Денежное обращение и его регулирование
Денежно-кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения. Ее главная цель – регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов. Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.
Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней).
При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частными и государственными секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.
Главными особенностями техники кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются изменение официальной учетной ставки Центробанка, ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.
Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.
Государственные органы стран с рыночной экономикой все чаще используют «политику развития конкуренции» в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного развития сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последнее время действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности.
Позитивные аспекты денежно - кредитной политики - это прежде всего:
1. быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой;
2. данная политика изолирована от политического давления;
3. она по своей природе мягче, чем фискальная политика.
Негативные аспекты денежно - кредитной политики могут быть следующими:
1. политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставления ссуд, но она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится;
2. при политике дешевых денег скорость обращения денежной массы падает, а , следовательно, общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия.
Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП.
В монетарной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в краткосрочном периоде центральный банк, проводя политику расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную экономику заметно снижается.
5. Кредитная система, её роль в рыночной экономике
Кредитная система представляет собой функциональную подсистему рыночного хозяйства, опосредствующую процессы формирования капитала в экономической системе и его движения между субъектами и секторами экономики.
Денежно-кредитная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует его переток из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает правила игры в денежно-кредитном обращении.
Денежно-кредитный механизм является системой, которая в значительной мере может определить структуру производства и совокупного спроса, непосредственно влияя на составляющие экономического равновесия.
Кредит выступает в формах: коммерческого, банковского, государственного потребительского и международного кредита.
Коммерческий кредит – это кредит, представляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Цель коммерческого кредита – ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли. Документом при осуществлении сделки в форме коммерческого кредита выступает вексель.
Банковский кредит предоставляется банками и специальными кредитными учреждениями. Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.
Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредита. Это проявляется при кредитовании не только предприятий, но и потребителей. Таким образом, можно выделить потребительский кредит, предоставляемый частным лицам; государственный кредит, когда одна из сторон представлена государством или местными органами власти, а также международный кредит, когда движение и функционирование ссудного капитала осуществляется между странами.
Для всех форм кредита характерны общие функции:
1) экономия издержек обращения;
2) ускорение концентрации и централизации капитала;
3) регулирование экономики;
4) увеличение границ общественного производства.
Основой кредитной системы исторически являются банки . Финансово-кредитные институты на уровне страны подразделяются на центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты (кредитные организации). Центральные банки – это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. Специализированные кредитные организации включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования.
В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк – банковские институты и небанковские кредитные организации. Центробанк является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме банкнот и монет.
Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов, другие создавались практически с «нуля».
В двухуровневой кредитной системе России вторым звеном (помимо коммерческих банков) в последние годы все активнее выступают некоммерческие банки и небанковские кредитные организации. К некоммерческим банкам в России, как и в международной практике, относятся инвестиционные банки, сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и кредитные союзы, ипотечные банки, земельные банки, торговые банки и т.д. Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции (инвестиционные страховые компании, пенсионные и др. фонды). Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются ЦБ РФ. Вновь организованные кредитные организации не имеют права работать с вкладами физических лиц ранее, чем через два года после начала своей деятельности.
В России уже сложилась кредитная система , отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки, а также функционирует достаточно развитый сектор небанковских кредитных организаций (чем она отличается от немецкой модели).