Монополистическая конкуренция представляет собой смешение монополии и конкуренции

Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число небольших производителей. Эти производители предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах:

1) в зависимости от качества продукта;

2) от территориального размещения фирмы (маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может конкурировать с крупным магазином, но расположенным вдалеке от оживленного места);

3) в зависимости от методов стимулирования сбыта (реклама путем использования имени известного спортсмена, который потребляет товар);

4) путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара.

Отсюда вытекает развитость неценовой конкуренции. Экономическое соперничество в условиях монополистической конкуренции не сводится к одной лишь цене, но и сосредоточивается на таких факторах, как качество товара, реклама и т.д. Производители в условиях монополистической конкуренции являются небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении. Поэтому вступление в отрасль является относительно легким.

Примерами отраслей, где господствует монополистическая конкуренция, являются розничная торговля, производство парфюмерии, бытовой техники и электроники, верхней одежды.

Прежде всего рассмотрим кривую спроса на продукцию монополистического конкурента. Очевидно, что она эластична, но до определенных пределов. Она более эластична, чем при чистой монополии, так как монополистический конкурент соседствует с другими производителями аналогичного товара. И если, например, цена на его продукцию упадет, то, скорее всего, огромное количество покупателей будет использовать его товар.

Таким образом, степень эластичности спроса зависит в данном случае от числа конкурентов и уровня дифференциации продукта (числа субститутов). Чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, тем больше ситуация будет походить на чистую конкуренцию.

Фирма – монополистический конкурент в краткосрочном периоде будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, как и в случае с монополией, при MR = МС. При этом цена продукции установится выше минимума средних общих издержек (Р > min АТС) и выше предельных издержек (Р > МС).

Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

Фирма может столкнуться и с убытками, но продолжать функционировать до тех пор, пока они меньше постоянных издержек.

Если фирмы в условиях монополистической конкуренции получают экономические прибыли, то это будет побуждать другие фирмы вступать в аналогичную отрасль

Монополистическая конкуренция представляет собой смешение монополии и конкуренции - student2.ru

2. олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество;

ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия – рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.

ОЛИГОПОЛИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

Монополистическая конкуренция представляет собой смешение монополии и конкуренции - student2.ru

Существует два вида олигополии:

1) первый предполагает, что несколько предприятий производят идентичный продукт;

2 ) второй предполагает, что несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако в том и в другом случае производители осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций. Так, если одна фирма будет участвовать в создании новой модели изделия, то она должна наверняка ожидать аналогичных действий со стороны конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения. По этому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или бороться друг с другом.

Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы. Оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются по средним издержкам. В данном случае исчезнет источник экономической прибыли и возникнет ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция.

Наши рекомендации