Задания для подготовки к занятию по теме

1. Объясните понятия интеграция фактора (интеграция "назад") и интеграция продукта (интеграция "вперед").

2. Рассмотрите издержки вертикальной интеграции.

3. Раскройте вертикальные ограничения как формы контроля над поведением.

4. Раскройте вертикальные ограничения на монопсонических рынках, при отношениях давальчества и толлинга, при использовании ненадежных альтернативных форм расчетов (бартер, векселя, казначейские обязательства).

5. Раскройте вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьютерами.

Задания для практической работы по теме 13.

1. Фирма-монополист, производящая конечную продукцию Z, продает ее на рынке, где спрос описывается формулой Qdz = 100 - Pz. В производстве конечного продукта используются два типа промежуточной продукции - X и Y. Производственная функция Qz = =√XY Рынок промежуточной продукции Y является рынком совершенной конкуренции, причем средние издержки производства постоянны и равны 1. На рынке промежуточной продукции X действует фирма-монополист, производящая товар со средними издержками 0,5.

а) определите функцию спроса на промежуточную продукцию X и ценовую эластичность спроса; сделайте выводы относительно оптимальной ценовой политики продавца промежуточной продукции по отношению к производителю товара Z;

б) представим себе, что производитель промежуточной продукции X выбирает между тремя вариантами ценообразования на товар:

Рх = 1; Рх = 4; Рх - 9.

Для каждого уровня цены определите объем спроса на промежуточную продукцию X, объем спроса на промежуточную продукцию Y, прибыль производителей промежуточной и конечной продукции;

в) определите параметры равновесия в том случае, если бы производитель конечной продукции поглотил фирму, производящую промежуточную продукцию X. Существует ли на таком рынке проблема «двойной надбавки»? Заинтересованы ли производители в вертикальной интеграции?

Тема 14. Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции

Вопросы для подготовки к занятию по теме

1. В чем суть понятия франчайзинга как формы вертикальной интеграции.

2. Каким образом применяется зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции.

3. Каковы особенности вертикального контроля в российской экономике.

Задания для подготовки к занятию по теме

1. Приведите примеры использования франчайзинга в России.

2. Укажите положительные и отрицательные стороны использования франчайзинга.

3. Рассмотрите механизм использования вертикального контроля в РФ.

Задания для практической работы по теме 14.

1. На локальном рынке действует независимый мелкий продавец, обладающий монопольной властью. Предельные издержки на производство товара постоянны и равны 1. Крупная фирма предлагает ему воспользоваться системой франчайзинга. Использование торговой марки крупного авторитетного продавца повысит спрос на товар независимой фирмы. Остаточный спрос на товар фирмы, не использующей систему франчайзинга, описывается уравнением Qd = 10 - Р, использующей систему франчайзинга уравнением Qd = 10 - 0,5Р. Крупная фирма принимает решение о схеме оплаты фразчайзинга, выбирая из трех вариантов:

1) фиксированная плата за использование торговой марки плюс 30% от общей выручки;

2) фиксированная плата за использование торговой марки плюс 10% от общей выручки;

3) фиксированная плата за использование торговой марки без отчислений от выручки. Определите, какая схема предпочтительна для крупной фирмы.

Тема 15. Понятие «несовершенная конкуренция" и основные формы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия.

Вопросы для подготовки к занятию по теме

1. Сущность совершенной и несовершенной конкуренции.

2. Спрос на продукт конкурентного продавца.

3. Виды совершенной конкуренции и ее эффективность.

4. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде.

5. Методы ценообразования.

Наши рекомендации