Порядок выполнения курсовой работы
Выполнение работы целесообразно разделить на 6 этапов:
· выбор темы;
· подбор и изучение литературы;
· составление плана работы;
· собрание и обработка фактического и статистического материала;
· написание курсовой работы;
· защита курсовой работы.
Тема курсовой работы студентом выбирается самостоятельно из числа предложенных в методических указаниях. В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедрой.
Целесообразно выбирать тему курсовой работы, которая была бы связана с производственной работой студента или близкой к направлению будущей профессии.
После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследования перечня литературы, рекомендованной кафедрой в рабочей программе данного курса и планах семинарских занятий по соответствующим темам. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента – из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.
Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что экономическая наука – наука творческая, она, как и любая другая наука, не может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концепциями.
При изучении литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План – это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. план работы тесно связан с ее структурой. Составленный план работы представляется для согласования преподавателю экономической теории, который консультирует студента.
Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни общества, о закономерностях развития.
К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Выписывать нужно только те данные, которые имеют прямое отношение к теме, и не все, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помогающие раскрытию вопросов темы.
После подбора и изучения литературы можно приступать к написанию курсовой работы, конкретизировать план работы , разбивать узловые вопросы на пункты и подпункты.
При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:
· данные следует приводить к абсолютным (млн, руб, т, м, шт.) или относительным (%) и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;
· для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее роста за несколько месяцев, а лучше за ряд лет;
· для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, которые они выражают.
Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.
Методика написания каждой части работы имеет некоторые отличия.
Во введении раскрывают актуальность темы (проблемы) и подчеркивают, что она имеет важное теоретическое и прикладное значение, формулируют цель и основные задачи работы, конкретизируют объект (Что именно подлежит исследованию?) и предмет научного анализа (Какой или какие аспекты объекта будут исследованы?), уточняют теоретическую и методологическую основуисследования, дают характеристику информационной базы(основные теоретические, нормативные, правовые источники). Во введении указывают направления (области) реализации полученных в работе выводов и предложений, отмечают предполагаемую практическую значимость исследования (кем могут быть использованы рекомендации, выработанные в процессе написания КР). Во введении присутствует характеристика-описание работы с обоснованием последовательности изложения материала (по 1-2 абзаца на каждую главу), а также кратко характеризуют объём и структуру работы. (Данные опорные слова выделяют полужирным шрифтом.) Объем введения в КР обычно составляет 2-3 страницы.
Пример оформления фрагмента введения, раскрывающего объём и структуру исследования.
Курсовая работа изложена на ___ листах печатного текста, проиллюстрирована ___ таблицами и ___ рисунками, состоит из введения, ___ глав, разделённых на ___ параграфов, заключения, списка используемой литературы, __ приложений. Содержание и структура основной части курсовой работы отражает цель и задачи исследования.
Формулировки, раскрывающие цель и задачи, предмет и объект, теоретическую и практическую значимость работы должны быть краткими и ясными. Аналогичным требованиям должны соответствовать теоретические выводы и предложения (практические рекомендации), содержащиеся в заключении.
Следует помнить, что введение и заключение работы – это визитная карточка, на основании которой у руководителя складывается мнение о самой работе и ее авторе. По этой причине нужно быть готовым к тому, что введение и заключение будут неоднократно перерабатываться и подвергаться коррекции.
Содержание основной части работы должно в полном объеме раскрывать тему, названия глав и параграфов (вопросов). Правильно разработанная структурно-логическая схема значительно уменьшит затраты труда и времени. Оптимальной является такая структура работы, из которой не может быть изъят ни один ее элемент.
Основную часть работы излагают в двух-трех главах. Конкретный подход к определению структуры работы зависит от темы (проблемы) исследования. В одном случае приемлема «хронологическая» схема (ретроспектива (история) – текущее состояние объекта – перспектива его развития), в другом – «уровневая» (мега-, макро-, микро- или международный, национальный, отраслевой, внутрифирменный уровни проблемы), в третьем – «общенаучный» (идеальная теория – реальная практика – синтез теории и практики, в результате которого обновляется теория и изменяется практика) и т.д.
Указанные структурные отличия не отменяют общих подходов к содержанию работы. Особое внимание автору следует уделить:
- детальному описанию объекта исследования, определению его сущности, специфики, места и роли в системе экономических, правовых, социальных и иных отношений;
- выявлению сильных и слабых сторон объекта, основных проблем и причин их возникновения;
- анализу отечественного и зарубежного опыта решения (оптимизации) аналогичных социально-экономических проблем;
- аргументации общей концепции или конкретной программы действий для перевода (трансформации) объекта в желательное (оптимальное) состояние.
В заключенииработы автор должен подвести итоги и сформулировать основные результаты исследования. Осуществить это гораздо проще, если после каждой главы дать краткие выводы по количеству содержащихся в ней параграфов. Общие выводы не должны автоматически дублировать выводы по главам, но содержать их в «снятом» виде. Результаты исследования могут быть подразделены на две группы: теоретические выводы и практические рекомендации или предложения, направленные на совершенствование объекта исследования на различных уровнях социальной иерархии (федеральном, региональном, муниципальном, отраслевом, внутриорганизационном).
Объем заключения в КР не должен превышать 2-3 страниц.