Макроэкономические модели и показатели, их примеры
Все макроэкономические процессы изучаются на основе построения моделей.
Макроэкономические модели — это формализованное (графическое или алгебраическое) описание экономических процессов и явлений с целью выявления основных взаимосвязей между ними.
Для построения модели выделяют существенные, наиболее важные характеристики исследуемого процесса, отвлекаются (абстрагируются) от несущественных для исследования фактов.
Модель представляет собой упрощенное отражение действительности, позволяющее выявить основные закономерности экономических процессов и разработать варианты решения сложных макроэкономических проблем, таких, как экономический рост, инфляция, безработица и др.
Макроэкономические модели могут выступать в виде теорий, функций, рисунков, схем, таблиц, которые выявляют взаимозависимости между макроэкономическими величинами, причинно-следственные связи между экономическими явлениями.
Модели включают два вида переменных: экзогенные и эндогенные.
Экзогенные переменные — это переменные, задающиеся извне, значение которых формируется вне модели. Экзогенные переменные являются в моделях независимыми величинами, а их изменение называется автономным изменением.
Эндогенные переменные — это переменные, значение которых формируется внутри модели. Это зависимые переменные.
Модель позволяет показать, как изменение экзогенных переменных влияет на изменение величины эндогенных переменных.
Пример 1:
В функции (модели) потребления С = С (Yd), где С — величина совокупных потребительских расходов, a Yd — располагаемый доход, Yd является экзогенной переменной, а С — эндогенной.
Эта модель позволяет исследовать, как изменение располагаемого дохода меняет величину потребительских расходов.
Потребление выступает как зависимая величина (функция), а располагаемый доход — как независимая величина (аргумент функции).
Пример 2:
В разных моделях одна и та же величина может быть и экзогенной, и эндогенной.
Так, в модели потребления потребительские расходы (С) выступают в качестве эндогенной (зависимой) величины, а в модели совокупного спроса AD = C+ I+ G+Xn потребительские расходы (С) являются экзогенной (независимой) величиной, т.е. переменной, определяющей величину совокупного выпуска и совокупного дохода.
СНС и ее особенности
Основные макроэкономические показатели содержатся в СНС
СНС была разработана в конце 1920-х гг. группой американских ученых под руководством будущего лауреата Нобелевской премии (1968 г.) Саймона Кузнеца (Simon Kuznets)
СНС позволяет проводить макроэкономические сопоставления по разным странам мира
Россия начала использовать эту методику с 1993 года.
СНС – это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние экономики страны.
СНС в России включает:
o счет товаров и услуг
o производства
o образования доходов
o распределения первичных доходов
o вторичного распределения доходов
o использования располагаемого дохода
o операций с капиталом
o финансовый
Под экономической территорией в СНС понимается территория, находящаяся под административным управлением правительства, в пределах которой свободно перемещаются люди, товары и капиталы
Институциональная единица – это экономическая (хозяйственная) единица, которая может от своего имени владеть активами, принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью с другими единицами
В СНС резидентами считаются все экономические единицы (физические и юридические лица) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, которые имеют центр экономического интереса на территории России (осуществляют деятельность не менее 1 года независимо от гражданства).
Особенности СНС:
o Теоретической основой СНС служит модель кругооборота продукта, расходов и доходов
o До конца 1980-х гг. основным показателем, характеризующим совокупный объем выпуска, был показатель валового национального продукта
o В современных условиях основным показателем совокупного выпуска стал валовой внутренний продукт.
14. ВВП
Валовой внутренний продукт (Gross Domestic Product — GDP) – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.