Термины. Галопирующая инфляция

Инфляция

Инфляция спроса

Инфляция издержек

Ползучая инфляция

Галопирующая инфляция

Гиперинфляция

Ортодоксадьно-монетаристская программа финансовой стабилизации

Гетеродоксная программа финансовой стабилизации

Индексация доходов населения

Порог индексации

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под инфляцией, на какие виды и типы она класси­фицируется?

2. В чем состоят негативные последствия инфляции?

3. Какие важнейшие меры и программы предусматриваются для борьбы с инфляцией?

4. В чем состоят основные особенности инфляции в России и антиин­фляционной политики государства в 1990-е гг.?

5. Каковы правовые основы индексации доходов граждан?

6. Что такое порог индексации?

7. Какие источники средств должны использоваться при индексации до­ходов?

Глава 15. Налогообложение доходов

15.1. Особенности налогообложения доходов в России

Фискальная направленность налогов

Рассмотрим важнейшие особенности современного налогообложе­ния доходов в России в сопоставлении с опытом стран с развитой рыночной экономикой (подробно о нем см гл. 22). Эти особенности принципиальны, и объяснение их достаточно просто.

Налоговая система западных стран формировалась и функциони­рует в условиях нормального экономического развития, налоговая же система России находится под воздействием глубокого социально-экономического кризиса. Влияние этого кризиса характеризует обоб­щающий показатель — доля налоговых поступлений в валовом на­циональном продукте (ВНП).

Этот показатель для развитых стран за последние десятилетия представляет собой высокую и относительно стабильную величину. Принципиально иное положение сложилось в РФ. Если в 1992 г. доля налоговых поступлений в ВНП РФ составляла около его половины, в том числе федеральная их часть — около 18%, то в 1997 г. эти доли соответственно сократились до примерно 20 и 10%, а в 1998 г. под воздействием финансового кризиса уменьшились еще примерно вдвое. И это в условиях, когда ВНП за рассматриваемый период со­кратился более чем наполовину.

Именно поэтому российская система налогообложения преиму­щественно подчинена фискальной задаче (т.е. наполнению доходной части госбюджета). Все прочие современные задачи, свой­ственные налоговой системе Запада, особенно стимулирование про­изводства и соблюдение социальной справедливости, остаются на втором плане.

О предпочтении фискально-перераспределительных задач в рос­сийской системе налогообложения свидетельствуют не свойственная западным странам частота взимания налогов с предприятий, попытки взимать налоги с отгруженной продукции независимо от ее оплаты, что при систематических неплатежах ставит предприятия в тяжелое финансовое положение.

Фискальным креном, а не только несовершенством налоговых служб объясняются огромные масштабы укрытия от налогов (35— 40%), в 2-3 раза превышающие аналогичные показатели запад­ных стран. В России используются различные формы укрытия дохо­дов от налогов. Наиболее распространенными из них являются: зло­употребление льготами, предоставляемыми по тем или иным налогам, использование бартера, который позволяет не платить налоги; ис­пользование разницы между реальной стоимостью товаров и большей суммой, указанной в договоре, причем разница не подпадает под на­логообложение; завышение издержек производства при расчете на­лога на прибыль; система «черного нала» — различные методы рас­чета оплаты доходов либо с помощью полностью не учтенной и поэ­тому не подлежащей налогообложению наличности, либо на основе искаженных данных, что позволяет укрыть от налогов большую часть дохода.

Распределение налогов по бюджетным уровням

Много негативных черт присуще и другому обобщающему по­казателю, характеризующему положение в системе налогообложе­ния, — распределению налогов по различным бюд­жетным уровням. В России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Распределение по бюджетным уровням основывается на сочетании их долевого участия в основных налоговых поступлениях и субсидирования нижестоящих уровней вышестоящими (прежде всего трансферты федерального уровня).

На практике указанное распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся, в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступ­лениях, в попытках получить льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в недостаточном удовлетворении социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром на­логовых поступлений. Отсюда проистекают попытки отказа или за­держки в перечислении средств в федеральный бюджет и, наоборот, частые и произвольные изменения обязательств центра по отчисле­ниям субъектам Федерации. Эти противоречия, усиленные все воз­растающим уменьшением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Федерации, заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.

15.2. Важнейшие налоги

Общая характеристика налогов

Важнейшими показателями, позволяющими и качественно, и ко­личественно сопоставить системы налогообложения России и стран с развитой рыночной экономикой, служат данные по конкретным налогам. В России используются те же основные налоги, что и в раз­витых странах. Однако за этим формальным сходством кроются серьезные отличия.

В России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, ос­новные налоговые поступления формируются за счет примерно де­сяти основных налогов (хотя общее число налогов может быть гораздо большим). Кратко охарактеризуем эти основные налоги.

Все налоги в России, как и в странах с рыночной экономикой, разделяются на две группы. Первая группа — прямые налоги, взимае­мые либо с доходов, либо с имущества и соответственно оплачивае­мые владельцами соответствующих доходов и имущества. Вторая группа — косвенные налоги, включаемые в цену облагаемых товаров и услуг (либо как надбавки к цене, либо как часть издержек произ­водства). В нормальных экономических условиях оплата этих налогов ложится на конечных потребителей товаров и услуг, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно производители и продавцы обла­гаемой продукции.

Прямые налоги

Население (физические лица) платят три основных прямых на­лога: индивидуальный подоходный налог, взносы работодателя на соци­альное страхование и налог на имущество. Взносы на социальное стра­хование отчисляются во внебюджетные фонды и затем могут служить только финансовой базой соответствующих социальных выплат. Для предпринимателей (юридических лиц) установлены два основных прямых налога: налог на прибыль и налог на имущество (капитал).

Особо выделяются налоги на доход индивидуального и мелкого предпринимательства. Наиболее апробирован международной прак­тикой вмененный налог, устанавливаемый по заранее предполагаемому объему доходности той или иной предпринимательской деятельности. Этот налог взимается часто заранее, например в виде оплаты лицензий на занятие той или иной деятельностью.

Косвенные налоги

К основным косвенным налогам относятся прежде всего налоги на потребление, включающие налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.

НДС взимается на каждой стадии производства и обращения в виде процентной надбавки к добавленной стоимости (товарной про­дукции за вычетом материальных затрат, кроме амортизации). Этот налог выплачивается в бюджет чаще всего производителем в виде раз­ности между НДС, начисленным на произведенные и проданные то­вары и услуги, и НДС, начисленным на приобретенные для произ­водства этих товаров и услуг сырье, материалы и другие предметы труда. Налог с продаж начисляется на конечной стадии товарообо­рота, обычно в торговле, также в виде процентной надбавки к про­дажной цене.

К косвенным налогам принадлежат акцизы, установленные в виде высокой процентной надбавки к цене (либо в абсолютном стоимост­ном выражении на определенную единицу измерения) специально отобранной группы товаров, прежде всего алкогольных напитков и табачных изделий.

Особую группу косвенных налогов составляют таможенные (экс­портные и импортные) пошлины, начисляемые на товары в сфере внеш­ней торговли.

Своеобразную группу косвенных налогов образуют взносы пред­принимателей на социальное страхование. Они относятся к косвенным налогам потому, что их разрешено включать в издержки производства. В нормальных экономических условиях эти взносы включаются в рас­ходы конечных потребителей товаров и услуг облагаемых предпри­нимателей.

В России широко используются и некоторые другие внутренние косвенные налоги (т. е. налоги, включаемые в издержки производст­ва), например отчисления в дорожный и в жилищный фонды.

В общем объеме налоговых поступлений в России указанные на­логи составляют примерно 90%. Роль других прямых и косвенных налогов заметно ниже, и в основном они распространяются на оп­ределенные региональные и местные уровни.

Налогообложение прибыли

Прибыль является основным стимулом частнопредприниматель­ской деятельности в рыночной экономике. Поэтому при ее налогооб­ложении остро встает проблема количественных критериев, которые необходимо соблюдать, чтобы чрезмерные налоговые изъятия из при­были не подрывали ее производственно-стимулирующую функцию. Международная практика выработала такие критерии. Считается, что доля налоговых изъятий из прибыли не должна превышать 30—40%. Если подобные изъятия составляют более 50% прибыли, то они крайне отрицательно и даже разрушительно действуют на ее производствен­но-стимулирующую функцию. Налогообложение прибыли в странах с развитой рыночной экономикой формируется в соответствии с этими критериями. Поэтому доля налогов на прибыль в общих налоговых по­ступлениях этих стран, как правило, относительно умеренна (5—10%).

В России ситуация в налогообложении прибыли противополож­ная, что вызвано преимущественно фискальными соображениями. Это характеризует показатель доли налога на прибыль во всех нало­говых поступлениях.

В оценке фискальной роли налога на прибыль следует выделять два периода: 1992-1995 и 1996-1998 гг. В первый период доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях достигала примерно 1/3, что явно не соответствовало международным стандартам. Каковы же основные факторы завышения налогообложения прибыли в России?

Во-первых, несмотря на установленную в 1992-1998 гг. умеренную ставку налога на прибыль (35% для предприятий и 43% для банков­ских и других кредитных учреждений), реально она была намного выше. В развитых странах при определении налогооблагаемой при­были из валовой выручки разрешено исключать практически все из­держки производства. Ограничения подобных исключений, например «чрезмерных» представительских расходов, незначительны. В России эти ограничения гораздо шире и жестче. Так, в себестоимость при определении налогооблагаемой прибыли разрешается включать лишь незначительную часть процентных платежей за кредит, которые в Рос­сии весьма велики. Это приводит к тому, что реальная ставка налога на прибыль, соответствующая международным стандартам, завыша­ется по сравнению с официально объявленной ставкой.

Во-вторых, на увеличении налогообложения прибыли сказывает­ся слабое использование общих налоговых льгот: преобладали и пре­обладают индивидуальные льготы.

В-третьих, в 1992-1995 гг. в рамках налога на прибыль взимался еще и своеобразный налог на сверхнормативную заработную плату (35% к средней заработной плате работников за вычетом небольшого минимума).

В-четвертых, заметные изъятия из прибыли российских предпри­ятий происходят за счет налога на их имущество, налогов на природ­ные ресурсы (в добывающей промышленности), ряда местных нало­гов и т.д.

В результате, по косвенным оценкам, общая ставка налога на при­быль в 1992-1995 гг. составляла около 70%, а в 1996-1998 гг., после отмены налога на сверхнормативную заработную плату, — около 55%. С учетом указанных иных налоговых изъятий из прибыли вполне обо­снованны заявления предпринимателей, что они вынуждены отдавать в виде налогов до 70-100% прибыли, а то и выше.

Налоговая нагрузка распределяется по различным видам предпри­нимательской деятельности крайне неравномерно. По оценкам 1995— 1996 гг., суммарная величина всех налоговых изъятий из прибыли в реальном секторе производства товаров колебалась по отдельным предприятиям в пределах 45-185% прибыли; в торговле — 58-150; в предоставлении услуг — 65-86%. В особо благоприятном положе­нии находились финансовые услуги, пользовавшиеся в 1995-1996 гг. широкими налоговыми льготами, например освобождением от нало­гообложения высоких доходов по государственным ценным бумагам. Финансовый кризис в августе 1998 г., резко ухудшив ситуацию во всех сферах деятельности, не изменил указанных различий налогообло­жения прибыли.

Столь чрезмерная налоговая нагрузка вместе с сокращением про­изводства и другими негативными факторами привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины предприятий страны стали убыточны­ми, ряд других перешли в теневую экономику. В результате доля на­лога на прибыль во всех налоговых поступлениях в этот период со­кратилась более чем вдвое, составив 10—16%.

Подобное «сближение» доли налога на прибыль во всех налоговых поступлениях России с аналогичным показателем в странах с разви­той рыночной экономикой определялось принципиально разными причинами. В этих странах относительно умеренная доля налога на прибыль была вызвана в первую очередь проведением в 1980-1990 гг. налоговой реформы, приведшей и к заметному снижению ставок на­лога на прибыль, и к уменьшению предоставляемых по этому налогу льгот. В России снижение доли налога на прибыль было вызвано, как отмечалось выше, прежде всего заметным сокращением налогообла­гаемой базы в результате огромного уменьшения реального произ­водства и роста теневой экономики.

Что касается такой специфической формы налогообложения, как вмененный налог, то его установление и взимание требует особого контроля для предотвращения чрезмерных налоговых ущемлений ин­дивидуального и малого предпринимательства.

Подоходный налог с физических лиц

По сравнению с другими основными налоговыми поступлениями в России крайне низка доля индивидуального подоходного налога — около 8-10% против 25-40% в странах с развитой рыночной эконо­микой. И это происходит несмотря на переход с 1992 г. от пропор­ционального обложения (13% заработной платы) к прогрессивному (нижняя ставка — 12%; верхняя — около 1/3 дохода). Первая причина этого — низкий и к тому же еще более снизившийся за 1992-1998 гг. уровень жизни основной массы населения.

Так, при использовании при сопоставительских расчетах пари­тета покупательной способности валют средняя заработная плата в США в 1994 г. превышала среднюю заработную плату в России более чем в 6 раз, а в 1998 г. — уже более чем в 8 раз. Если же в сопоста­вительских расчетах использовать официальный валютный курс, то превышение средней заработной платы в США над средней заработ­ной платой в России увеличивается в 3-5 раз, поскольку валютный курс всегда заметно недооценивает цены товаров и услуг развиваю­щихся стран, к тому же находящихся в кризисной ситуации, по срав­нению по странами с развитой рыночной экономикой и твердой ва­лютой.

В России наиболее низкую заработную плату по сравнению с США получают работники с более высокими образованием и квали­фикацией. Например, в машиностроении США средняя заработная плата еще в 1994 г. была выше средней заработной платы в аналогич­ной отрасли в России при измерении по паритету покупательной спо­собности валют в 12,4 раза и при измерении по официальному ва­лютному курсу — в 32,3 раза. В науке аналогичные величины — 13,8 и 36,4 раза — также в пользу США. За последующие годы этот разрыв еще более увеличился.

Вторая причина относительно малого удельного веса подоходного налога во всех налоговых поступлений в России состоит в резком падении доли заработной платы в национальном доходе страны. А ведь основная доля индивидуального подоходного налога в разви­тых странах состоит из налога с заработной платы, к тому же эта часть подоходного налога с населения в нормальных рыночных условиях собирается лучше, чем другие виды налогов.

Еще одна характерная черта подоходного налога состоит в том, что основная фискальная нагрузка приходится на среднеобеспеченные и даже малообеспеченные слои населения при явно недостаточ­ном обложении наиболее высоких доходов. Эта особенность подо­ходного налога в России обусловливается тем, что его ставки связаны с определенными уровнями доходов населения, которые в малой сте­пени корректируются в соответствии с масштабами инфляции.

Так, минимальная ставка подоходного налога в России в 12% в 1998 г. относилась к годовому доходу 20 тыс. руб. и ниже. В апреле 1999 г. максимальные уровни доходов, относимые ко всем ставкам подоходного налога, были повышены в 1,5 раза. Тем самым мини­мальная ставка подоходного налога в 12% стала относиться уже к го­довому доходу 30 тыс. руб. и ниже. Однако это «повышение» выглядит совсем иначе, если учесть рост цен. В целом с 1998 г. до весны 1999 г. потребительские цены возросли минимум в 2,5 раза. С учетом этого годовой доход 30 тыс. руб., формально превышающий в 1,5 раза выс­ший уровень облагаемого по минимальной ставке в 12% денежного дохода в 1998 г., в сопоставимом виде с предшествующим годом со­ставляет лишь 12 тыс. руб., т.е. 60% от уровня 1998 г. Иначе говоря, в группу малообеспеченных семей, облагаемых по минимальной став­ке подоходного налога, попадают в 1999 г. лица с заметно более низ­ким реальным доходом, чем это было в 1998 г.

Такая же картина возникает при обращении к максимальной став­ке подоходного налога в 35%. Формально в 1998 г. по этой ставке облагался годовой денежный доход 100 тыс. руб. и выше, а весной 1999 г. — годовой доход в 1,5 раза больше, т.е. 150 тыс. руб. и выше. Однако с учетом указанного выше роста потребительских цен по срав­нению с 1998 г. весной 1999 г. по максимальной ставке подоходного налога в 35% облагались годовые денежные доходы 90 тыс. руб. и выше, т.е. реально максимальное обложение налога оказалось на 10% ниже, чем в 1998 г.

Если перевести расчеты с годового на месячный уровень, то ока­зывается, что в 1998 г. по минимальной ставке подоходного налога в 12% облагался денежный доход 1666 руб. и ниже, а весной 1999 г. — реально лишь доход 1000 руб. и ниже. По максимальной ставке в 35% в 1998 г. облагались месячные денежные доходы 8300 руб. и выше, а весной 1999 г. — реально уже 7500 руб. и выше.

Тем самым становится очевидным, что прогрессивная шкала ста­вок подоходного налога в России в условиях инфляции и при отсут­ствии серьезного противодействия все более сильно воздействует на мало- и среднеобеспеченные слои населения. С 1 января 2000 г. став­ка подоходного налога в 30% установлена для годовых денежных доходов свыше 150 тыс. руб. Она может оказаться под влиянием вы­сокой инфляции на верхнем, а затем и более низком уровне доходов среднеобеспеченных слоев населения.

Следовательно, именно среднеобеспеченные слои населения, а также и малообеспеченные слои в пределах низших ставок образуют основную налоговую базу прогрессивного подоходного налога. Высокообеспеченные слои населения, по сути дела, избегают влияния прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, выплачивая налог по ставкам, соответствующим уровню доходов среднеобеспеченных слоев.

Особенности косвенных налогов

В России косвенные налоги играют все большую роль в налоговой политике государства. Так, основной косвенный налог — НДС с 1996 г. обеспечивает более трети налоговых поступлений в госбюджет страны. Примерно около 1/5 от величины НДС составляют косвенные налоги в дорожный и жилищный фонды.

Все косвенные налоги дают свыше 60% налоговых поступлений в России. Подобная доля этих налогов в общем налогообложении со­ответствует уровню развивающихся стран, тогда как в странах с раз­витой рыночной экономикой доля косвенных налогов находится в пределах 30—50%. Высокая доля косвенных налогов во всех налоговых поступлениях — показатель низкого уровня экономического развития страны и низкого жизненного уровня населения.

Второй по значимости вид косвенного налогообложения — взно­сы предприятий на социальное страхование (см. гл. 13). Этот специ­фический косвенный налог составляет более 1/5 налоговых поступ­лений, что соответствует уровню многих развитых стран. Его ставка в России (около 40% фонда заработной платы предприятия) весьма высока. В странах с развитой рыночной экономикой аналогичная ставка колеблется от 15-20 до 40-50%. В ряде этих стран установлен и относительно высокий прямой налог (или взносы) в социальные фонды, оплачиваемые самими работниками из своих доходов. В Рос­сии же предприятия покрывают почти весь объем взносов в социаль­ные фонды, а социальный налог на работников составляет лишь 1% от их заработной платы.

Использование других косвенных налогов — налога с продаж, ак­цизов и таможенных пошлин — с 1992 г. распадается на два этапа. Первый этап — заметное или полное падение их значения; второй этап, связанный с резким обострением проблемы нехватки налогов, отличается повышением роли всех этих налогов как возможных до­полнительных источников пополнения доходов госбюджета.

Так, государство разрешило ввести налог с продаж на уровне субъ­ектов Федерации для удовлетворения региональных и местных фи­нансовых нужд. Сосуществование НДС и налога с продаж — доста­точно редкое явление в международной практике: обычно использу­ется либо тот, либо другой налог с явным приоритетом НДС.

Значение акцизов в налогообложении России упало из-за отмены государственной монополии на производство и распределение алко­гольной и табачной продукции. В результате доля акцизов во всех налоговых поступлениях снизилась до нескольких процентов, что ли­шило госбюджет устойчивого и высокого дохода. В последние годы предпринимаются настойчивые попытки восстановления монополии на распределение алкогольной продукции, что, как показывает опыт, является достаточно сложной задачей.

Значение таможенных пошлин в России в последние годы также снизилось в результате определенного копирования опыта развитых стран. В настоящее время приняты определенные меры для использо­вания системы таможенных пошлин и как дополнительного источни­ка налоговых поступлений в госбюджет, и как способа решения других важных экономических задач, например защиты отечественного про­изводителя. Международный опыт свидетельствует, что таможенная политика может оказать заметную помощь в решении подобных задач.

Возможность переложения налогов

Проблема переложения налогов — одна из самых сложных в теории и практике налогообложения. Речь идет об определении того субъ­екта, который в конечном счете покрывает (оплачивает) указанные налоги. Как отмечалось, в налоговой практике проблема переложения налогов решается просто: предполагается, что прямые налоги пол­ностью оплачиваются владельцами облагаемых доходов и имущества; косвенные же налоги целиком покрываются конечными потребите­лями продукции (хотя вносят эти налоги в бюджет либо производи­тели, либо продавцы данной продукции).

В действительности же вопрос о реальных субъектах налогообло­жения выглядит гораздо сложнее (за исключением прямых налогов с населения). Например, в условиях хотя бы частичного управления рынком своей продукции и нормальной экономической конъюнкту­ры компании могут перекладывать если не весь объем своего прямого налогообложения (вроде налога на прибыль), то хотя бы часть этого объема на покупателей и потребителей своей продукции, т.е., по сути дела, переводить подобные прямые налоги хотя бы частично из раз­ряда прямых в разряд косвенных. И наоборот, при плохой реализации продукции компании подчас не могут полностью переложить возмещение косвенных налогов на покупателей и вынуждены покрывать их хотя бы частично за счет своей прибыли. Тем самым эта часть косвенных налогов превращается в прямое налогообложение пред­принимательства.

Проблема переложения налогов из-за коммерческой тайны и других причин крайне трудна и сложна для чисто количественного ее определения и соответственно для принятия каких-либо практических мер по ее решению. Поэтому в практике налогообложения в условиях нормального экономического роста ее чаще всего игнорируют.

В современной России с ее глубочайшим стагфляционным кри­зисом важное практическое значение проблемы переложения налогов бесспорно, причем прежде всего применительно к косвенным нало­гам. Очевидно, что для преобладающего большинства предприятий ограничения спроса на их продукцию неминуемо приводят к тому, что они вынуждены оплачивать налагаемые на них косвенные налоги (прежде всего такие крупные, как НДС и взносы на социальное стра­хование) в значительной их части, если не целиком, за счет и соб­ственной прибыли, и собственных оборотных средств. Это ставит их в тяжелейшее финансово-экономическое положение.

Поэтому проблема уменьшения налогового бремени на россий­ское предпринимательство, особенно в реальном секторе производ­ства, предполагает разработку и использование мер уменьшения тя­жести как прямого, так и косвенного налогообложения.

15.3. Проблемы реформы налоговой системы

Сущность предлагаемых налоговых мер

Критическое состояние российской системы налогообложения стимулировало примерно с 1996 г. разработку ряда проектов по ее ре­формированию, чаще всего в рамках Налогового кодекса. Основная цель преобладающего большинства проектов — улучшить условия для российских товаропроизводителей. К наиболее важным мерам отно­сятся сокращение налогообложения прибыли — снижение официаль­ной ставки налога на прибыль; расширение издержек производства, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли; введение не­которых важных налоговых льгот, в том числе стимулирующих ин­вестиции в производство; снижение ставки НДС и взносов предпри­ятий на социальное страхование.

Несомненно, что подобные налоговые меры должны снизить фис­кальное давление на производителя и способствовать стимулирова­нию производства в реальном секторе.

Увеличение собираемости налогов

В последнее время выдвинуты некоторые радикальные предло­жения по увеличению собираемости налогов. В соответствии с ними НДС и взносы предприятий на социальное страхование (а также не­которые другие косвенные налоги, вроде транспортного) должны быть заменены всеохватывающим налогом с оборота. Этот налог на­кладывается на все денежные сделки по относительно низким и диф­ференцированным ставкам; часть налога направляется затем целевым назначением в Пенсионный и другие внебюджетные фонды.

Подобная мера, по мнению ее сторонников, более соответствует современному состоянию хозяйства России, позволяя переложить на­логи и на теневой сектор и в целом резко упростить налоговое дело­производство. Введение налога с оборота рассматривается как вре­менная мера, целью которой является консолидация средств для пе­рехода к экономическому росту.

Выводы

1. Главной особенностью системы налогообложения России является преимущественная подчиненность выполнению фискальной функции. Пос­леднее относится ко всем основным налогам в России.

2. Применительно к налогообложению прибыли российская система ха­рактеризуется чрезмерно высокими налоговыми изъятиями из нее, подры­вающими производственно-стимулирующую функцию прибыли.

3. Подоходный налог характеризуется тем, что в качестве основной на­логовой базы опирается на доходы мало- и среднеобеспеченных слоев на­селения.

4. Все большую роль в налогообложении России играют косвенные на­логи, особенно налог на добавленную стоимость.

5. Крупнейшим недостатком российской системы налогообложения яв­ляется устойчивое уменьшение поступлений налогов в госбюджет в резуль­тате огромного сокращения производства, роста теневой экономики, боль­шого ухода от налогов.

6. В налоговой политике России в последнее время принимаются опре­деленные меры налогового стимулирования производства.

7. Решение проблемы сбора налогов и наполнения доходной части гос­бюджета требует увеличения налоговой базы посредством возобновления экономического роста. Наряду с налоговым стимулированием реального сек­тора производства это связано с необходимостью и других мер активной про­мышленной политики российского государства.

Наши рекомендации