Принципы и методы налогообложения
Принципы построения налоговой системы РФ изложены в ст. 3 главы 1 Налогового кодекса РФ:
- каждое лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы;
- законодательство о налогах и сборах основывается на при
знании всеобщности и равенства налогообложения;
- при установлении налогов учитывается фактическая спо
собность налогоплательщика к уплате налога;
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный ха
рактер и различно применяться исходя из социальных, ра
совых, национальных, религиозных и иных подобных кри
териев;
- при установлении налогов должны, быть определены все
элементы налогообложения;
- акты законодательства о налогах и сборах должны быть
формулированы таким образом, чтобы каждый точно знал,
° акие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности
актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
С проблемой установления налоговых ставок непосредственно связан применяемый в каждом'конкретном случае метод налогообложения, т.е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.
Выделяют следующие методы налогообложения:
- равное;
- пропорциональное;
- прогрессивное;
- регрессивное.
Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой.
Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.
Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли, по НДС установлены две ставки — 18 и 10%, налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения.
Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества.
Регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается.
Налоговая система РФ
Государственная налоговая система — это совокупност) императивных, т.е. повелительных и не допускающих выбо ра форм обобществления части совокупного дохода организа ций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных потребительских, ресурсных и имущественных налогов, атак же комплекс экономико-правовых и методико-функциональ; ных принципов и реализующих их действий государственны* органов управления в лице финансовых и налоговых админи страций.
Государственная налоговая система, как организационно правовой механизм, отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления. По состоянию налоговых правоотношений в государстве судят о его прогрессе и регрессе.
Принципиальные основы построения национальных на логовых систем определяет Конституция конкретного государства. Принципы построения государственной налоговой системы есть свидетельство не только состояния государственной власти, но и индикатор цивилизованности общества в целом.
Принципы построения налоговой системы РФ изложены в ст. 3 главы 1 Налогового кодекса РФ:
- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
- при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
- при установлении налогов должны, быть определены все элементы налогообложения;
акты законодательства о налогах и сборах должны быть формулированы таким образом, чтобы каждый точно знал,
° акие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности
актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Государственная налоговая система как целостная и организованная структура работает в заранее заданном правовом режиме, организованном в соответствии с экономической логикой и положениями Конституции государства. Высшие цели, видение, целевые установки, принципы организации системы налогообложения и принципы управления ею образуют предмет Налоговой политики государства. Основу данной политики составляет налоговое право. Положениям налогового права должна подчиняться вся внутренняя организация системы, включая ее функциональные подсистемы: планирование и прогнозирование, регулирование и контроль.
Действующая налоговая система государства — это:
1. Свод прав и обязанностей участников налоговых действий. Совокупность конкретных видов налогов, платежей,сборов. Алгоритмы формирования их налогооблагаемых бази сумм налоговых расходов.
2. Федеральные и региональные налоговые администрации(Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ, структуры Министерства финансов (МФ) РФ по вопросам налогообложения идругие органы).
3.Научно-исследовательские структуры ФНС РФ, МФ РФ, ассоциации ученых и практиков, занятые поиском более совершенных концепций налогообложения.
4.Различные органы судебной власти, прокуратуры, арбитражные суды.