но еще при строительстве появилось название «Казино», которое закрепилось за кинотеатром до 40-х годов ХХ в.

Планировка здания была простой. Оно имело два больших помещения – «ожидательная» (т.е. фойе), зрительный зал на 380 мест, а также несколько служебных комнат. Аппаратные были пристроены со двора.

После того, как был национализирован кинотеатр, он стал называться «Родина». В 90-е годы прошлого века, в связи с общим упадком в нашей стране кинематографа, он был закрыт. Здание было закрыто на реставрацию. В 2006 году 14 марта после продолжительных ремонтных работ открыл свои двери Белорусский Полесский Театр, который создан на базе театра-студии «Диоген».

Архитектурное отличие Пинска от других городов нельзя не заметить. Благодаря сохраненной исторической застройке здесь можно изучить стили и направления в Белорусском зодчестве от эпохи Возрождения до наших дней. Надо сказать, что по сохранности исторической застройки Пинск занимает одно из первых мест в республике; а по сохранности памятников архитектуры ХYII –ХYIII столетия второе место в Беларуси, после Гродно.

К таким памятникам относится и действующая Варваринская церковь, которую вы видите по левую сторону движения автобуса.

Варваринская церковь расположена на территории бывшего предместья Каролин. Предместье возникло на рубеже 16-17 столетий, когда Пинск не мог помещаться в своих средневековых границах: за улицами Завальная и Ровецкая, проходившими вдоль городских укреплений. Основал предместье Ян Кароль Дальский. В 1718 году в предместье возводится костел бернардинцев. Бернардинцы – это ответвление старейшего монашеского ордена францисканцев, основанного в 6 веке в Италии. Сначала костел был деревянным, а в 1786 году бернардинцы сооружают монастырский комплекс из камня. Не все здания этого комплекса сохранились до наших дней. Уцелел лишь один блок жилых помещений и здание костела, правда, со значительными перестройками. Бывший костел представлял собой однонефное безбашенное строение в стиле барокко. В 1832 году костел был передан православной церкви, в связи с этим меняется его облик, как снаружи, так и внутри. В первую очередь был надстроен купол на барабане. Внутри в храме убираются скамейки и амвон -- обязательные атрибуты католического храма; устанавливается иконостас, поднимаются потолки. Интерьер приобретает вид православной церкви, действующей и поныне. Этот храм посвящен заступнице Пинска – Святой Варваре Великомученице. В храме находится памятник иконописи ХY в. – образ «Матери божьей Одигитрии Иерусалимской».

Мы с вами проезжаем у стен еще одного культового сооружения.—Костел Карла Баромея – это скорее крепость в миниатюре, чем барочный храм. В архитектуре костела Карла Баромея сочетаются элементы барокко и замкового зодчества предшествующей эпохи. Несмотря на небольшие размеры храма, в его внешнем облике ощущается монументальность. В отдельных местах толщина стен превышает два метра. К костелу примыкает двухъярусная звонница. Барочными являются немногочисленные элементы оформления (пилястры, ниши, пояски), использованные преимущественно на звоннице, а также ее завершение в виде комбинации своеобразного шатра с куполом.

Первоначально костел был возведен из дерева в 1695 году для объединения светских ксендзов (монахов-коммунистов), прибывших из Италии на средства пинского старосты Яна Кароля Дольского и его жены Анны, к востоку от города, в предместье Каролин, впоследствии вошедшем в городскую черту.

Название «коммунисты» происходит от полного наименования ордена «Ксендзы светские, живущие в коммуне». Коммунисты – это объединение римско-католических ксендзов, имевшее собственный статут. Основателем ордена считается баварец Бартоломей Холцхаузер. Во всем Великом Княжестве Литовском только в Пинске имелось объединение ксендзов бартоломитов. Первые их костелы появились около 1685 года. Члены объединения брали на себя обязательства жить совместно, иметь общий доход (откуда и название), помогать друг другу. При этом они не давали никаких монашеских обетов. Ксендзы коммунисты занимались обучением и воспитанием молодежи, решившей посвятить себя духовному служению, для чего содержали семинарии и школы.

В 1770 году на месте бывшего деревянного костела члены ордена начали строительство каменного. Работы были завершены в основном к 1782 году, но освещение его под названием Святого Карла Баромея состоялось только в 1784 году. Карл Баромей – один из видных деятелей католической церкви времен контрреформаци, впоследствии канонизированный. Святой Карл происходил из знатного итальянского рода, был в родстве с Папой римским и являлся кардиналом-епископом Милана. Именно по его инициативе начались создаваться семинарии.

К концу 18 века деятельность ксендзов-коммунистов постепенно приходит в упадок, а в 1836 году их пребывание в Пинске прекращается со смертью последнего ксендза Исидора Контоновича.

Долгое время костел в Пинске находился в запустении. Однако уже в 1860 году проводится сбор добровольных по­жертвований на его ремонт. Вскоре костел был вновь освещен, но уже под названием Святой Троицы. В 1912 году он вместе со всем своим имуществом присоединяется к костелу Успения Девы Марии.

После Великой Отечественной войны костел в Королине продолжает действовать по римско-католическому обряду. Од­нако в 60-е годы его закрывают. Естественно, здание при­шло в полное запустение и оказалось на грани разрушения. Чтобы спасти памятник архитектуры, местные власти реши­ли реставрировать его под городской концертный зал. Про­ект Минских научно-реставрационных мастерских отличался оригинальностью и, в принципе, соответствовал пожеланию писателя Владимира Короткевича: «Нужно сберечь эту ба­рочную игрушку, которой мог бы гордиться любой город Ев­ропы». Правда, из-за скудности средств не обустроен был зимний сад, а рядом — кафетерий. Реставрация останови­лась на создании зала камерной музыки с отличной акусти­кой, где сейчас установлен компьютерный орган американс­кой фирмы «Аллон», инструменты которой известны в 160 странах мира.

В 1992 году, после реставрации, в костеле открыт концертный зал, где звучит музыка, в том числе и органная.

Но в мирной симфонии звуков города, где сливаются плеск прибрежных волн и шум вековых крон, птичьи трели и неповторимый пинский говор, есть место тишине и безмолвию.

Под густыми полесскими травами – в самом городе и вокруг Пинска покоится прах около 30000 жертв геноцида, а также прах сотен и тысяч людей разного возраста, разных национальностей и убеждений, погибших, кто в фашистских застенках, кто на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. В той всенародной борьбе, что повсеместно развернулась против оккупантов, Пинск сыграл особую роль, став местом организации одного из первого в Беларуси партизанских отрядов под командованием В.З.Коржа, впоследствии выросшего в крупное партизанское соединение.

Через десять минут после начала боев у стен Брестской крепости над Пинском рвались первые бомбы, а 5 июля 1941 года Пинск оккупировали немецкие войска. С первых дней оккупации трудящиеся Пинщины поднялись на борьбу с врагом. Обком КПБ стал штабом, руководившим всей работой по организации сопротивления врагу. 24-26 июня 1941 года Пинским обкомом партии был образован партизанский отряд, который возглавил заведующий финансовым отделом Пинского обкома Компартии Белоруссии Василий Захарович Корж. Он имел богатый опыт партизанской борьбы. Это был один из первых партизанских отрядов Беларуси, который позже перерос в крупное партизанское соединение.

Жестокие испытания выпали на долю горожан в годы войны. В Пинске, устанавливая «новый режим», гитлеровцы создали 4 концлагеря, 2 лагеря для военнопленных (по улице Лунинецкой - Урицкого- Брестской) для мирного населения (угол улиц Черняховского и Дзержинского), для евреев -- гетто ( от улиц Первомайской до Партизанской, Завальная, Гоголя)

В период оккупации Пинска и его окрестностей фашисты проводили систематическое истребление мирных граждан.

В пригороде Пинска (д. Козляковичи) фашисты ночью выгнали на улицу около 20 тысяч человек и приказали рыть яму – З метра глубиной, 2 метра шириной и 22 метра длиной. А затем, начался расстрел ни в чем неповинных людей: кого убили, кого только ранили, но всех закопали. Итри дня шевелилась яма, и покрывалась багровыми пятнами.

«Они с детьми согнали матерей

И яму рыть заставили, а сами...

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами».

А фашистам все мало было людской крови, Гитлер приказывал уничтожать мирное население. В обращении немецкого командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Истребляй в себе жалость и сочувствие - убивай каждого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик -- убивай. Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься вовеки!». И фашистские солдаты послушно следовали этому наказу: расстреливали, вешали, убивали, травили людей собаками, морили голодом, уничтожали в « душегубках».

Если до войны в городе проживало 36 тысяч жителей, то при освобождении не досчиталось 30 тысяч - цифры, нетребующие комментариев. За годы оккупации город был превращен немцами в крупно укрепленный район, в крепость.

1944 год ... По территории Беларуси началось освободительное шествие войск Советской Армии, которые все ближе подходили к Пинску. Свои основные силыгитлеровцы сосредоточили северо-восточнее г. Пинска, откуда подходят железная дорога и шоссе, предполагая, чтоименно отсюда будет нанесен основной удар: на других направлениях город защищали леса и непроходимые болота, Припять с низкими и топкими берегами считалась преградой для наступающих Советских войск. Противник не предвидел, что со стороны реки может быть высажен большой десант в центр группировки.

Пинск весной 1944 года был подготовлен к круговой обороне. Дороги и подступы кокраинам города была заминированы, основные линии траншей прикрывались минными и проволочными заграждениями. На северном берегу Пины имелось семь железобетонных, долговременных огневых точек, из которых простреливались подступы к городу. Дзоты, сооруженные на перекрестках основных улиц, держали под огнем главные магистрали. В городе насчитывалось 50-ти тысячная группировка противника. Наступавшие в этом направлении полки и дивизии 61-ой армии столкнулись с непреодолимыми препятствиями на своем пути, наступление наших частей приостановилось. Наступление советских войск было остановлено.

Главнокомандующим 61-ой армии генерал-лейтенантом Беловым разрабатывается новая операция по освобождению г. Пинска.

С юга - запада 9-ый гвардейский полк и 45-ая стрелковая дивизия при содействии Днепровской военной флотилии должны были прорваться в город с Припяти с одновременной высадкойдесанта. Нужна была помощь моряков. Перед личным составом была поставлена задача: кораблям прорваться к центру города, высадить десант и штурмовать город. По приказу командующего 61-ой армией генерал- лейтенанта Белова бригада речных бронекатеров с небольшими баржами приняли на борт 1323-ий стрелковый полк под командованием майора Молчанова Георгия Андреевича и в ночь с 11 на 12 под покровом ночи двинулись вверх по реке Припяти через линию фронта. Полк имел с собой минометы, несколько легких орудий и запас боеприпасов.

Катера шли на малойскорости без света. Работа их двигателей сливалась с гулом моторов наших самолетов, наносивших в это время бомбовой удар по обороне противника. Создавался большой шум, который и был подобран специально для скрытого движения катеров. Прошли линию фронта, и наступила тишина.

Перед рассветом катера один за другим подошли к городу. Грозно дохнув пламенем, грянули на заре мощные залпы катерных пушек, а пехота, высадившись с катеров, уже действовала в городе. Насмерть перепуганные фашисты, недоумевая, откуда взялись русские, выскакивали на улицу в одном белье и в панике бежали ошеломленные внезапными и дерзкими действиями советских воинов и моряков, фашисты подтянули к городу крупнокалиберную батарею, танки и самоходы. Решив, во что бы то ни стало уничтожить десант или сбросить его в реку, гитлеровцы обрушили на небольшие пятачки, занятые горсткой наших бойцов и командиров, шквальный огонь изо всех орудий, минометов и пулеметов. Атаки следовали одна за другой, но воины-освободители держались мужественно. В невероятно трудных условиях пришлось действовать морякам-днепровцам. Особенно тяжело было экипажам бронекатеров первой группы высадки - 2,92,93. Они должны были под огнем врага обеспечить доставку резервов и поддержать своим огнем десантников. В один из моментов боя вражеский снаряд прямым попаданием угодил в БК-2. Вздыбившись, словно конь, катер встал поперек реки и медленно начал погружаться. Команда эвакуировала раненных и убитых на берег и бросилась в бой.

Мужественно сражались с врагом гвардейцы БК-92. Экипаж состоял из 14 человек; Чернозубов Игорь Алексеевич - командир, Набиюлла Насыров, киргиз по национальности, парторг, командовал орудием, радист Неволин, гвардии матрос, командир, герой Советского Союза Куликов Алексей Тимофеевич, механик Петр Ефимович Ольховский, 14-ым был его сын, 14-ти летний юнга Олег Ольховский.

Десант начал быстро продвигаться к центру города. Особенно смело действовала группа моряков, в которую входили старшина 1-ой статьи В. Канареев, старшина 2-ой статьи Куколевский и матрос Кириллов. БК-92, прерывая плотную завесу огня, устремился к набережной, героически удерживаемой десантами. Немецкие танки били с берега прямой наводкой. Первым был смертельно ранен Куликов А.Т. Когда до берега оставались считанные метры и десантники приготовились к броску, в этот момент в рубку с левого борта ударил вражеский снаряд. Командира и двух моряков взрывной волной выбросило за борт. Вот уже вышла из строя фашистская самоходка, но содрогнулся БК от разрыва вражеского снаряда, стал крениться на борт. Его охватило пламя, самоходка, успев послать снаряд, который угодил в артиллерийскую башню БК. Смолкла пушка. Погиб Набиюлла Насыров.

Между тем с катера, объятого пламенем, продолжал строчить по врагу пулемет. Это мстил за отца, за друзей Олег Ольховский. Залегли, не выдержав огня, устремившиеся было в атаку немецкие автоматчики. Но через некоторое время жизнь отважного юнги оборвал неприятельский снаряд. В памяти сослуживцев Олег Ольховский навсегда остался подростком с голубыми глазами, смелый, находчивый. Физически крепкий, жизнерадостный, отзывчивый он был любимцем экипажа.

Моряки- днепровцы отомстили за смерть своих товарищей. На помощь десантникам, преодолевая сопротивление врага, с севера, северо-востока июга наступали главные силы фронта. На севере вела бои во взаимодействии с народными мстителями Пинского партизанского соединения 28-ая армия, к Пинску приближалась прославленная в боях 55-ая Иркутская дивизия.

К исходу 13 июля полки Иркутскойдивизии во взаимодействии с частями 61-ой армии, а также моряков Днепровской флотилии и партизан начали атаку на противника, прикрывавшего непосредственно подступы к Пинску и в результате штурма утром (7 часов 50 минут) 14 июля освободили Пинск от немецко-фашистских захватчиков. В этот день столица нашей Родины - Москва салютовала доблестным войскам 1-го Белорусского фронта и морякам-днепровцам.

За освобождение Писка Указом Президиума Верховного Совета СССР Днепровская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени, десять матросов, старшин и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза. Командир БК-92 Чернозубов - орденом Красного Знамени, Насыров, Куликов, Ольховские - орденами Отечественной войны посмертно. При взятии города было убито свыше 170 воинов и 25 днепровцев, из 13 членов экипажа БК-92 погибло 6.

Мы никогда не видели, не знали погибших, не слышали их голоса. Но они и сейчас приходят к нам. Их голос не сгорел в огне, он остался под этим небом, дошел до нас. Они -- любили жизнь, и Родину нашу. Они отдали свои жизни за то, чтобы мы смогли утвердить мир и покой на земле, чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала. Мир, одинаково нужен всем и каждому, живущему на земле. Нужен жителям Европы, Азии, Африки, Америки, «История преподала суровый урок. Слишком дорого заплатили народы за то, что не удалось предотвратить войну, вовремя отвести нависшую угрозу. Нельзя допустить, чтобы трагедия повторилась. Необходимо сделать все, чтобы не допустить новой мировой войны»

История донесет, память сердца поведает новым эпохам, грядущим поколениям и о великой трагедии, и о героической борьбе нашего народа. Десятки, сотни памятников, мемориалов расскажут о легендарных партизанах и о воинах - фронтовиках, отдавших жизнь за нашу свободу, за будущее всего человечества. В 1964 году на месте высадки десанта, здесь в Городском парке, была установлена стела, а в 1967 году напостамент славы установлен БК-92, флагман речных кораблей Днепровской флотилии, символ города, корабль-памятник, корабль-ветеран. Корабль поднят на постамент накануне празднования 50-летия Советской власти, а официальное открытие его, как памятника, состоялось в июле 1968 года, в день Военно-Морского Флота. Увековечив мужество и боевую доблесть моряков Днепровской Флотилии, он стал своего рода эмблемой Пинска.

Авторы проекта памятника - инженер Круглик Николай Григорьевич и архитектор Заржецкий Михаил Сигизмундович. Длина- 20м, Ширина - 4,5м., высота борта - 1,5м., водоизмещение 36т., мощность 1200л. Вооружение: 1 башенное орудие – танковое, 2 саперных пулемета, I пулемет на башне, толщина брони -- 15мм, осадка -- 0,7м. Построен БК-92 летом 1942г. в городе Перми на Каме. Первое боевое крещение корабль принял под Сталинградом, оказывая помощь и огневую поддержку войскам 62-ой армии.

От набережной, главного места сражений, растекаются светлой рекой человеческой памяти -- улицы героев: ул. Ольховских, ул. Насырова, ул. Калинина, ул. Куликова, ул. Белова. Они -- не просто улицы их имен, это - поле их жизни. Вечной! Примерно каждая вторая улица нашего города носит имя героя, оставившего неизгладимый след в памяти народной. И в этом великое достоинство пинчан, сумевших воплотить жизнь героев в жизнь своего города. Улицы помнят. Люди помнят. Помнит земля. В городском парке культуры и отдыха в братской могиле под сенью вековых деревьев покоится прах воинов, отдавших жизнь во имя Родины Вечный огонь, принесенный от стен Брестской крепости, освещает имена, высеченные золотом.

В 1950 – 1967 гг., где находится братская могила около 180 воинов-освободителей Пинска, создан мемориальный комплекс. Его авторы - архитектор Заржецкий и скульптор Шмаков.

Планировка комплекса имеет осевую композицию. В начале аллеи установлен БК-92; перспективу аллеи замыкает прямоугольная площадка, подводящая к двухмаршевой лестнице. Между маршами возведен парапет с именами погибших освободителей. Лестница ведет к главной композицонной части комплекса -- бетонной стеле с бронзовым барельефом: коленнопреклонная мать, скорбящая над могилой своих сыновей, а в вечном карауле матрос и солдат. На стене слова: «Родина сохранит в веках имена героев».

С обеих сторон обелиски на могилах Героев Советского Союза Калинина и Куликова.

Здесь у огня Славы, проходят митинги, посвященные Дню Победы. Сюда ежегодно 9 Мая собираются ветераны, чтобы вспомнить своих боевых друзей и тех, кто погиб, освобождая город.

Мы помним о героях. Помним о тех, кто не увидел победного салюта, но до конца верил в Победу. Скорбной минутой молчания чтим мы память о тех, кто не вернулся с полей сражений. Неумолимо время. Но память о войне - не стынет, она непроходяща, ибо мы дети и внуки солдат Великой Победы. И мы знаем, какой ценой завоеван мир на нашей планете. И здесь у нас в Беларуси, острее где - либо понимаешь, что это такое - война. Каждого четвертого человека не досчиталась после войны наша республика. Более 200 городов и районных центров, более 9-ти тысяч деревень было разрушено и разграблено. Проходит время. Многое изменяется. Но люди остаются людьми. И крепость человеческой души, сила людской стойкости остаются в такой же высокой цене, в какой и были. И именно поэтому имена людей, совершивших подвиг в давно отгремевшей для нас войне, остаются живыми.

В борьбе за мир, не может быть нейтральных и равнодушных, ибо от этого зависит наше завтра и будущее всего человечества. И мы, поколение, над колыбелью которого не свистели свинцовые пули, благодарны им, воинам Великой Отечественной, за тяжелые фронтовые дороги, за невыспанные ночи, за чистое голубое небо, счастливый смех наших детей, который никто не сможет прервать. Отсветы огня Вечной славы,монументы, стелы, памятники - все это не только священная память о погибших. Это напоминание живущим сегодня: быть достойными памяти старших поколений, завоевавших нашу Победу.

И как набат для нас звучат слова Роберта Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучаться

Помните, какою ценой завоевано счастье

Заклинаю –

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Наши рекомендации