Особенности Феодального хозяйства (Англия, Германия, Россия)

5.1. Англия.

Исторические особенности и своеобразие феодального хозяйства Англии определяются, прежде всего, глубокими различиями в структуре сельскохозяйственного производства отдельных районов, обусловленными разнородностью естественно-географических условий.

К началу 11 в. в Англии сложились вотчины в форме маноров, структура которых могла быть: 1) классической, т. е., включающей господскую запашку и землю, розданную в держание; 2) только домениальной (состоящей из одного домена); 3) только розданной. При этом весьма характерным было многообразие отношений феодальной зависимости, наиболее распространённой формой которой было вилланство. Вилланы (поземельно-зависимые, фактические крепостные крестьяне), которых по Книге Страшного суда (1086 г.) в Англии насчитывалось 109 тыс. (41% всех держателей), имели в своём пользовании 45% пахотной площади; вторые по численности малоземельные и безземельные слои (бордарии и котарии), которые составляли 32% населения (87 тыс.), были отягощены поземельными повинностями и имели в пользовании всего лишь 5% пахотных земель; наиболее малочисленные (свободные и сокмены) составляли 14% населения (37 тыс.), однако владели 20% описанной в 1086 г. площади.

С конца 11 — начала 12 вв. в Англии широкое распространение получила унаследованная от англосаксов система хозяйственного использования вотчин крупными лордами (как церковными, так и светскими) — сдача вотчин в аренду на условиях: 1) поставки арендатором (лизгольдером) определённого количества сельскохозяйственных продуктов; 2) осуществления денежных платежей, — что явилось началом процесса коммутации (замены) барщинных повинностей денежной рентой и фактическим исчезновением в 30-е гг. 15 в. вилланства как преобладающей формы экономических отношений.

Начиная с 13 в., в связи с возросшим спросом на шерсть, лорды маноров получили право (Статут 1236 г. и Вестминстерский статут 1285 г.) огораживать в своё индивидуальное пользование общинные земли, что ущемляло права крестьян и явилось предпосылкой восстания под предводительством Уота Тайлера (1381 г.), основные требования которого состояли в уничтожении вилланства, а также секуляризации земель и раздачи их нуждающимся. Вместе с тем именно овцеводство, в сочетании с хозяйственной системой использования вотчин, стали решающими факторами уничтожения крепостнических отношений и появления:

копигольдеров (англ. copyholder, держатель по копии) — феодально-зависимых крестьян, получавших при вступлении в пользование наделом (как правило, пожизненное) соответствующую копию из протокола манориального суда; находящиеся в самом низу социальной лестницы, копигольдеры были лишены права юридической защиты и распоряжения наделом без ведома лорда;

фригольдеров (англ. freeholder, свободный держатель) — полностью свободных держателей земли (крестьян, горожан, феодалов), при этом крестьяне-фригольдеры: 1) имели право защиты в королевских судах; 2) обладали правом свободного завещания, раздела и отчуждения своего держания; 3) выплачивали лорду манора фиксированную ренту;

джентри (англ. gentry) — мелкопоместного дворянства (16—17 вв.), ведущего хозяйственную деятельность с привлечением исключительно наёмного труда.

Германия.

Становление феодальных отношений в Германии произошло позднее, чем во Франции и Англии, а именно — в 11 в.; в течение двух последующих веков (12 и 13) новый тип отношений достиг своей зрелости. К 11—13 вв. в Германии получила развитие вотчина в форме грундгершафта, имеющего много общего с сеньорией во Франции (классической моделью феодальной экономики). Грундгершафт — это барщинно-дворовая система, основанная на наследственном праве на землю; власть вотчинника над людьми, которые живут на его земле; это организация по присвоению феодалом результатов труда крестьян. До 13 в. (сеньориальный этап развития) вотчина включала: 1) барское хозяйство (господский двор; домениальные земли); 2) крестьянские хозяйства, владельцы которых обрабатывали барские земли и сдавали оброки на господский двор. Властью над зависимыми поземельно и лично людьми обладал сеньор, который пользовался по отношению к ним также и судебными правами. Дворовые, проживавшие на господских дворах, иногда владели небольшими клочками земли, однако личная несвобода этих крестьян носила наследственный характер. Крестьяне-держатели, в отличие от дворовых, сохраняли зависимость от данного сеньора до тех пор, пока владели от него держаниями. Значительной была прослойка «свободных крестьян», которых отличала бóльшая свобода в распоряжении землёй, однако, например, прежде чем отчуждать свой надел, «графские свободные» должны были сообщить об этом в графский суд, а «имперские свободные» — пригласить на акт отчуждения старосту и передать надел только себе подобным; «свободные хэгеры» при отчуждении надела должны были считаться с предпочтительным правом старшего хэгера и только «свободные фламандцы» имели формальное право свободно отчуждать землю. Со временем и эти права исчезли: общей тенденцией для 11—13 вв. было нивелирование всех категорий, постепенно сливавшихся в единую категорию зависимых крестьян 7.

Наряду с барщинно-дворовой сложилась судебно-политическая форма сеньории (баннгершафт), при которой баннгер (крупный феодал: герцог, князь, граф, архиепископ), присваивал или получал из рук короля право «повелевать и наказывать» в пределах определенной территории, банна, таким образом сосредоточивая в своих руках всю полноту власти. Баннгеры вели интенсивное наступление на марки, присваивая себе право распоряжаться марковыми землями, лесами, водами и «всем, что в них водится».

Обострившаяся классовая борьба, а также становление товарно-денежных отношений привели к изменению экономики сеньории: подобно тому, как это происходило в Англии, сеньоры коммутируют барщинную повинность денежной рентой, передавая барское хозяйство арендатору (мейеру), который становится получателем всей ренты, уплачиваемой крестьянами, и контролирует все оставшиеся виды барщинных работ.

Феодальное хозяйство в Германии имело преимущественно экстенсивный характер, что, в частности, находило отражении в стремлении немецких феодалов к расширению посевных площадей за счёт присоединения новых территорий (как правило, славянских и прусских), в результате чего к востоку от Эльбы появились такие новые владения, как Бранденбург, Мекленбург, Рюген, Померания, Пруссия, где крестьянину-колонисту отмеривали одну гуфу (ориентировочно 40 га). По характеру поземельных повинностей гуфы были чиншевыми (обложенными повинностями) и рыцарскими (свободными от повинностей). В состав ренты входили: 1) чинш (регулярный фиксированный оброк продуктами или деньгами); 2) десятина (каждый десятый сноп зерна; каждая десятая голова скота); 3) постоянный земельный налог с чиншевых гуф. Кроме того, крестьяне несли гужевую повинность при выполнении строительных работ, а также в военное время.

Россия.

Наши рекомендации