Актуальные тенденции и потенциал повышения конкурентоспособности автономного округа. Типологизация субъектов экономического развития
На современном этапе развития экономики округа сложились предпосылки и необходимость трансформации его экономической специализации, обретении новой роли в экономике страны. Актуальность изменений обусловлена сочетанием двух основных тенденций.
Во-первых, ключевые нефтегазовые месторождения округа находятся в высокой стадии добычи, дальнейшее сохранение уровня добычи нефти требует применения все более наукоемких технологий: окружная нефтедобыча требует все более «умных» подходов и инноваций, все более экономных методов работы, рационализации производства.
Во-вторых, по мере развития социально-экономической системы округа в ней происходит достройка новых экономических секторов, постепенно формируется сеть принципиально новых производств, ориентированных на удовлетворение спроса, связанного с местной северной спецификой, спросом на продукцию и услуги со стороны нефтегазодобывающих компаний, а также потребностями жителей в здоровой и комфортной среде. Параллельно деятельность вертикально интегрированных корпораций включает новые вспомогательные производства (например, антикоррозионная обработка труб). Таким образом, возникает потенциал развития новых направлений экономики, ориентированных на удовлетворение спроса со стороны предприятий нефтегазодобычи.
Возникающие новые отрасли развиваются по иным экономическим законам, чем базовая нефтегазодобывающая отрасль: они вызваны к жизни не сырьем, а спросом, поэтому их можно обобщенно определить как маркетинг—ориентированные отрасли. В отличие от традиционных отраслей, эти отрасли нересурсоемкие, в их размещении и развитии ресурсы и энергия не играют большой роли. Однако они требуют специфических знаний и компетенций, четкого понимания специализированных запросов местного потребителя, и именно в этом сегменте производства товаров и услуг, ориентированном на спрос в районах Севера и Арктики, на нефтегазодобывающих предприятиях, окружные производители имеют важное конкурентное преимущество.
Таким образом, целесообразно разделить все отрасли экономики округа на корпоративные и маркетинговые. Первые – это прежде всего нефтедобыча и электроэнергетика, сформированные крупными предприятиями, спрос на продукцию которых гарантирован внешними или внутренними потребителями. Поэтому в корпоративном секторе экономики Югры нет потребности в навыках работы на конкурентных рынках, с взыскательными потребителями.
С другой стороны, «маркетинговые» виды деятельности экономики сформированы малым, средним, в отдельных случаях – крупным бизнесом.
Маркетинг-ориентированные производства в Югре – это, в частности, производство таких видов продукции как инструменты, насосы для перекачки жидкостей, электродвигатели и проводники электрического тока, проволока, снегоболотоходы и спецтехника на их базе (мобильные буровые установки, мульчеры, экскаваторы, техника для заливки ледовых переправ и др.), специализированные прицепы для грузовых автомобилей, изделия из резины, пластиковые окна и стеклопакеты, мебель, нетканые материалы, спецодежда и др.; для местного потребления ежегодно уже производятся сотни тонн стали. Потребность в комфорте и здоровом питании югорчан вызывала к жизни производство хлеба, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, кисломолочной продукции и кондитерских изделий (в этом отношении Югра не уникальна, однако по сравнению с прошлыми периодами ситуация радикально изменилась). Появляются и новые предприятия экологической промышленности, способные трансформировать производственные и бытовые отходы в ресурс дефицитных здесь строительных материалов и упаковку для продовольственных и промышленных товаров. Одновременно и в лесном, в агропромышленном комплексе, и в медицинских услугах постепенно формируются отдельные виды и подвиды экономической деятельности, способные в дальней перспективе получить широкое развитие (к их числу относится, например, производство комплектов материалов для индивидуального домостроения).
В общем случае экономическое развитие новых отраслей во многом соответствует современным тенденциям развития мировой экономики: их конкурентное преимущество определяется не сырьем, а знаниями и компетенциями, активным инновационным поиском, а вместо немногих мощных предприятий отрасль комплектуется зачастую сетью из большого числа небольших, но гибких производителей.
Объем производства в новых отраслях пока невелик, однако именно новые виды деятельности показывают высокие темпы роста; многие из них обладают высоким мультипликативным эффектом.
Потенциал повышения конкурентоспособности округа определяется гармоничным развитием трех основных секторов:
· Нефтегазодобыча – ведущий сектор,
· Обрабатывающие производства на базе местного сырья – развивающийся сектор,
· Маркетинг-ориентированные производства – зарождающийся сектор.