Основные категории и понятия. Конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция
Конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция.
Монополия, чистая монополия, искусственная монополия, картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, естественная монополия, временная монополия, государственная монополия, случайная монополия, монопсония, двусторонняя монополия, дуополия, ценовая дискриминация, индекс Ленера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, антимонопольная политика.
Монополистическая конкуренция, дифференциация продукта, неценовая конкуренция, модификация продукта, реклама.
Олигополия, олигополистическая взаимосвязь, дуополия, ценовое лидерство, ценовая война, сговор, картель, модель Курно
Вопросы для обсуждения
1. Какие существуют условия возникновения совершенной конкуренции?
2. Почему имеется несколько разновидностей несовершенной конкуренции?
3. Может ли и в силу каких причин возникнуть на конкурентном рынке монополия, а на монопольном рынке иметь место конкуренция?
4. Какие характерные черты присущи монополии? Приведите примеры отраслей, соответствующих этой рыночной структуре.
5. Может ли потребитель влиять на цену продукции в условиях монополии? Может ли монополист регулировать цену? Поясните взаимодействие на рынке монополиста-производителя и покупателей его товара.
6. Как изменяется предельный доход монополиста при изменении валового дохода? Когда валовой доход фирмы монополиста имеет максимальную величину?
7. Монополист обладает некоторой властью над ценой. Значит ли это, что фирма-монополист не может иметь убытков?
8. Если фирма монополист имеет убытки, то как долго это может продолжаться? Какие меры фирма-монополист может предпринять для ликвидации убытков?
9. Предположим, что фирма-монополист в условиях равновесия имеет прибыль. Означает ли это, что данная прибыль достигнута при максимальной величине валового дохода?
10. Дайте определение ценовой дискриминации. Какие условия необходимы для проведения ценовой дискриминации?
11. Дайте определение индекса Лернера. В каких пределах этот показатель может изменяться?
12. Дайте определение индекса монопольной власти Херфиндаля - Хиршмана. Чему равен этот показатель, если в отрасли действуют 100 одинаковых фирм? Действует одна фирма?
13. Приведите примеры естественной монополии. Почему государство осуществляет регулирование естественной монополии?
14. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции, а также в чем заключаются их преимущества и недостатки?
15. Назовите признаки монополистической конкуренции. Приведите несколько примеров товаров из числа приобретенных вами за последний месяц, продажа которых осуществляется в условиях монополистической конкуренции. Поясните приведенные примеры.
16. Фирма-монополистический конкурент в своей деятельности широко использует неценовую конкуренцию. Какие формы неценовой конкуренции при этом используются?
17. Дайте определение дифференциации товара. Приведите несколько примеров дифференцированных товаров. Можно ли назвать дифференцированным товаром сигареты «Прима», изготовленные разными табачными фабриками?
18. Большинство продавцов утверждает, что реклама является «двигателем» торговли, а отдельные покупатели утверждают обратное. Кто из них прав в своей оценке? Сформулируйте достоинства и недостатки рекламы.
19. Какие, на ваш взгляд, требования необходимо предъявить к рекламе товаров в российских СМИ?
20. В условиях монополистической конкуренции фирмы используют производственные возможности не совсем эффективно, что является предметом справедливой критики «широкой общественности». Есть ли у вас аргументы в защиту монополистической конкуренции? Можно ли снизить затраты на товары, выпускаемые монополистическим конкурентом?
21. Какими причинами можно объяснить существование олигополии? Назовите признаки, отличающие олигополию от монополистической конкуренции.
22. Дайте определение олигополистической зависимости. Как она проявляется? Приведите несколько примеров, связанных с олигополистической зависимостью. Наблюдается ли такая зависимость на рынке монополистической конкуренции?
23. Почему фирмы-олигополисты способны удерживать цены в краткосрочном периоде?
24. Почему, по вашему мнению, нет единой теории поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде?
25. Может ли участник картеля нарушить условия соглашения или предпочитает соблюдать условия соглашения?
26. В каких случаях и кем может быть объявлена ценовая война в условиях олигополии? Как это отразится на фирмах-производителях и покупателях их товаров?