Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Рыночная власть фирмы в этих условиях незначительна.
Черты монополистической конкуренции:
1. Присутствует большое количество фирм на рынке.
2. Возможность контролировать цену (рыночная власть) незначительна.
3. Производство фирмами разнообразной продукции, потребитель легко может найти товар-заменитель.
4. Вступление новых фирм в отрасль не является сложным, не требует большого капитала.
5. Эластичность спроса на продукцию фирм не является абсолютной, но она достаточно высока.
6. Конкурентность таких рынков также является достаточно высокой.
Определение цены и объема производства
В условиях монополистической конкуренции
1. В краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может получать как прибыль(при Р>АС), так и нести убытки (при Р<АС) (рис.61).
Рис.61
2. Равновесие в долгосрочном периоде. Экономическая прибыль фирмы будет равна 0, если Р=АС(рис.62).
|
|
– монопсония;
– олигопсония.
Монопсония – это такая структура рынка, при
Рис.62
которой на рынке действует один потребитель (покупатель) и много производителей (продавцов).
Олигопсония– это ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов.
Все монопольные ситуации имеют как отрицательные, так присущие им положительные черты, но во всех странах действует антимонопольное законодательство, ограничивающее и контролирующее монопольную власть фирм.
Тесты
1. Что из приведенного ниже можно объяснить наличием монопольной власти?
а) относительно более высокие цены на товар одной фирмы по сравнению с товаром другой;
б) высокие цены на бутерброды, продаваемые во время матча;
в) относительно высокие цены на авиабилеты на маршрутах, которые обеспечивает только одна авиакомпания;
г) все вышеперечисленное.
2. С точки зрения теории общего равновесия максимизирующий собственную прибыль монополист достигает:
а) эффективного производства, но неэффективного распределения;
б) эффективного распределения, но неэффективного производства;
в) как эффективного производства, так и эффективного распределения;
г) ни того и ни другого.
3. Что из перечисленного не представляет собой барьер для проникновения новых конкурентов на некоторый рынок?
а) квоты на импорт;
б) патентное законодательство;
в) государственная лицензия на занятие данной деятельностью;
г) акт-трестовское законодательство;
д) стандарты по охране окружающей среды.
4. Иногда работники требуют за работу плату, зависящую от стоимости материалов. Такое положение связано с:
а) различиями в затратах труда на ремонт в разных квартирах;
б) ценовой дискриминацией;
в) высокими темпами инфляции;
г) высоким уровнем спроса на ремонт;
д) верно все перечисленное.
5. Стратегия ценообразования, заключающаяся в том, чтобы установить цену на продукцию ниже цен аналогичной продукции основных фирм-конкурентов называется:
а) графическим ценообразованием;
б) ценообразованием на основе предельных издержек;
в) ценообразованием по схеме издержки плюс прибыль;
г) ценовой дискриминацией;
д) ценообразованием проникновения на рынок.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы характерные черты чистой монополии?
2. В чем заключается смысл ценовой дискриминации и для чего монополия ее применяет?
3. Почему в условиях несовершенной конкуренции предельный доход не равен рыночной цене?
4. Как определить цену и объем производства в условиях чистой монополии?
5. От чего зависит монопольная власть на рынке?
6. Назовите модели ценообразования в условиях олигополии?