Прогнозирование регионального развития

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей.

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на схеме 72.

Схема 72.

Структура комплексного прогноза развития региона

Стратегия экономического развития страны
Прогнозирование регионального развития - student2.ru Прогнозирование регионального развития - student2.ru        
Комплексный прогноз развития региона
Прогнозирование регионального развития - student2.ru Прогнозирование регионального развития - student2.ru Прогнозирование регионального развития - student2.ru        
Социально-демографический прогноз   Экологический прогноз   Территориальная организация межотраслевых комплексов
Прогнозирование регионального развития - student2.ru Прогнозирование регионального развития - student2.ru Прогнозирование регионального развития - student2.ru Прогнозирование регионального развития - student2.ru Прогноз природно-ресурсного потенциала   Территориальный прогноз   рационализация транспортно-экономических связей
Экономический прогноз   Информационный прогноз   Формирование региональных систем расселения
Прогнозирование регионального развития - student2.ru        
Формирование региональных систем расселения
Прогнозирование регионального развития - student2.ru        
Выбор стратегии регионального развития
             

Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

Планирование – метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1450 предусмотрено образование Центра федеральных программ по развитию регионов при Правительстве РФ. На него возлагаются функции единого заказчика федеральных программ развития регионов. Кроме того образована Правительственная комиссия по государственной поддержке развития регионов РФ. Комиссия призвана координировать деятельность федеральных и региональных органов власти по стимулированию инвестиционной активности в регионах, эффективности использования выделяемых им бюджетных средств, мобилизации собственных ресурсов организаций всех форм собственности для решения первоочередных задач проблем экономического и социального развития. Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений развития регионов, совершенствованию мониторинга социально-экономического развития, оказанию помощи в реализации целевых программ развития территорий. С учетом предложений государство может выделять региональные квоты по кредитам на инвестиционные программы. Эта квота определяется суммой доли участия региона в производстве продукции и в кредитных ресурсах страны:

Прогнозирование регионального развития - student2.ru ,

где Q1 - объем производства в регионе; Q0 – объем производства в стране; Кри – квота по кредитам на инвестиционные программы; КВр – кредитные вложения банков данного региона; КВ0 – общие кредитные вложения всех кредитных банков; КВм – кредитные вложения местных банков.

Региональное целевое программирование позволяет федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, направленные на уменьшение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Однако существующие в России программы все еще имеют существенные недостатки. Главные из них – слабое обоснование проблемных приоритетов, отбора и эффективности программ, отсутствие надлежащей межпрограммной увязки и координации, недостаточная проработка вопросов территориально-хозяйственной комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования. Названные недостатки приводят к невозможности реализации федеральных программ, как это случилось с «Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005».

Тест к теме 12

Определите все верные ответы.

1. Региональная экономика – это

а) наука, изучающая рациональное размещение производительных сил;

б) часть экономической географии;

в) аналог отраслевых экономик; г) часть мезоэкономики.

2. Основная причина низкой дееспособности слаборазвитых регионов – это

а) удаленность от центра деловой активности страны;

б) недостаточный производственный и финансовый потенциал;

в) изменение геополитического положения страны;

г) формирование структуры и инфраструктуры рынка

3. Индустриально развитые в советское время области Северо-Западного, Центрального и др. регионов стали депрессивными, т. к.

а) имели дальние производственные связи;

б) имели высокую концентрацию ВПК;

в) имели полифункциональную структуру экономики, которая не соответствует потребностям рынка;

г) оказались заложниками развивающейся системы неплатежей.

4. Причинами усиления противостояния центра и регионов в России являются

а) отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей центра и регионов в официальных документах;

б) разделение собственности за каждым уровнем управления;

в) нарушение принципов экономической самостоятельности регионов и их отношений с федеральным бюджетом;

г) перекладывание центром выполнения социальных функций на региональные власти без должного финансового обеспечения.

5. Региональная политика - это

а) приоритетное направлением деятельности местных властей;

б) система взаимоотношений между государством и регионами, а также между самими регионами;

в) политика выравнивание различий в уровне социально-экономического развития регионов;

г) сочетание принципов федерализма и регионализма.

6. Региональное прогнозирование

а) является составной частью индикативного планирования;

б) существовало только в централизованной экономике;

в) предшествует регионального целевому программированию;

г) осуществляется только по заказу региональных властей

Наши рекомендации