Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е. это спрос на денежные запасы в реальном выражении.

Спрос находится в прямой зависимости от уровня дохода и обратной от величины процентной ставки.

Толчком послужила теория предпочтения ликвидности Кейнса, выдвинувшего три мотива: транзакционный, спекулятивный и из предосторожности.

Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке. - student2.ru Теория транзакционного спроса на деньги (чаще всего относится к M0-M1): чем больше доход, тем больше совершается операций, тем выше спрос на деньги. При этом важную роль играет интервал между получением дохода, который делает спрос либо более (длительный срок), либо менее (короткий срок) напряженным. Исток: уравнение обмена количественной теории денег: MV=PY, или переписанное как M=kPY, где k = 1/V, причем 1/V = M2/ВВП

Графически: прямая Md будет становиться более эластичной по цене в случае роста доходов, то есть становиться более пологой. При этом если уровень цен снизится (точка на прямой) и возникнет избыточное предложение денег (Ms - Ms1), то инфляция подтолкнет цены к равновесному уровню.

Теория портфельного спроса на деньги (работает с M2-M3) разбивает весь спрос на деньги MD на две составляющие MD1 – транзакционный спрос и MD2 – спекулятивный. Первый зависит от Y, то есть доходов, второй от r – величины процентной ставки. Графически: MD = MD1 + MD2

Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке. - student2.ru

MD1 не зависит от ставки процента, MD2 зависит, третий график - их сумма. Последний график: изображает как государство влияет на ставку процента увеличивая или снижая предложение денег. Современные портфельные теории учитывают не только ставку процента по депозитам, но по акциям, облигациям, прочие доходы, инфляцию и располагаемое богатство.

Денежно-кредитная политика на различных фазах экономического цикла.

Цели: регу­лирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции.

Метод: cтимулирующая политика про­водится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.

Инструменты ЦБ: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нор­мы банковского резервирования.

Операции на открытом рынке- покупка или продажа государственных долговых цен­ных бумаг. В России до финансового кризиса 1998 г. существо­вал достаточно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

Учетно-процентная политиказаключается в ре­гулировании величины учетной процентной ставки, по кот коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у ЦБ.

Норма банковского резервирования устанавливается ЦБ и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от экономической конъюнктуры. В России Закон о ЦБ предостав­ляет ЦБ возможность гибко изменять обязательную норму банковского резервирования.

Мягкая кредитно-денежная политика(поли­тика «дешевых денег»), направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение про­центных ставок. Действия ЦБ:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, пе­реводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерчес­кими банками и увеличивает денежную массу.

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитова­ния своих клиентов по пониженным процентным ставкам.

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Жесткая кредитно-денежная политика(политика «дорогих денег»), сдерживает рост денежной мас­сы и может использоваться для противодействия инфляции. Действия ЦБ:

а) продает гос ценные бумаги на открытом рынке, что вы­зывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов насе­ления, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению воз­можностей кредитования коммерческими банками и сокращает денеж­ную массу.

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у ЦБ и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и возможности кредитования, ЦБ влияет на конечный совокупный спрос: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

Однако в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных про­цессов. В стремлении добиться стабилизации экономики ЦБ сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инст­румента монетарной политики - контроль над денежным предложением или контроль над динамикой про­центной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мне­нию представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам».Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу:масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизи­тельно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связы­вает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетар­ное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одоб­рено в законодательном порядке.


Наши рекомендации