Глава 1. Воспроизводство человеческого капитала как фактор экономического роста.
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Воспроизводство человеческого капитала как фактор экономического роста. 4
Глава 2. Инновационное развитие Новосибирской области. 13
2.1. Основные направления и задачи инновационного развития образования Новосибирской области. 17
2.2. Развитие единой образовательной среды Новосибирской области. 18
2.3. Обеспечение доступности и качества образования. 19
2.4. Развитие общественно-гражданских форм управления процессами в образовании Новосибирской области. 21
2.5.Механизм прогностического анализа развития образования. 22
2.6. Механизм привлечения инвестиций в образование через общественное участие в управлении образованием и процессах определения образовательной политики. 23
2.7. Риски. 24
2.8. Управление инновационным развитием образования новосибирской области. 24
Глава 3. Инновационная стратегия и политика перспективного развития Новосибирской области до 2025 г. 25
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 30
Приложение. 31
Введение.
Многие тысячелетия человечество живет и изучает себя, раскрывая все новые грани собственной природы, замечая важные перемены и поражаясь неизменности некоторых, нередко печальных особенностей. Философский и в целом научный интерес к Человеку естественен и постоянен. При этом в каждую эпоху наука фокусируется на наиболее важных с точки зрения задач времени направлениях исследования. Так, в последние года нарастает внимание к изучении человеческому капиталу.
В связи с этим и поставлена цель курсовой работы - проанализировать воспроизводство инновационного развития и его перспективы на примере Новосибирской области.
Задачи:
1) Рассмотреть человеческий капитал как фактор экономического роста.
2) Провести анализ инвестирования в человеческий капитал как фактор экономического роста.
3) Проанализировать концепции инновационного развития.
4) Рассмотреть перспективы развития Новосибирской области.
Объект исследования - человеческий капитал как основной современный потенциал развития.
Предмет исследования – особенности воспроизводства человеческого капитала в Новосибирской области.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Воспроизводство человеческого капитала как фактор экономического роста.
Под человеческим капиталом понимается сформировавшийся в результате вложений в человека определенный запас его здоровья, знаний, способности к труду, мотиваций, которые способствуют росту производительности труда и увеличению доходов. Процесс постоянного возобновления и повторения производства указанного ресурса в единстве его результатов, форм и отношений есть воспроизводство человеческого капитала, которое основано на противоречии между состоянием удовлетворенности субъекта человеческого капитала и внешней средой, воздействующей на него. Из окружающей среды исходят стимулы, которые определяют появление новых потребностей. Данное противоречие становится причиной движения человеческих качеств, что влечет постепенное преобразование системы компонентов человеческого капитала.
Воспроизводство человеческого капитала является одним из важнейших факторов экономического роста. Экономия на масштабах производства уже не дает значительного эффекта. Обострившаяся конкуренция на рынке требует постоянного обновления выпускаемой продукции, для чего необходим высокий общий уровень подготовки кадров, творческий подход к порученному делу, участие работников в решении технико-организационных проблем производства[1]. Это основа возможного технологического и коммерческого прорыва, позволяющего победить на рынке.
Процесс воспроизводства человеческого капитала как части национального богатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и т.п.
На макроуровне роль инвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы.
Рассмотрим, каким образом проблема формирования качественного человеческого капитала реализуется в современных домашних хозяйствах.
Мной проведен анализ инвестирования в человеческий капитал разрезе трех видов: капитал здоровья, капитал культуры и капитал образования.
Главным критерием отбора респондентов являлся факт принадлежности к среднему классу, который оценивался по трем критериям: среднедушевой доход, владение недвижимым имуществом, профессионально-квалификационный статус. По указанным критериям было опрошено около 50 человек очного и вечернего образования (№08114, 09118, 10114)(прилож.1)
Цель исследования – выявить существующую систему инвестирования в человеческий капитал в домашних хозяйствах, а также определить ключевые внешние и внутренние факторы, влияющие на качество формируемого человеческого капитала.
Как показали результаты опроса, порядка 1/3 носителей человеческого капитала подвергают себя риску потери здоровья и, как следствие, потери дохода и снижению уровня жизни, профилактикой заболеваний занимаются регулярно только 3% опрошенных, а в наиболее опасный осенне-зимний период – 52%. То есть оставшиеся 45% респондентов имеют достаточно высокий риск заболевания. «Неожиданные» заболевания в процессе работы приводят к потере времени, снижению эффективности работы, снижению интереса и, как следствие, к снижению качества человеческого капитала.
Что касается инвестиций в капитал образования в домашнем хозяйстве, то здесь наблюдается следующая картина.
Средний объем средств, расходуемых на обучение, составляет 4900 руб. (рассчитан по формуле средневзвешенной величины). При этом наблюдается тенденция, что объем затрачиваемых средств в основном классифицируется домохозяйствами следующим образом:
– средства на платное образование детей;
– средства на бухгалтерские или иные курсы, необходимые для трудоустройства;
– «черные» средства (неформальная оплата обучения);
– средства, затрачиваемые в школах и детских садах на нужды самих учреждений.
То есть можно говорить о том, что в данной структуре нет целенаправленного целевого планирования бюджета образования. Это либо необходимость, либо расходы, не связанные с непосредственным получением дополнительного капитала образования.
Если взять за единицу среднюю начисленную заработную плату, рассчитанную Госкомстатом за 2011 гг. по РФ (19991 руб.), и средний размер опрошенных домохозяйств в 3,8 чел., то можно предположить, что из 3,8 чел. 2 взрослых работающих.
Следовательно, в среднем домохозяйство тратит на обучение 1,3% своего дохода. К сравнению, средняя американская семья тратит на образование не менее 2%. Средне российский показатель едва дотягивает до 1%. В нашем исследовании участвовали домохозяйства работающих людей, поэтому показатель чуть выше общероссийского.
Одним им из важнейших факторов, оказывающих влияние на воспроизводство человеческого капитала, является качество жизни населения.
На рис. 1 представлены ключевые проблемы, которые, по мнению респондентов, в большей степени влияют на снижение качества жизни.
Говоря о наиболее важных проблемах в сфере качества жизни, жители города отдают приоритет проблеме создания рабочих мест с достойным уровнем оплаты.
Практически столь же важное значение современные домохозяйства придают жилищной проблеме и качеству медицинского обслуживания, беспокоит людей также экологическая ситуация в городе и качество и стоимость коммунальных услуг.
С точки зрения эффективности воспроизводства человеческого капитала стоит обратить внимание на неудовлетворенность медицинским
обслуживанием и рабочими местами. Данные позиции оказывают существенное влияние на формирование капитала здоровья и капитала образования. Согласно результатам проведенного исследования главными проблемными зонами при формировании человеческого капитала в домашнем хозяйстве является наличие бюджета на развитие и сохранение и поддержание здоровья членов домашнего хозяйства. Подобное распределение оценок факторов, влияющих на качество формирования человеческого капитала внутри домашнего хозяйства, соотносится с внешними факторами: низкое качество медицинского обслуживания, низкий уровень заработной платы.
То есть, можно сделать вывод, что качество внешних факторов оказывает влияние на эффективность воздействия внутренних факторов. Как выяснилось в ходе проведенного исследования, на качество человеческого капитала влияют как внешние так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся условия и качество жизни населения в регионе. Условия и качество жизни зависят от среднего уровня доходов и прожиточного минимума, от возможностей получения услуг здравоохранения, качества и возможности получения образования, динамики миграции трудовых ресурсов, наличия необходимых по квалификации рабочих мест и политики государства в плане социального обеспечения и поддержки культурного развития населения.
К внутренним факторам домашних хозяйств, оказывающим влияние на качество человеческого капитала, можно причислить отношение домашних хозяйств к сохранению и укреплению здоровья, уровень доходов, качество планирования бюджета образования, объем инвестиций в развитие человеческого капитала, отношение к дополнительному образованию. Также инициативность домашних хозяйств в приобретении дополнительных знания и умений, отношение к карьере и желание профессионального роста и развития, наличие и развитие культурных ценностей среди членов домашнего хозяйства, материальная поддержка детей в процессе становления их профессиональной карьеры и много другое.
Поскольку в эффективном воспроизводстве человеческого капитала заинтересованы все субъекты рынка: государство, фирмы и сами домохозяйства, необходимо наметить основные механизмы, содействующие эффективному использованию и развитию всех видов человеческого капитала.
Государственный механизм предполагает регулирование процесса воспроизводства человеческого капитала в домашних хозяйствах через следующие инструменты[2]:
– семейная политика, направленная на укрепление института семьи, формирование семейных ценностей и культурного уровня членов домохозяйств;
– создание системы налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в образование;
– образовательно-просветительные меры, повышающие качество образования и уровень культурного развития человеческого капитала. Консолидированный механизм предполагает использование следующего набора инструментов:
– предоставление кредитов на льготных условиях для повышения уровня благосостояния домохозяйств;
– создание программ по добровольному устройству несовершеннолетних, позволяющих накапливать знания и опыт на более ранних стадиях, ускоряя тем самым создание качественного человеческого капитала.
Фирменный механизм включает в себя следующие инструменты:
– оплата услуг здравоохранения и образовательных услуг. Работодатели как никто другой заинтересованы в продлении периода жизни человеческого капитала на рынке и в повышении уровня профессиональных знаний своих работников;
– софинансирование семейного отдыха, что позволит большему количеству домохозяйств (особенно имеющих низкий уровень дохода) получать возможность восстановления сил, здоровья, что повысит жизнеспособность их человеческого капитала;
– дифференциация уровня оплаты труда с учетом количества иждивенцев в домашнем хозяйстве. Данный инструмент позволит многим домашним хозяйствам получить дополнительные средства для развития и обучения детей, т.е. повысить эффективность капитала образования. Не секрет, что большая часть обучающихся в средне специальных учебных заведениях просто не имеют достаточных средств для поступления в вузы. Повышение уровня дохода в семьях с количеством детей больше 2 позволит им сформировать бюджет средств на обучение.
В свою очередь, сформированные потребности в образовании, определенный запас знаний, навыков и профессиональной мотивации, интерес к определенной сфере деятельности и возможности компенсации упущенных заработков формируют человеческий капитал личности.
Отличительной особенностью воспроизводства человеческого капитала на данном уровне является то, что основным объектом инвестиций в человеческий капитал выступают дети, а центральная роль в накоплении человеческого капитала детей принадлежит родителям. При этом дети не могут контролировать накопление человеческого капитала, поскольку решения принимают родители, а в последующем государство. Решения об инвестициях в человеческий капитал детей сталкиваются с материальными, временными ограничениями и системой предпочтений и ценностных ориентаций детей.
Благосостояние семьи во многом определяет и запас здоровья детей, который является важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. Финансовые возможности семьи определяют состояние здоровья как детей (снижение смертности, улучшение качества питания и медицинского обслуживания), так и самих родителей (выбор места жительства в благоприятных экологических условиях, возможности в качественном отдыхе, медицинских услугах и т. п.).
В рамках семьи зарождается и формируется способность к труду. Наиболее важные характеристики рабочей силы на современном этапе развития экономической системы – творческое мышление, способность к непрерывному обучению, способность к эффективной адаптации, к быстро меняющимся условиям внешней экономической, социальной, политической среды. Способность к эффективному управлению информацией также формируется в процессе воспитания, основная часть которого осуществляется семьей и домашним хозяйством.
Для реализации модели деятельности домашнего хозяйства по воспроизводству человеческого капитала и повышения ее эффективности рекомендуется реализовать в домашнем хозяйстве следующие механизмы:
Когнитивный механизм – это механизм, основанный на познании. Данный механизм предполагает использование современным домашним хозяйством следующих инструментов[3]:
– выработка доходно-расходной политики. Домашнее хозяйство на уровне сознания должно разработать политику формирования доходов и планирования расходов;
– разработка стратегии инвестирования в человеческий капитал. Данная стратегия должна отражать: реальный уровень дохода, на который претендует человек в будущем; качество образования, которое будет удовлетворять этому уровню; начало и конец периода обучения; продуманное место и сроки обучения; потребность в финансовых вложениях; план создания бюджета образования.
Механизм согласования представляет собой согласование желаний и возможностей домашнего хозяйства по реализации желаемого уровня человеческого капитала. Сюда относят следующие инструменты:
– краткосрочное и долгосрочное планирование деятельности. Для повышения эффективности формирования человеческого капитала в домашнем хозяйстве необходимо создание краткосрочных (в пределах года) и долгосрочных (в пределах 5 лет) планов доходов и расходов, планов инвестирования в человеческий капитал, планов реализации человеческого капитала и иных планов по воспроизводству человеческого капитала;
– создание бюджета образования. Поскольку образование требует определенных затрат, то, во избежание непланомерного расходования бюджета, в домашнем хозяйстве должен создаваться бюджет образования. Согласно западноевропейским показателям этот бюджет должен составлять не менее 2% общего дохода в год[4]. Данный бюджет должен создаваться не только на текущий момент по потребности, но и на длительную перспективу как накопительный фонд;
– планирование количества детей в семье в соответствии с возможностями инвестиций в их развитие. Механизм сохранения предполагает сохранение и поддержание жизнеспособности человеческого капитала в домашнем хозяйстве. Здесь предлагается использовать следующий инструментарий:
– реализация экономических интересов. Домашнее хозяйство должно стремиться формировать для своих членов комфортные условия жизни, а также возможности для реализации своих творческих и профессиональных знаний, навыков и умений;
– поддержание капитала здоровья. Внутри домашнего хозяйства должна существовать политика поддержания здорового образа жизни;
– развитие и закрепление культурных ценностей. Ценности, нравственные ориентиры и нормы закладываются ребенку родителями. Домашние хозяйства должны стремиться к повышению уровня культурного капитала детей;
– равномерное разделение домашнего труда. Равномерное распределение домашнего труда позволит женщинам реализовывать и развивать свой капитал, а приобщение к домашнему труду детей позволит укрепить их капитал культуры и развить дополнительные знания и навыки.
Величина, качество и воспроизводство человеческого капитала в целом обусловлены затратами на его формирование и развитие, которые можно характеризовать как инвестиции. Применительно к человеческому капиталу инвестиции – это вложения денежных, материальных и нематериальных средств в человека, объекты социальной инфраструктуры с целью совершенствования элементов человеческого капитала и получения потока доходов в будущем. Инвестиции способствуют повышению квалификации и развитию способностей индивидуумов, что, в свою очередь, положительно сказывается на производительности труда наемных работников. Эффективность цикла воспроизводства человеческого капитала в домашнем хозяйстве можно представить в виде модели, изображенной
Эффективность воспроизводства человеческого капитала складывается из эффективности формирования капитала в домашнем хозяйстве, эффективности распределения человеческого капитала между производственными сферами, эффективности потребления домашним хозяйством благ и услуг, эффективности обмена с внешней средой.