Слагаемые совокупного спроса. Факторы, ведущие к смещению кривой совокупного спроса
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.
Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить:
· спрос на потребительские товары и услуги;
· спрос на инвестиционные товары;
· спрос на товары и услуги со стороны государства;
· спрос на чистый экспорт – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.
Кривая совокупного спроса AD (от англ. aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.
Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат (рис. 12.1). На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в млрд руб.), а уровень цен (Р), или дефлятор.
Рис. 12.1. Кривая совокупного спроса.
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:
отсюда или где М - количество денег в экономике; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен в экономике; Y - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень ценР, тем меньше реальные запасы денежных средств M/P (кривая АД строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.
Нисходящую траекторию (отрицательный наклон) кривой совокупного спроса также обусловливают:
· эффект процентной ставки;
· эффект богатства, или эффект кассовых остатков;
· эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки проявляется через воздействие изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Если считать денежную массу постоянной, то повышение уровня цен автоматически повышает спрос на деньги, значит, повышается процентная ставка. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинают сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции – производственные закупки. Таким образом сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей, что приводит к уменьшению совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.
Эффект богатства, или реальных кассовых остатков, проявляется в негативном влиянии инфляции на доходы населения. Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональной зависимости. Это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения.
Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта и в целом чистый экспорт сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.
Указанные эффекты оказывают свое влияние на совокупный спрос через цены, поэтому происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса. Под влиянием всех неценовых факторов кривая AD сдвигается вправо-влево в зависимости от направления действия фактора (рис. 12.2).
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
· изменения в потребительских расходах:
· благосостояние потребителя;
· ожидания потребителя;
· задолженность потребителя;
· налоги;
· изменения в инвестиционных расходах:
· процентные ставки;
· ожидаемые прибыли от инвестиций;
· налоги с предприятий;