Реформа революции, модернизация на примере России

Монтескье.

Парламентская аристократия, свобода должна обеспечиваться законами, власти разделяются.

От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит развитие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов.

Лавров.

Идеолог. Изучал социализм.

Ленин.

Лекция 2. Пути преодоления противоречий в капитализме

Отчуждение  
Рынок

Человек-производство

Капитализм довел отчуждение до абсолюта. Человек отчужден от власти. Власть становится сословно – профессиональной. Чтоб пробиться к власти надо иметь две опоры – деньги и образование.

Маркс предлагал при назревании трех условий перейти к новому витку развития общества:

1) Там, где частная собственность себя изжила.

2) Там, где большинство населения стран составляет рабочий класс.

3) Рабочий класс осознает свои интересы, которые совпадают с интересами всего человечества.

Тогда можно совершать революцию одновременно в развитых странах.

Англия, Германия, Франция, США.

Собственность становится общественной. Человек работает по своим способностям, а получает по своим потребностям. Государство исчезает.

После смерти Маркса и Энгельса, марксизм раскололся на 3 ветви:

· Ортодоксальный Марксизм – не изменяющий своей сути. Во главе Карл Каутский. В России плеханов и меньшевики. Их цель дожидаться того момента когда созреют все 3 условия.

· Большевизм. В.И.Ленин. Ленин в своих работах доказывал ( и не только он один) что капитализм со времен Маркса изменился. Он стал империалистическим (империализм). Господствуют крупные монополии, они сращиваются с финансовым капиталом. Подчиняя все государственные культуры. Имея прибыль, они подкупают СМИ. Диктуют свою культуру, а так же борются между собою за рынки сбыта и источники сырья. Имея финансовые возможности, они подкупают своих рабочих, создав из них аристократию и выбивая революционный дух. От свободы и конкуренции остается только видимость. Ленин говорил, революция может произойти там, где самое слабое звено цепи империалистических стран. Россия это самое слабое звено. Поэтому революцию нужно готовить в России. Революция в России станет сигналом к мировой революции. После неудачной мировой революции задача большевиков это построение социализма в одной стране, которая бы являлась комплотом всего мира. Остальные компартии должны помогать России. Для этого нужна индустриализация, коллективизация и культурная революция. Голова кирпичная.

· Ревизионизм. Бернштейн Эдуард. Так же считал как Ленин, что капитализм изменился, но в отличие от Ленина в лучшую сторону. Человек получил свободу, стал ответственным за свою деятельность, имеет образование и зарплату. Поэтому коммунизм это ничто, а движение к нему – все. Нужно искать компромиссы между рабочими и капиталистами. А так же придя через выборы к власти, проводить соответствующие реформы в пользу социализма, так капитализм будет врастать в социализм.

Цель анархизма борьба против государства и власти как таковой. Опору анархисты видели в профсоюзах. Отсюда название анархо-синдикализм. В наше время марксизм после распада СССР находится в кризисе. Коммунисты на западе не зависимо от приверженности их к Каутскому или Бернштейну, стали трансформироваться в социал-демократов

Социал-демократия не ставит глобальных целей, не борется против частной собственности, но ее задача создать социально ответственное государство. Шкала налогов должна соответствовать принципу: у кого больше доход тот больше платит. Налоги идут на социальные расходы. Права человека на первом месте. Социал-демократы во многих странах пришли к власти и провели определенные реформы в пользу трудящихся.

Коммунисты на западе не пользуются большой популярностью по многим причинам, главная из которых кровавое преступление Сталина и неудачный опыт советского союза. Но интерес к самому Марксу возрастает.

Запад зашел в тупик.

Парето

Теории власти.

«Власть необъяснима и в этом ее сила.» В науке нет четкого определения сущности власти, но есть несколько концепций. Власть обязана ради функционирования общества с помощью принуждения, убеждения и поощрения провести все интересы людей к общему знаменателю. Но так как интересы людей настолько различны и прямо противоречивы, получается что интересы одних подавляют интересы других людей. Так в марксистской концепции власть принадлежит господствующему в экономике классу, который истощая свое внимание заменяется другим. Рабовладельцы -> > Создание бесклассового общества провалилось.

Бихевиористский

В этом подходе власть как реакция человека на определенные вызовы времени, связанные с постоянно меняющимися условиями. Во власти человек реализует свои интересы и потребности в деньгах, уважении, безопасности и стабильности. В этом подходе интересы людей зависят прежде всего от их мировоззрения

Биологическая концепция

Власть присуща не только человеку, но и животным. Власть это способность благодаря своей силе и уму навязывать свою волю другим. Как сказал Ницше, Человечество обязано неустанно трудиться, что бы рождать великих людей. Гитлер добавил, что люди, обладающие по этому и властными полномочиями могут быть только арийской расы.

Структурно – функциональная концепция.

Общество – определенная структура функционирования. В ней есть необходимость одних управлять другими, но это управление связано с определенной функцией, с расписанными правилами, законами.

Психологическая (психоаналитическая).

Организаторами этой концепции были Зигмунд Фрейд, Карл Юнг.

Человек идет во власть, чтобы реализовать свое либидо, свою энергию, свое творчество, компенсировать свои физические и моральные качества. Власть дает им выход в унижении других и тем самым разряжается их энергия, воплощаются их желаниях. Большинство людей принимают сильную власть как спасение «бегство от свободы», так как боятся неизвестности, нестабильности, а самое главное боятся брать ответственность на себя. Поэтому люди хорошо воспринимают сильную тоталитарную власть.

Теологическая концепция

По этой концепции власть необходима для определенной части люде с целью реализации задуманного плана (Богом, природой, обществом) по которому все должно быть реализовано по определенному плану, разумно устроено и подчинено разуму. Главный враг-это хаос. Поэтому сама природа наделила нас на управляющих и управляемых.

Теория элиты.

Власть осуществляют элиты. Итальянский ученый Парето ввел термин элита – лучшее. Власть это когда А заставляет делать Б то что Б по своему желанию делать не хочет. Господство – это власть с применением насилия. Элита – это люди наделенные особыми качествами: природными, умение нравится, чувство такта и юмора, обладающие знаниями, обладающий волей. Т.е. природные соединяются с социальными. Но в реальной жизни власть принадлежит к тем, кто занимает лидирующее положение в экономическом обществе.

В течение 200 лет Индия, включавшая тогда и территорию современных Пакистана и Бангладеш, была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Лондон был вынужден предоставить независимость своему самому большому колониальному владению - Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий страны - индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице-короля Индии лорда Льюиса Маунтбаттена, предусматривал создание двух государств - доминионов британской короны: Индийского Союза и Пакистана (он включал современные Пакистан и Бангладеш). Через несколько лет оба доминиона отказались от этого статуса: Индия в 1950 году, а Пакистан в 1956 году.

Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану, а населенные в основном индусами - остались за Индией. Две провинции, оказавшиеся на границе между новыми государствами - Бенгалия и Пенджаб - были разделены. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами (еще одна крупная религиозная группа). Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан и индусов в Индию.

Наиболее остро встал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии глава княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, а затем и так называемые "пакистанские добровольцы". 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства "Азад Кашмира" ("Свободного Кашмира").

В итоге махараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН, который установил в качестве демаркационного рубежа линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети княжества попало под контроль администрации "Азад Кашмира", а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, отошла к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая индо-пакистанская война в Кашмире. Формально конфликт начался из-за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы - пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между двумя странами развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года премьер-министр Индии и президент Пакистана провели переговоры в Ташкенте и подписали Ташкентскую декларацию, договорившись отвести войска на исходные позиции.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть (так называемый Восточный Пакистан), образовавшая независимое государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, обязавшись "уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года" (линия прекращения огня была уточнена и в декабре 1972 года переименована в линию контроля). Однако за пределами точной демаркации остались гряда Салторо и ледник Сиачен, что в 1984 году привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией.

С середины 1980-х годов и до конца 1998 года индо-пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года в них наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала автобусная поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в пакистанский город Лахор в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

Второго февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14-16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств. Однако она завершилась безрезультатно, мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью-Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) в ноябре 2008 года между двумя странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засела в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывала сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Нью-Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств по-прежнему разделяет линия контроля.

Напряженная ситуация сохраняется по сей день. Она сопровождается периодическими терактами внутри Джамму и Кашмира, захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо-пакистанской границы.

Ирландия Великобритания Ольстер

Ресурсы власти

Ресурсы это определенные структуры общества, с помощью которых власть может выполнять свои функции, к таким структурам относят также определенные ценности, к ним же относятся свойства человека.

Ресурсы постоянно меняются, но определённая часть остаётся. Первым ресурсом власти в первобытном обществе был авторитет вождей старейшин и т.д. он дополнялся ресурсом силы, совмещался с ним, отсюда все первые монархи опирались как на авторитет, так и на силу одновременно. Но сразу же появился новый ресурс, который мог заменить предыдущие два, но мог быть и дополнением, это ресурс – богатство, обладая богатством – можно организовать силу, создать определенный авторитет и перейти к власти. Деньги стали главным ресурсом власти. С 19 века главным ресурсом становится организация: партия, профсоюз, бюрократия. Именно они приводят человека к власти. В наше время к этим ресурсам прибавился ещё один, не менее важен – информация. Информация – делает имидж или разрушает его. Таким образом, сохраняется иерархия ресурсов, но наличие ресурсов должно подкрепляться наличием желания обществом видеть такую власть, поэтому есть антропологические ресурсы общества, на которых держится власть. Никола Макиавелли первым выделил эти ресурсы: страх и любовь, а так же на всех человеческих пороках. При демократии появляется новый ресурс выгода с обеих сторон. Танго танцуют вдвоем (Рейган). Человек каждый из нас отдает свой голос тому, кто ему принесён максимум выгоды. Такая торговля голосами создаёт лоббийское отношение партии к интересам к той группе, за которую она голосовала и поддерживала.

Ресурсы государства

Для того чтобы государство имело право жить необходимо иметь в наличии 2 фактора, ресурса это суверенитет и легитимность. Суверенитет – это возможность власти выполнять свои функции на своей территории при этом должно соблюдаться следующие требование:

1. Никто не может отменить решение власти идущей сверху донизу, не должно быть параллельной власти в этом случае суверенитет подрывается, как и само государство.

Каждая страна должна иметь:

1. Энергетические ресурсы

2. Финансово банковскую систему, с определённом запасом валюты

3. Продовольственную безопасность

4. Лекарственная безопасность

5. Независимые вооружённые силы

Реформа революции, модернизация на примере России

Каждое общество развивается по закону развития его внутренних производительных сил, которые ограничены землёй, трудовыми ресурсами, капитал, поэтому задачу общества при неизменных ограничения создать более эффективную экономику. Способ производства в данной экономики влечёт за собою свою структуру общества, рождает её.

Вот здесь возникает самое главное противоречие развития:

Производительные силы растут по объективным законам, а политическая власть ограничивает эту структуру, т.к. она владеет основной формой собственностью, данного общества.

Эти противоречия разрешаются 3 способами:

1. Эволюционный (через реформы)

2. Революционный (полный слом всей политической структуры власти, затем всего остального)

3. Стагнация (когда не разрешённые противоречия превращают общество, государство в пассивных субъектов и начинается процесс упадка, распада общества и государства)

При капитализме существует анархия производства (каждый думает о себе)

Мотивом развития в данный момент является – норма прибыли, когда рынок насыщается, норма прибыли падает, капитал ищет новые возможности или приходит в кризис, а т.к. идёт постоянная конкуренция во всех рынках, трудно:

А. прогнозировать развитие производства

Б. наладить сотрудничество между конкурентами

Кризис кризису рознь.

Возникает такая ситуация когда необходимы огромные структурные реформы общества, это ситуация называется революционной.

Она характеризуется, по словам Ленина:

1. Когда верхи не могут управлять по старому

2. Когда низы не хотят жить по старому

3. Когда обострение между ними выше обычного

Она разрешается революцией или жесткими реформами

Реформы, которые перестраивают всё общество и на время снимают противоречия, в нём дают новый импульс развития общества, называются модернизацией.

В истории большей частью все изменения происходили через революцию:

1. Английская – буржуазная революция

2. Голландская – буржуазная

3. Великая французская революция

4. Освобождение Америки от Англии, как революция

5. И 3 Российские революции

Через модернизацию проходили: Германия, Япония

В России было более 30 реформ. Россия имеет свои особенности:

1. Огромная территория

2. Огромные природные богатства

3. Население – низкой плотности в стране

4. Россия притягивала к себе из-за ресурсов агрессоров, завоевателей

5. Войны это удел России

6. Отсюда особые устройства русского общества: его общинный характер, человек один, сам по себе, без государства не выживет, поэтому в деревнях жили общинами, а страной управляли цари – деспоты. Отсюда одновременно и уважение и призрение к власти.

7. Особая роль церкви, православие, которое укрепляла власть и делала людей покорными, снимала с них всякую ответственность

Менталитет русского человека противоречив: трудолюбив и ленив. Огромный порок в виде пьянства, но в целом толерантен к другим народам и имеет в душе то, что не понятно западному человеку

Главная особенность России – это постоянное отставание от Запада, отсюда, большинство реформ и модернизация чтобы догнать это отставание.

Татаро-Монгольская ига 300 лет.

Отсюда попытки Петра I проведение таких реформ, которые поставили бы её (Россию) на мировой уровень

Реформы:

1. Осознание необходимости реформы

2. Личность реформатора

3. Анализ ситуации и создание программы реформ

4. Создание команды штаба реформ

5. Нахождение опоры, поддержки этих реформ в виде определённого класса, сословия, населения страны

6. Пропаганда и идеология реформ

7. Цена реформы

2 этап реформы – это реформы Александра II

Наши рекомендации