Инвестиции как основной фактор развития человеческого капитала

Статья посвящена рассмотрению понятия «человеческий капитал как с позиции осознания решающей роли человека в экономической системе общества, ее экономическом росте, так и с позиции рентабельности инвестиций в личностный фактор производства. Лит. 11.

Введение.В современной экономической теории существуют подходы, определяющие экономику не только как науку выбора путей оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения потребностей людей, но и как науку, создающую и аккумулирующую знания, обеспечивающие непрерывное развитие всех сфер общественного воспроизводства. Неоспоримым фактором в современной информационной экономике, экономике знаний является неотделимость категории «знания» от самого человека, поэтому знания должны рассматриваться как основной источник человеческого капитала, как важнейший экономический ресурс. Залогом коммерческого успеха экономических субъектов стают инвестиции в человеческий капитал, продуцирование новых знаний, внедрение ресурсосберегающих технологий и др.

Основная часть.Человеческий капитал – важнейший ресурс постиндустриального общества, основа и потенциал развития экономики в целом. Обладание природными ресурсами или основным капиталом, является важным фактором, но более высокую прибавочную стоимость приносит человеческий капитал, который использует оборудование и ресурсы новым, инновационным способом, принося более высокую прибыль.

Основоположниками современной теории человеческого капитала считаются Нобелевские лауреаты Т. Шульц (1979 г.) и Г. Беккер (1992 г.). Методология их исследований отличается тем, что разнообразные аспекты человеческой жизни, ранее являвшиеся предметом изучения других дисциплин, исследуются с применением таких сугубо экономических понятий, как редкость, цена, альтернативные издержки и т.п. Путем сопоставления выгод от получения образования и его издержек Г. Беккер рассчитал экономическую эффективность образования. Для определения чистой выгоды от образования из пожизненных доходов лиц, окончивших колледж, вычитались пожизненные заработки лиц, получивших среднее образование. Основной статьей издержек образования в подходе Г. Беккера являются издержки упущенной выгоды, то есть доход, недополученный человеком за годы учебы. Отношение чистых доходов образования к его издержкам, по подсчетам автора, в среднем дает рентабельность, на 10-15% превышающую рентабельность большинства фирм [1]. Второй основатель теории Т. Шульц на примере экономики США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. Отсюда следует вывод, что странам с низким уровнем реализации человеческих возможностей и низкими доходами особенно важно осуществлять инвестиции в здравоохранение, образование и науку, нежели, к примеру, в строительство новых инфраструктур.

По расчетам известного американского теоретика Э. Денисона, инвестиции в образование дают отдачу в 5-6 больше, чем вложения в материальное производство. Мировой банк, на примере обследования 192 стран, пришел к заключению, что только 16% экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20% – природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом [2]. Результаты исследований, проведенные в последние годы в 30 странах мира специалистами Мирового банка [3] под эгидой ЮНЕСКО, показывают, что треть прироста ВВП в них обеспечиваются инвестициями в сферу образования, рентабельность которых на разных уровнях обучения составляет от 12 до 14%. Главный экономист Американского общества содействия обучению и развитию А. Корневейл показал следующее соотношение источников в совокупном экономическом росте страны, сложившееся в размере 3,0%: за счет обучения на рабочем месте – 1,2%; за счет образования – 0,9%; увеличения численности населения – 0,4%; увеличения основного капитала – 0,5% [4]. Следовательно, увеличение расходов на образование и подготовку кадров связано с осознанием возрастающей роли человеческого фактора в производстве.

В Украине исследование проблем человеческого капитала активизировались в конце 90-х годов XX в., благодаря разработкам Е.А. Гришновой. Она полагает, что человеческий капитал – это экономическая категория, характеризующая совокупность сформированных и развитых в результате инвестиций продуктивных способностей, личных черт и мотивации индивидов, находящихся в их собственности, используемых в экономической деятельности, способствующих повышению производительности труда и благодаря этому влияющих на рост доходов (заработков) своего собственника и национального дохода [5]. Исследовав человеческий капитал в историческом, социальном и экономическом аспектах Т. Кирьян считает его социально-экономической категорией, производной от категорий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий фактор». Поэтому человеческий капитал в общем виде можно рассматривать как совокупность принадлежащих работнику естественных способностей (здоровья, творческих склонностей и т.д.), а также самостоятельно накопленных (приобретенных в результате жизненного опыта) и развитых им в результате инвестирования в образование, профессиональную подготовку и оздоровление. Обязательным условием использования человеческого капитала является практическая реализация работником своей способности к труду в общественно-полезной деятельности, благодаря эффективной занятости, что обеспечивает получение прибавочной стоимости и находит свое проявление в повышении доходов и социального статуса работника, росте прибыли работодателя и национального дохода страны [4].

Сравнительный анализ приведенных и других определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.

Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей – работников отдельной фирмы, населения региона или страны.

Во-вторых, физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

В-третьих, человеческий капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.

В-четвертых, человеческий капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека [1].

Следовательно, теория человеческого капитала – это теория, соединяющая разнообразные взгляды, идеи, положения о процессе формирования, использования знаний, навыков, способностей человека как источника будущих доходов и присвоения на этой основе экономических благ.

Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции. Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал – это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья; на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском роботы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей; поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Данный вид инвестиций неоднороден по своему составу и конкретизуется по видам затрат. Например, И.В. Ильинским инвестиции разделены по отраслям социальной сферы, вследствие чего определены капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры. К. Макконнелл и С. Брю выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: 1) расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы; 2) расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; 3) расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.

Дж. Кендрик делит инвестиции в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (в основном издержки рождения и воспитания детей). Ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы. Особенностью невещественных вложений является то, что, несмотря на свой «неосязаемый» характер, эти затраты, умножая знания и опыт людей, способствуют росту производительности капитала, воплощенного в людях [6].

Инвестиции в образование по содержательному признаку разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные инвестиции – это самообразование индивида, к которому относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и др.

Как показывает практика, из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшает качество труда, повышает уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого
капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют
формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста. Мировой опыт свидетельствует, что расходы на образование должны составлять не менее 5% ВВП. Минимально допустимая доля расходов государства на образование составляет 3,5%, после чего неизбежен распад инфраструктуры образовательной системы. Так, доля затрат на образование в национальном бюджете США составляет – 13,7%; Японии – 11,7 %; Германии – 11,4 %; Франции – 10,2 %. В Украине доля на образование в процентах к ВВП составила в 2001 г. – 3,919; 2002 – 3,702; 2003 – 3,403; 2004 – 3,147; 2007 – 7,0; 2009 – 5,6 [7].

Учеными обоснованы три направления активного влияния образования на экономический рост.

1. Образование и профессиональная подготовка повышают производительность труда каждого отдельного человека. Об этом свидетельствует тесная взаимозависимость между уровнем образования работников и их заработками, подтвержденная статистическими данными [8] (в том числе, исследованиями Е.А. Гришновой относительно современной Украины [9]). Образование или увеличивает производительность труда работника на данном рабочем месте, или делает его способным к такой работе, результаты которой представляют большую ценность и поэтому лучше оплачивается. Таким образом, возрастание квалификации и уровня образования экономически активного населения повышает производительность труда и эффективность экономики.

2. Образование развивает в человеке деловые навыки и предприимчивость. В западной литературе это явление названо «распределительным эффектом образования». Рабочая эффективность связана со способностью выполнять определенный круг задач, распределительная эффективность - со способностью принимать правильные решения.

3. Образование повышает восприимчивость людей к новым научным идеям и техническим разработкам, в связи, с чем они быстрее внедряются в практику. Ускоряя распространение научно-технических открытий, образование тем самым повышает общественную производительность труда и стимулирует экономический рост.

Таким образом, инвестиции в образование и вклад образования в экономический рост состоит в том, что оно наделяет рабочую силу производительными знаниями, оказывает содействие увеличению новых знаний человека, стимулирует процесс продуцирования новых идей и их реализации. Учитывая важную роль образования в обеспечении социально-экономического возрождения страны, возникает необходимость реформирования системы образования Украины в соответствии с новыми условиями. Украинская система образования также может и должна играть роль определяющего фактора социально-экономического развития. Однако для этого необходимы определенные предпосылки: четкие стратегические приоритеты общества вообще и образования в частности; широкая поддержка общественностью активной образовательной политики; восстановление ответственности и ведущей роли государства в сфере образования; глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов эффективного их использования [10].

Наряду с образованием актуальными являются и вложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, одна часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат человека и общества. В течение жизни происходит износ естественного человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно за­висит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособно­го периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и мораль­ному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человече­ского капитала определяется: 1) степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций; 2) степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производствен­ного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количествен­ные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличи­ваются.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повы­шается до определенного предела, ограниченного верхней границей актив­ной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюд­ный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработка, как первого, так и второго субъекта.

5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, по­скольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.

7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества [11].

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения. Но для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества. Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора определенных выгод как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя – это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан.

Выводы.Понятие «человеческий капитал» означает не только осознание решающей роли человека в экономической системе общества, но признание необходимости инвестирования в человека – образование, профессиональную подготовку, оздоровление. Поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как со стороны отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.

Инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают высоким уровнем окупаемости и рентабельности. Оценка и анализ эффективности вложений в человеческий ресурс, конкретных показателей предмет дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Норкина И.М, Бухонова СМ. Инвестиции в человеческий капитал
– важнейший фактор экономического роста / И.М. Норкина, СМ.
Бухонова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.couf. bstu.
ru/ conf/docs/0033/0806.

2. Симоненко И.В., Соколова Т.В. Экономические знания как
индикатор развития общества: матеріали Міжнародного семінару «Нова
економіка і вища освіта», (16-17 січня 2003 р.) / Міністерство освіти і
науки України, Донецький державний університет економіки і торгівлі
ім. М. Туган-Барановського. – Донецьк, 2003. – С 143 -146.

3. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений / В.И. Марцинкевич, И.В. Соболева. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 286 с.

4. Кирьян Т. Человеческий капитал в истории экономической мысли / Т. Кирьян // Экономика Украины. – 2008. – №9. – С. 64-73.

5. Грішнова О.А. Людський капітал: формування в системі освіти і професійної підготовки / О.А. Грішнова. – К.: Знання, 2001. – 254 с.

6. Плотаева Т.Ф. Инвестиции в человеческий капитал [Электронный ресурс] / Т.В. Плотаева // Информационно-аналитический журнал «Клуб
руководителей». – 2009. – № 5-6, С. 51-54. – Режим доступа к журн.:
http://www.sphinx-dv.ru/node/l 521.

7. Владимир Богун. Образование и наука бьют в набат / Богун
Владимир. – Рабочая газета. – № 177, от 6 октября 2009 г.

8. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование / Дж. Кендрик. – М: Прогресс, 1978. – 275 с.

9. Грішнова О.А. Ефективність освіти як чинник мотивації інвестицій в людський капітал / О.А. Грішнова // Регіональні перспективи. – 2002. – № 3-4 (22-23). – С 69-72.

10. Тертычная Л.И. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития Украины / Л.И. Тертычная // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая, 2006. – выпуск 103-4.– С. 9-14.

11. Грішнова О.А. Економіка праці та соціально-трудові відносини: підручник / О.А. Грішнова. – К.: Знання, 2004. – 535 с.

УДК 330.163.14

Соколова Г.Б.

Наши рекомендации