Рынок - сфера товарообмена
Способ, место и средства товарообмена относятся к понятию "рынок". Содержание и формы рынка на современном этапе весьма разнообразны. Крупнейшие торговые сделки совершаются в настоящее время заочно, с помощью средств связи, при отсутствии самого товара и в основном через посредников и доверенных лиц. В оптовой торговле самого товара в наличии, как правило, нет, его еще предстоит изготовить. В лучшем случае покупателя знакомят с образцом, а чаще всего лишь с описанием, изложенном в паспорте изделия, в котором указываются: характеристика и цена товара; способ доставки товара покупателю; обязательства послепродажного обслуживания товара со стороны продавца.
С точки зрения предприятия рынки существуют в виде: рынков продаж; рынков закупок; финансовых рынков; посредников рыночных сделок.
Данная функциональная структуризация рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия. Именно такая структура находит полное адекватное отражение в структуре органов управления. Вместе с тем сами рынки в основном делятся не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продуктовым признакам.
СТРУКТУРА РЫНКОВ
Изначально рынки разделяются на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь названные рынки группируются по предметному и отраслевому признакам — например, сырьевые рынки, продовольственные рынки, рынки недвижимости и др. Дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам — например, рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др
Изучая возможности наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, предприятие непременно должно хотя бы ознакомиться с положением дел на всех доступных ему рынках. Большое значение имеет емкость рынка, т. е. объем платежеспособного спроса потребителей, определяющийся в натуральном (штуки, тонны и т. д.) и стоимостном выражении. Далее выясняются соотношение спроса и предложения, позиция покупателей и продавцов, сбалансированность спроса, предложения и цен на продукцию. Непременно учитывается сложившаяся и перспективная (прогнозируемая) кривая динамики рыночных сделок на продукцию, с которой предприятие намерено входить на рынок.
Большое значение имеет морфологическая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиком и потребителями товарной массы Следует иметь в виду, что рыночные ситуации типа полипол, монопсон, олигопол встречаются редко, поскольку разрушаются в результате конкуренции. Многие малые предприятия не выдерживают соперничества и быстро покидают рынки. Их место занимают энергичные конкуренты, которые преобразуются в средние, а иногда и большие фирмы.
Трудно также в течение длительного периода удерживать монополию - это относится и к поставщикам, и к потребителям. Монополия удерживается в основном за счет превосходства техники и организации производства. С потерей такого превосходства монополия на рынке заканчивается и наступает период конкуренции, в которой побеждает тот, кто сумел лучшим образом воспользоваться новейшими достижениями науки и техники, лучше изучил рынок.
Чаще всего на рынках складывается ситуация, когда при небольшом количестве поставщиков имеется множество потребителей. Это характерно прежде всего для рынков автомобилей, бытовой техники, рынков в металлургической и нефтяной промышленности, воздушном и железнодорожном транспорте.
Характеристика рынков
Важнейшей характеристикой рынка является его стабильность, т. е. наличие соответствия между спросом и предложением, равновыгодных условий торговли для всех участников, информированности и прозрачности рынка и доступности ко всем его товарам. Правда, такой идеальный рынок может существовать скорее лишь теоретически и подобная сбалансированная стабильность может складываться лишь по отдельным товарам. Основное правило, которое регулирует рыночные отношения, это непрерывное стремление к равновесию, которое достигается посредством преодоления периодов перепроизводства и периодов дефицита товарной массы.
Следующая важнейшая характеристика рынка - его динамика, проявляющаяся в виде роста, стагнации, сокращения. Указанные тенденции могут охватывать как отдельные секторы экономики или виды продукции, так и рынок в целом.
Рынки, на которых доминирует рост, создают для предприятия условия роста объемов производства и продаж, что в свою очередь приводит к снижению удельных расходов на единицу продукции, способствует улучшению показателей работы предприятий. При сокращении рыночного оборота экономическое положение предприятия
ухудшается: снижаются объемы производства, повышается стоимость продукции, уменьшается доход. Стагнация рынка не изменяет экономическую ситуацию на предприятиях. Тенденция приобретает застойный характер.
Нормальное состояние рынка — рост объема торговли. При затоваривании рынка отдельными видами изделий уравновешивание происходит за счет оттока поставщиков.
Путем диверсификации и перестройки производства некоторые поставщики переводят капитал в другие отрасли производства, другие, не выдержав конкуренции, разоряются.
Капитал переводится в те отрасли и для организации производства такой продукции, на которую имеется повышенный спрос. В результате такого нескончаемого колебания рынка достигается условная сбалансированность спроса и предложения. Условной она называется потому, что полной сбалансированности по всему спектру движения товарной массы достигнуть невозможно.
Даже в самые благоприятные периоды расцвета экономики экономическое благополучие в стране определяется по усредненным показателям. Полной гарантии успеха никогда не бывает.
В условиях свободных, нерегламентированных рыночных отношений каждая структура стремится найти и удержать свое место на конкурентном рынке. Еще более актуальна эта проблема для вновь созданного или оказавшегося в кризисном состоянии предприятия. Проблема сбыта продукции даже в самой авторитетной фирме не может быть решена раз и навсегда. Ни одна из них не может достичь превосходства продукции по всем параметрам сразу: качеству, ценам, ассортименту, сервису и др. Необходимость выбора приоритетов для себя и выработки правильной стратегии - непреходящая проблема каждого предприятия, всех форм собственности в условиях как централизованной, так и децентрализованной экономики.
РЫНОК - ФУНКЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Вне рыночного товарообмена современная экономика функционировать не может. Отсутствие рынка возможно только в условиях натурального архаичного хозяйства.
Попытки представить, что, например, в условиях государственного централизованного регулирования предприятия якобы освобождаются от заботы о рынках сбыта и рынках материально-технического обеспечения, могут быть объяснены безграмотностью лиц, которые распространяют подобные нелепые сведения.
В принципе исполнение функций управленческого персонала предприятий центральными государственными органами невозможно. Динамичность и разнообразие непрерывно меняющихся ситуаций, по которым необходимо принимать оперативные решения, не допускают подобной централизации.
Даже руководители предприятий не в состоянии полностью регламентировать работу внутренних структурных подразделений. Основную часть своих управленческих функций они делегируют заместителям и руководителям структурных подразделений, которые в свою очередь передают часть этих функций мастерам и бригадирам. В иных условиях ни одна сложная хозяйственная (и не только хозяйственная) структура функционировать не может.
При наличии централизованной системы хозяйственного управления центральный орган, будь то министерство, акционерная или холдинговая компания или концерн, принадлежащий частному лицу, лишь регулирует основные базовые показатели работы подчиненных ему структур и предприятий и контролирует их исполнение. Главную распорядительную работу на предприятиях выполняют их непосредственные руководители.
Поиск рынков, заключение и обеспечение выполнения договоров с партнерами — это прямая обязанность руководства предприятий. Центральный орган, как бы он ни именовался, не имеет возможности установить тщательный контроль за всеми сделками, которые заключаются исполнителями, и тем более — за организацией и ходом производственного процесса, обеспечивающего исполнение сделок. Для любой страны это является нереальным, поэтому не делалось и попыток отменить рынок.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЫНКА
В связи с официальным объявлением о переходе экономики бывших социалистических стран к рынку возникла необходимость уяснить сущность рыночного механизма, тем более что нередко насаждаются неправильные представления о рынке и рыночных отношениях. Повсеместно утверждается, например, что в Советском Союзе в течение 70 лет рыночные отношения якобы отсутствовали и были полностью заменены централизованной системой распределения, что является глубоким заблуждением.
Рынок — объективно необходимое условие обмена товарами и функционирования любого современного общества. Он подчинен законам производства, которые непосредственно связаны не только с законами общественного развития, но и с законами природы. Поэтому рынок невозможно произвольно, указами органов власти ни отменять, ни вновь вводить.
Как сфера товарооборота рынок основан на двух главных повторяющихся действиях: продажа товара и купля товара. Появление и формирование рыночных отношений относятся к прошлым векам, к эпохе исчезновения на основе общественного разделения труда натурального производства и перехода к товарному производству. "Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги", — такую характеристику современному рынку дает английский профессор Алан Хоскинг*.
Постоянно возрастающие потребности людей уже в глубокой древности вызвали необходимость обмена продуктами труда. Оказалось, что изготовить некоторое количество изделий и обменять их на другие значительно выгоднее, чем обзавеститсь всем необходимым с помощью собственного труда. Так исподволь появились и развивались общественное разделение труда, его специализация и кооперирование, масштабы обмена. В результате появился рынок, окончательное оформление которого стало возможным благодаря появлению денег и денежного обращения.
Формирование рынка, таким образом, определяется не идеологией и не политикой, а постоянным наличием основных рыночных компонентов: товара и денег, продавца и покупателя. В обществе, где продукция изготовляется главным образом не для личного потребления, а в виде
Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. - М., 1993. - С. 104.
товара — для продажи за деньги, и где собственные потребности в различной продукции удовлетворяются путем ее купли за деньги, действуют рынок и рыночные отношения
Поэтому в бывшем Советском Союзе рынок и рыночные отношения функционировали всегда. Ни один завод, кооператив, колхоз или совхоз никогда не был полностью натуральным хозяйством. Все без исключения были непосредственными продавцами и покупателями товаров, прямыми сторонами денежного обращения, т. е. непосредственными субъектами рынка.
Таким образом, централизованная государственная система планирования не исключает наличия рыночных отношений. В условиях современной экономики для этого надо было бы отказаться от общественного разделения труда и кооперации труда, использования денег и товарного производства. В свое время И. Сталин писал: "...некоторые товарищи утверждают, что партия поступила неправильно, сохранив товарное производство... Эти товарищи глубоко ошибаются... Наше товарное производство представляет собой... товарное производство без капиталистов, которое имеет дело с товарами объединенных социалистических производителей"*.
В учебнике политической экономии, одном из главных теоретических документов, созданных идеологами КПСС, так и записано: "При социализме сохраняется общая предпосылка товарных отношений — общественное разделение труда. Товарами в социалистическом обществе являются как предметы личного потребления, так и средства производства. Товарные отношения и свойственные им категории (деньги, финансы, цена, кредит и т. п.) выступают при социализме в качестве важнейшего средства общественного контроля за производством и распределением продуктов"**. Подобное утверждение содержится и в Программе КПСС.
Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. - М.: Госполитиздат, 1952.-С. 10-12.
* Политическая экономия: Учебник/Под ред. И.М. Румянцева и др. - М.: Политиздат, 1978.- С. 355, 357, 398.
Следовательно, широко распространенная версия, что советской системе централизованного управления экономикой не присущи рыночные механизмы, не соответствует действительности.
Торговля на советских рынках и розничная торговля через магазины содержали в себе, по сути, все элементы рынка. Условия хозрасчета и самофинансирования, система договоров и взаимных денежных расчетов государственных предприятий тоже строились на принципах рынка. Опора на кооперацию и аренду в большей мере соответствует обычным рыночным отношениям, присущим капиталистическим странам (рис. 3.7). Очевидно, что основные принципы кооперации и аренды, хозяйственного расчета, особенно внутрипроизводственного хозрасчета, который представляет собой сопоставление доходов и расходов, следует не игнорировать, а наоборот, непременно совершенствовать и развивать.
Переход предприятий (организаций) от условий хозяйственного расчета к капиталистическому рынку в основном не изменяет налаженного обмена товарами и других хозяйственных связей между поставщиками и потребителями сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, топлива, энергии и т. д. Рынок должен не ослаблять существовавшие ранее прямые горизонтальные связи между предприятиями, а наоборот, укреплять их.
Идею экономических реформ в России, безусловно, правильнее было бы сформулировать как устранение изъянов рыночных отношений в отечественной экономике, препятствий для их развития и интенсивное использование оправдавших себя рыночных механизмов. При такой формулировке можно было бы на основе всестороннего анализа и моделирования безболезненно заменить прежние рыночные механизмы новыми, дополнить их действовавшими и положительно зарекомендовавшими себя на протяжении десятилетий хозяйственными структурами централизованной системы, избежав тех катастрофических разрушений, которые отбросили экономику нашей страны на десятки лет назад.
Расхожим представлением о рынке в России оказалось его сравнение с некой бесплатной прогулкой с целью покупки или продажи товара, что не соответствует действительности. Во всех случаях обслуживание рынка обходится недешево.
В связи с этим можно сделать следующие выводы.
1. Рынок — это обмен: купля и продажа товаров с помощью денег.