Тема 12. Структура рынка. Эффективность и регулирование рынка
1. Рынок обслуживается двумя продавцами, каждый из которых обеспечивает половину продаж. Вычислите индекс Герфиндаля для этого рынка.
2. Какого типа информация требуется для оценки социальной цены монополистической власти?
3. Если потребителю выгодны низкие цены, почему тогда законодательство рассматривает демпинговое ценообразование как приносящее вред потребителю?
4. Предположим, что предельные издержки обслуживания определенной авиалинии составляют $2 на пассажиро-километр. Если предельная полезность для потребителя на 1 пассажиро-км при имеющемся уровне обслуживания составляет $1, обеспечивается ли эффективный уровень обслуживания? Что можно сделать для увеличения суммарного выигрыша производителя и потребителя от услуг по предоставлению маршрута?
5. Как используется индекс Лернера для получения свидетельства факта монополистической власти? Почему постоянство бухгалтерских прибылей за некоторый промежуток времени в отрасли не обязательно является доказательством существования монополистической власти?
6. Объясните, почему естественная монополия будет нести убытки, если ее заставить производить на уровне эффективного выпуска. Покажите уменьшение чистого выигрыша от продукции, произведенной естественной монополией, когда цена при заданном уровне спроса устанавливается равной средним издержкам производства вместо предельных издержек.
7. Объясните, как изменение предельной полезности и предельных издержек для разных объемов выпуска продукции воздействует в определенной отрасли на величину эффективного по размещению ресурсов выпуска. Покажите также на графике, как установленный правительством потолок цен заставляет чисто конкурентную отрасль производить меньше, чем эффективный по распределению ресурсов уровень выпуска.
8. Предположим, что предельные издержки дополнительных полетов по маршруту Новосибирск-Москва составляют для коммерческой авиакомпании $100000. Авиалиния получает $200000 на каждом полете. Принимая за нулевые фиксированные расходы на свободный вход на рынок и выход с него, покажите, каким образом фирма, нарушающая монополию, может получить прибыль, выйдя на этот рынок.
9. Как известно в российских городах местные власти ограничивают цены за проезд на городском транспорте таким образом, что проездная плата оказывается ниже, чем предельные издержки в расчете на 1 км. Покажите, каким образом уменьшение поездок приведет к росту эффективности?
10. Предположим, что из результатов исследования видно, что монополистическая власть компьютерной компании приводит к 20%-ному увеличению цены по сравнению с конкурентной ценой. В итоге продажи компьютеров на 30% ниже конкурентного уровня. Если текущая цена составляет $1000 за компьютер и продается 50000 штук в год, вычислите социальную цену монополии на рынке.
11. Каковы некоторые из недобросовестных приемов бизнеса, объявленные незаконными антимонопольным законодательством России?
12. Какие из следующих продуктов продаются по ценам ниже издержек? С какими другими продуктами они конкурируют? «Несправедлива» ли эта конкуренция?
a) кофе, бесплатно предлагаемый банком своим клиентам;
b) столько чашек кофе после обеда, сколько попросит посетитель дорогого ресторана, без дополнительной оплаты;
c) рекламные телевизионные программы;
d) безалкогольные напитки вовремя авиарейса;
e) катушка с фотопленкой, которая вручается каждому взрослому посетителю пиццерии во время первой недели после открытия.
13. Каково различие между снижением цен с целью привлечь больше клиентов и снижением цен с целью установить монополию?
14. Три элемента, которые должны присутствовать, ели фирма вовлечена в установление хищнических цен, - это установление цен:
a) ниже издержек;
b) с целью уничтожить соперников;
c) с намерением впоследствии поднять цены, чтобы возместить потери.
Какие факторы затрудняют совершение последнего шага в этом процессе? При каких обстоятельствах это можно относительно легко сделать? Можете ли вы привести какие-либо примеры, имевшие место в действительности?
15. Бывший директор компании АТТ засвидетельствовал в августе 1961 г. Во время антитрестовского процесса, что АТТ пыталась предупредить возможность конкуренции со своей системой «Белл» скорее для того, чтобы сохранить качество обслуживания, чем для защиты прибыли. Удивляет ли Вас такое заявление? Думаете ли вы, что это правда?
16. Почему эффективное соглашение между продавцами о фиксированной цене должно включать в себя такие ограничения как лимитирование выпуска или географический раздел территории?