Тема 1. Предмет и метод политической экономии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ „ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ”
Для иностранных студентов всех направлений подготовки всех форм обучения
Автори Бережная Надежда Ивановна
Попов Александр Евгеньевич
Ответственный за выпуск Попов А.Е.
Харьков, ХНЭУ, 2012
Утверджено на заседании кафедры политической экономии.
Протокол №_7 от _30 января 2012 года
Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины „Политическая экономия”для иностранных студентов всех направлений подготовки всех форм обучения Н. І. Бережна, А.Е. Попов. – Харьков: Изд. ХНЭУ, 2012. – 75 с. (Русск. яз.)
Приведено краткое содержание лекций, описано решение типових задач по темам дисциплины, заданы аналогичные задачи для самостоятельного решения, приведены вопросы для самодиагностики знаний и вопросы активизирующего характера.
Рекомендовано для иностранных учащихся всех направлений подготовки всех форм обучения
Введение
Студенты Харьковского национального экономического университета изучают целый комплекс экономических дисциплин. Первая экономическая дисциплина, которую изучают – политическая экономия, потому что эта дисциплина является методологической основой, фундаментом всех конкретно-экономических дисциплин. Студенту, который хорошо овладеет этой наукой, легче изучать другие экономические дисциплины.
При изучении дисциплины студент должен усвоить основные экономические законы, закономерности развития общества, освоить формулы, необходимые для решения задач, научиться использовать теорию для анализа практических проблем развития стран.
Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи по формурованию у будущих специалистов глубоких экономических знаний, логики современного экономического мышления и экономической культуры, адекватных условиям рыночных отношений, обучение студентов базовым методам анализа экономических процессов, умению принимать обоснованные решения по поводу экономических проблем, связанных с их будущей профессиональной деяльностью.
Прочное и глубокое усвоение дисциплины „Политическая экономия” предполагает прослушивание материала на лекциях и дальнейшую самостоятельную работу. Эта работа включает изучение материала, указаного в списке литературы, осмысление теоретического материала, изложенного в данных методических рекомендациях, приобретение навыков решения задач, логика и последовательность которых приведена в данном пособии, а также ответы на вопросы, направленные на диагностику знаний, полученных в ходе изучения темы.
Профессиональные компетентности, которыми должны овладеть випускники уровня „бакалавр” после изучения учебной дисциплины „Политическая экономия”
Название темы | Компетентности |
Тема 1. Предмет и метод политэкономии | - Способность провести анализ процесса возникновения и развития политэкономии как науки. - способность определить предмет политэкономии. - знание основных методов политэкономии. |
Тема 2. . Производство материальных благ и услуг. Продукт и характер труда | - Способность находить различия ресурсов и факторов производства. - Способность сравнивать понятия средств производства, средств труда, орудий труда. -. Умение строить кривую производственных возможностей. -. Умение рассчитывать альтернативную стоимость, в том числе единицы продукции. | |
Тема 3. Экономические потребности и интересы | - Способность находить различия желаний и потрібностей. - Способность выделять всех потребностей экономические. -. Умение составлять пирамиду потребностей по Маслоу. | |
Тема 4. Социально – экономический строй общества. Экономическая система и законы ее развития | - Способность проводить сравнительный анализ разных типов экономических систем. - Способность рассчитывать курс акций, учредительскую прибыль, номинальную стоимость акций. - Умения определять примущества и недостатки разных экономических систем. - Сравнивать понятия разгосударствления и приватизации - Способность сравнивать разные способы приватизации. | |
Тема 5. Формы организации общественного производства | - Способность разделять понятия стоимости и цены. - способность рассчитывать стоимость товара, вновь созданную стоимость, необходимый и прибавочный продукт, необходимое и прибавочное рабочее время . - уметь рассчитывать количество денег, необходимых для обращения в соответствии с законом денежного обращения . | |
Тема 6. Капитал: процесс производства и накопления. Наемный труд и заработная плата | .-способность анализировать капитал как экономическую категорию. - уметь рассчитывать процесс накопления капитала за несколько лет - способность рассчитывать изменение номинальной, реальной заработной платы, индекса цен - уметьь определять размер повременной, сдельной, повременно-премиальной и сдельно - премиальной зарплаты | |
Тема 7. Издержки производства и прибыль | - Способность вычислять математически и графически изображать валовые, средние и предельные издержки; - Уметь рассчитывать бухгалтерскую, экономическую, нормальную прибыль - Способность определять степень выгодности вложения капитала.. - Способность классифицировать издержки производства на внутренние, внешние, постоянные, переменные - Сравнивать по сущности, структуре и размеру авансированный капитал и издержки производства | |
Тема 8. Рынок: сущность, функции. Модели рынков. Конкуренция и ценообразование | - Способность строить графики спроса, предложения, их изменение под влиянием неценовых детерминантов; - Способность рассчитывать равновесный объем, равновесную цену, размер дефицита или избытка на рынке. - Определять особенности ценообразования на различных типах. рынков | |
Тема 9. Домохозяйства в системе экономических отношений | Способность определять семейный бюджет по статьям доходов и расходов | |
Тема 10. Предприятие как производитель. Валовой доход как прибыль | - Способность рассчитывать время оборота капитала, количество оборотов капитала за год - Уметь определять амортизационные отчисления, годовую сумму амортизации, потери от морального износа основного капитала. - Способность классифицировать элементы капитала по признаку характера переноса стоимости на созданный продукт | |
Тема 11. Отраслевые особенности производства и функционирования капитала. Формы прибыли, процент и рента | - Уметь рассчитывать норму и массу банковской прибыли, знать механизм ее получения. - Способность определять размер торговой прибыли - Сравнивать дополнительные и чистые издержки. - Уметь рассчитать размер арендной платы, дифференциальной и абсолютной ренты, цены земли. | |
Тема 12. Общественное воспроизводство. Общественный продукт и его формы | -Способность систематизировать макроэкономические показатели деятельности государства. - Способность рассчитывать основные макроэкономические показатели. | |
Тема 13. Экономический рост. Занятость и безработица | - Способность определять темпы роста и темпы экономического прироста. - уметь рассчитывать уровень фактической безработицы, естественный уровень безработицы, потери ВВП согласно закону Оукена. | |
Тема 14. Хозяйственный механизм в системе общественного производства. Государство и его экономические функции | -Способность определять инструменты и рычаги краткосрочного и долгосрочного регулирования экономики. - Знание направлений государственного регулирования экономики. | |
Тема 15. Современные экономические системы. Особенности развития переходных экономик | Способность давать характеристику хозяйств ведущих стран мира в конце XX - нач. ХХ1 в. | |
Тема 16. Сущность и структура мирового хозяйства. Формы международных экономических отношений | - Способность рассчитывать абсолютные и относительные преимущества в мировой торгове. - Владеть знаниями по определению абсолютных и сравнительных преимуществ. - Определять влияние изменения курса валюты на динамику экспорта и импорта товаров и капитала. - Знание этапов развития мировой валютной системы и мирового хазяйства. | |
Тема 17.Экономические аспекты глобальных систем и их влияние на экономическое развитие Украины | - Формулировать критерии, по которым проблемы относят к глобальным… - способность определять пути преодоления глобальных проблем |
Модуль1. Общие вопросы и основы рыночной экономики
Тема 1. Предмет и метод политической экономии
1. Развитие экономической мысли и становление политэкономии как науки.
2. Предмет политэкономии.
3. Методы и функции политэкономии.
Экономические учения, которые легли в основу современной политической экономии - это меркантилизм(XV–XVII вв), физиократы(XVII–XVIII вв.), классическая английская политическая экономия (XVIII в.), экономический романтизм, утопический социализм(XV–XIХ вв.), марксистская политэкономия (XIХ в.), историческая школа, маржинализм(XIХ– XХ вв.), неоклассическое направление, кейнсианство(XХ в.) институционализм, неолиберальное направление(ХХ в.)
Политэкономия– это общественная наука, которая изучает экономические законы развития общества, производственные отношения, влияние производительных сил и надстройки на производственные отношения.
Производственные отношения –это экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ
Неэкономические отношения (правовые, религиозные и пр.) называют надстроечными. Производительные силы включают средства производства (здания, сооружения, сырье) и людей с их навыками и способностями. Политэкономия отдельно не изучает также производительные силы
Экономические законы– это постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями или процессами. Различают всеобщие, общие и специфические экономические законы. Всеобщие экономические законыдействуют на протяжении всей истории существования человечества. Общие экономические законыдействуют на протяжении отрезка времени, пока существуют определенные условия. Специфические законыдействуют на протяжении незначительного периода времени
Методыполитической экономии: анализ– это процесс разложения сложного экономического явления на простые составляющие; синтез– процесс, обратный анализу; индукция– сбор фактов и выведение на их основе принципов, обобщений; дедукция– выдвижение гипотезы (непроверенного утверждения) и проверка его на практике; метод сравнения– выявление сходных черт и различий в изучаемых процессах и пр.; метод абстракции, под которым следует понимать удаление второстепенных, незначительных черт и признаков с целью познания сущности изучаемого явления; метод исторического и логического анализа; математические, статистические методы; метод социального эксперимента.
Функции политэкономии – методологическая, познавательная, прогностическая, практическая
Экономика бывает позитивной и нормативной.Нормативная экономикаимеет субъективный характер, она раскрывает экономику такой, какой она должна быть. Позитивная экономикаимеет объективный характер, она описывает экономику такой, какая она есть на самом делена данный момент времени.
Вопросы для самодиагностики знаний.
1. Какие теории легли в основу современной политической экономии?
2. Что изучает политическая экономия?
3. Что такое экономический закон,
4. Что такое производственные отношения?
5. Какие Вы знаете методы политической экономии?
6. Чем отличается нормативная экономика от позитивной?
Проблемные вопросы для самостоятельного рассмотрения
1.Чем отличаются экономические законы от законов природы?
2.Какое значение имеет знание политической экономии?
3.Почему изучение экономических дисциплин всегда начинают с политической экономии?
4.Почему существуют различные точки зрения на одни и те же экономические понятия?