Условия использования логистических методов на предприятии
Логистика способствует повышению эффективности работы предприятия при соблюдении следующих условий:
Связь логистики с корпоративной стратегией. Руководители, применяющие логистику, должны постоянно задаваться вопросом: «Обеспечивают ли наши логистические операции конкурентоспособность на рынках?»
Создание логистической службы на предприятии. Такая служба должна контролировать и координировать все функции, связанные с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом.
В настоящее время такие службы только начинают создаваться, причем первой ступенью интеграции выступает объединение управления запасами и распределения продукции.
Внедрение современных технологий обработки информации. Ранее ЭВМ были предназначены для обработки данных, относящихся к самой сделке (информация по заказ наряду, закупкам и т.д.). Сейчас создаются системы, позволяющие принимать логистические решения. Такие системы окупаются за 3-4 месяца и приносят значительную выгоду предприятию. Например, вложение средств в усовершенствование системы обработки информации, связывающей администрацию и подразделения логистической службы позволило некоторым компаниям добиться сокращения уровня запасов в 15-20 раз.
Обучение кадров основным методам логистики.
Установление тесных внутренних (координация действий подразделений предприятия) и внешних (сотрудничество с брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.) связей.
Указанное условие непосредственно связано с использованием положений теории компромиссов. Теория предполагает учет интересов всех участников логистического процесса (как подразделений предприятия, так и других предприятий) при выработке управленческих решений. При этом оценкой эффективности решения служит соотношение «затраты - эффект». Экономические компромиссы можно рассматривать на стратегическом, организационном и оперативном уровнях. Примеры экономических компромиссов:
на стратегическом уровне - заключение контракта с поставщиком на определенный период;
на организационном уровне - выбор способа отгрузки, вида транспорта, уровня обслуживания потребителей;
на оперативном уровне - выбор размера партии груза, видов тары, скидов с количества.
Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей (рис. 8.2.). Такая прибыль возникает за счет:
сокращения дебиторской задолженности в связи с уменьшением сроков исполнения заказов и точности выписанных счетов;
уменьшения запасов;
замены собственных основных фондов арендуемыми;
увеличения наличности.
Внедрение данного показателя привело к тому, что все большее число компаний стало пользоваться услугами специализированных фирм (транспортные предприятия, склады общего пользования и т.д.)
Рис.8.2. Влияние логистики на показатели деятельности предприятия
Определение оптимального уровня качества логистического обслуживания, для чего сопоставляют прибыль с затратами на поддержание такого уровня. На основе предварительных расчетов разрабатывается программа обслуживания потребителей (пример представлен в табл. 8.1):
Таблица 8.1
Программа обслуживания потребителей
Класс потребителей услуг | Доля потребителей в объеме продаж, % | Уровень обслужива-ния, % |
А | 95-98 | |
Б | 90-95 | |
В | 90-95 | |
Г | 85-90 | |
Д | 85-90 |
Тщательная (полная, детализированная, учитывающая возможные изменения обстоятельств) разработка логистических операций.