Вопрос № 1. Предмет, цели и задачи экономической теории.

Кафедра философии и гуманитарных наук

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема 1 «Введение в экономическую теорию»

Занятие 1 «Понятие и сущность экономической теории»

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: ОК-4, ОК-7, ПК-35.

1) общекультурные компетенции (ОК):

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);

2) профессиональные компетенции (ПК):

- способностью принимать участие в решении вопросов рационального размещения новых производственных объектов на основе оценки пожарного риска (ПК-35).

Цели лекции:

1. Учебная:сформировать у курсантов целостное представление о предмете и методах экономической теории, о понятии, свойствах и элементов экономической системы;

2. Развивающая: формирование у курсантов глубокий и всесторонний интерес к проблемам функционирования экономических систем;

3. Воспитательная: способствовать формированию у курсантов знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Метод проведения: эвристическая беседа

Время проведения: 90 минут

Место проведения: лекционный зал

Учебно-материальное обеспечение: мультимедиа-проектор, слайды по теме.

Используемая литература:

Основная литература:

1. Райзберг Б.А. , Стародубцева Е.Б. Курс экономики: учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 686 с.

2. Липсиц И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 7-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 607 с.

Дополнительная литература:

3. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Основы экономической теории: учебник. Гриф МО РФ. М.: Форум, 2015

4. Журавлева Г.П. Экономическая теория: учебник. Гриф МО РФ. М.: Инфра-М, 2015

5. Зораострова И.В. Микроэкономический анализ: задачи и ситуации: учеб. пособие для самостоятельной работы. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 293 с.

6. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2007. 1040 с.

7. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.И. Чепурина и др.. Аса, 2015. 875 с.

8. Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2009. 916 с.

9. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. Гриф МО РФ. М.:Дашков и К, 2013. 328 с.

10. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 792 с.

План лекции

1. Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности курсантов к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие (5 мин.)

2. Ведение (5 мин)

3. Вопросы лекции:

1) Предмет, цели и задачи экономической теории.

2) Потребности, ресурсы и выбор

3) Методология и методы экономической теории

4. Заключение (5 мин).

Введение (5 мин.)

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории.

Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

Так например, у представителей первой школы политической экономии –меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии– национальное богатство –из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются отдельные и современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его ум, его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В. Рошер и К. Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А. Богданов и И. Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение политической экономии как «науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии. В известном всему миру учебнике М. Самуэлсона «Экономикс» среди множества определений предмета теоретической экономики политэкономии) указывается, что экономикс– наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей. Еще ранее А. Маршалл определял предмет теоретической экономики или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета теоретической экономии как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая

экономия –это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской экономической литературе появляются определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения теоретической экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение. При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования–экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования –жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

В связи с этим, прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Эта категория является объектом экономической теории и занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах. В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли. К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение «капиталист - наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества. С такой трактовкой прибыли согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т. е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т. д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.

Вопрос № 1. Предмет, цели и задачи экономической теории.

Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.

Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Первоначально возникнув в античном обществе как «экономия» – наука о домоводстве или домашнем хозяйстве, в средневековый период экономика во многом превратилась в науку о богатстве, в науку о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Но, разумеется, ни античный мир, ни средневековое общество не обладали экономической теорией в строгом смысле этого слова: экономические знания носили характер нормативных (т.е. предписывающих определенную линию поведения) представлений об отдельных сторонах человеческой деятельности.

Лишь XVIII век был ознаменован появлением первой целостной экономической концепции, не только предписывающей, но и аналитической. Однако превращение экономики за прошедшие с этого момента столетия в зрелую научную дисциплину, не привело к полной унификации точек зрения на то, что же представляет собой предмет экономической теории.

В XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом, была высказана мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения – социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.

В известном учебнике П. Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества:исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения.

Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И. Добрыниным.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теорияизучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Это определение содержит черты, неизбежно содержащиеся почти в любом подобном определении:

- указание на общественный, гуманитарный характер экономики как научной дисциплины (люди или общество решают вопрос об использовании этих ограниченных ресурсов);

- указание на ограниченность ресурсов, которыми располагает общество;

- указание на то, что под решением такого рода вопроса подразумевается определение того, что, как и для кого производить.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять:

1) сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

2) объект исследования – экономические явления;

3) субъект исследования – человек, группа людей, государство;

4) предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Нормативная экономика – это направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.

Специфика экономики как общественной науки проявляется и в том, что в отличие от точных (естественных) дисциплин в ней невозможен эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические построения. Причиной этому служит невозможность точного учета всего многообразия национальных, географических, исторических, психологических особенностей, определяющих, в конечном итоге, результат того или иного экономического воздействия. Невозможность учета всех факторов, определяющих результат, делает тем более нереалистичной возможность их воспроизведения.

Но при всем этом экономика дает понимание общих зависимостей функционирования экономической системы, позволяет ответить на целый ряд вопросов:

1) что предпочтительнее: введение количественных ограничений на импорт с целью защиты внутренних производителей или повышение таможенных тарифов;

2) как отразится на уровне цен введение налогов или выделение субсидий;

3) как влияет деятельность профсоюзов на рынок труда, на изменение
технологии производства и пр.

При этом формулировки ответов будут менее жесткими, чем в естественных науках, но общую направленность экономических процессов они будут характеризовать достаточно полно. Инструментом получения такого рода результатов в экономических исследованиях являются экономические модели.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни.

Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными.

Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1.1).

Вопрос № 1. Предмет, цели и задачи экономической теории. - student2.ru

Рис.1.1. Связь экономической теории с экономическими науками

Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее – пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию. Курс экономической теории – это руководство к познанию экономической действительности без провозглашения монополии на истину.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешний хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – законами общественных действий людей, или экономическими законами. Закон и сущность –понятия однородные и выражают углубленное познание человеком явлений, происходящих в мире. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Закон – устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явления и выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.;

2) особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности);

3) общие экономические законы – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.

Вывод по 1 вопросу: Таким образом,экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способность их разрешения.

Наши рекомендации