Ценообразование на мировых товарных рынках
Различных типов
В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации рынков, в том числе и мировых, служат характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают по этому критерию четыре типа рынков:
• совершенной (чистой) конкуренции;
• чистой монополии;
• монополистической конкуренции;
• конкуренции немногих поставщиков — олигополии. Прежде всего эти рынки различаются количеством субъектов
торговли, что очень сильно влияет на механизм ценообразования.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется в первую очередь очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисконту), которые не столь значительны, в пределах 3—5%. Выигрыш экспортера — в возрастающих объемах поставок.
Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительского спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители — на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.
На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления — одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, в том числе продовольствием и т.д.
Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае
диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет конкуренту проникновение.
Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете тогда общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда, под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, но все же он будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие ценовая дискриминация, означающее, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее, от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда учитывается, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.
В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 1970—1980-х гг. на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания «Де Бирс» на рынке алмазов.
Рынок монополистической конкуренции — смешанный тип рынка. На нем присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но занимающих видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.
Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но используемые для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями — поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров, заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей — поставщиков химических волокон.
Рынок конкуренции немногих поставщиков (олигопольный) характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок при незначительной роли малых фирм. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства в рекламные мероприятия.
Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, — установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. — требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют не афишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.
Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, была ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти). В течение длительного времени этому картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.
Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Степень воздействия субъектов олигопольного рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.
Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования — процесс, значительно отличающийся, например, от ценообразования на рынках сырья и полуфабрикатов, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.
Динамика и уровни мировых цен на сырую нефть в существенной мере складываются под воздействием ОПЕК, на которую приходится примерно 2/5 мирового нефтяного экспорта. Особенно показателен в этом отношении период скачков и падений цен в последние годы (1999—2001), когда после некоторого умеренного роста в 1995—1998 гг. (16—20 долл. за баррель) они резко упали (до 9—10 долл.) в начале 1999 г., а затем быстро пошли вверх, достигнув 32—35 долл. к ноябрю 2000 г. В декабре 2000 г. и начале 2001 г. они понизились до 24—26 долл. Сокращая в 2001—2002 гг. квоты на производство и экспорт, ОПЕК стремился зафиксировать цены на нефть на этом уровне (ориентировочно 24—26 долл. за баррель), но в связи с осложнившейся политической обстановкой ОПЕК не смог зафиксировать цены на приемлемом для мирового сообщества уровне (до 30 долл. за баррель), и к 2005 г. цена нефти марки «брент» колебалась на уровне 52 долл. за баррель.
Подробные данные о динамике цен на мировых товарных рынках за 1972—2009 гг. приводятся в Приложении 6.
Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете оказывают существенное влияние и на цены внешние, причем тем большее, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.
Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийны примеры поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственной политики ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты, и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.
Эффективен механизм ценообразования в Европейском Союзе, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен: индикативные цены, определяемые органами ЕС как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями официальных организаций. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Как уже сказано выше, продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10— 15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению, и до второго мирового экспортера.
Воздействие государства на уровень цен в машиностроительных и сырьевых отраслях, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одна из разновидностей воздействия на цены мирового рынка — демпинг. Цель демпинга — завоевание определённым товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.
Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), которые в конечном счете оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна с экономической точки зрения является крупной.