Модели человека в экономической науке
Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использоватьмодель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др.
Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три.
Первое направление представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками. Данное видение ставит во главу угла эгоистический, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.
«Человек экономический» — это рациональный человек. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной, конкуренции. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.
Третье направление представлено новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей подход американского экономиста Г. Беккера. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.
Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, в свободном выборе типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах, с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.
Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственных процессах. Знание их позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.
Капиталистическое общество предполагает определенную модель человека, адекватную рыночной системе. Первая такая модель была предложена А. Смитом в XVIII веке — модель «экономического человека». Эта модель — абстракция, рассматривающая человека вне его социальных, личностных, этических и других составляющих. Но она позволяет понять суть рыночных отношений. Такой человек стремится к максимизации собственной выгоды (полезности, прибыли), обладает полной информацией о рыночных ценах и аллокации (распределении, назначении) благ и мгновенно приспосабливается к изменяющимся рыночным условиям. Это рационально действующий индивид, разумный эгоист и индивидуалист. Такой индивид конкурирует с другими, что является важнейшей предпосылкой экономического прогресса. Рациональное, с точки зрения отдельного индивида, поведение является одновременно и этическим. Сложившиеся нормы и правила поведения закрепляются правовой системой. Неотвратимость наказания делает невыгодным неэтичное поведение. Данную модель человека можно назвать классической.
Представители институционального направления в экономической науке, считавшие, что предметом науки является поведение человека, социальных групп, полагают, что человек движим инстинктами материнства, любопытства, родительским инстинктом и др. Такой
подход не противоречит индивидуализму и эгоизму «экономического человека», его рыночному поведению.
Дж. Кейнс обращал внимание на мотивацию поведения человека, его склонности к потреблению (щедрость, недальновидность, тщеславие, мотовство и др.) и к сбережению (осторожность, расчетливость, предприимчивость, гордость, скупость, предусмотрительность).
Современные экономисты (С. Беккер, К. Бруннер и др.) предложили модель «человека изобретательного, оценивающего, максимизирующего», то есть человека, стремящегося к эксперименту, поиску, оценивающего окружающий мир и умеющего предпринимать рациональные решения, максимизирующего свою выгоду в условиях неполноты информации и ограниченности времени для принятия решения. Эту модель можно рассматривать как развитие модели «экономического человека».
Выработка поведенческой стратегии индивидов, соответствующей реалиям рынка, — одно из важнейших условий формирования рыночной экономики в России.