Предмет и задачи экономической теории

Учебная дисциплина, в которой изучаются общие законы разви- тия экономики, в Государственных образовательных стандартах для разных специальностей имеет разное название. Для экономических специальностей она называется экономической теорией, для неэко- номических – просто экономикой. И в том и в другом случае корен- ным является слово экономика. Поэтому логично вначале выяснить значение этого слова.

Слово «экономика» происходит от греч. слов jokos – дом, хозяй-

ство и nomos – правило, порядок, закон.

В настоящее время слово «экономика» употребляется в двух значениях.

В первом значении – это хозяйство семьи, города, области,

страны, мировое хозяйство и порядок в них.

Во втором значении – это наука о рациональном, эффективном ведении хозяйства, об обеспечении «порядка» в нем.

Слово «экономика» имеет и другой перевод с греческого языка –

«искусство ведения домашнего хозяйства». Науке название «эконо- мика» дал две с половиной тысячи лет назад греческий историк и фи- лософ Ксенофонт. Первоначально оно употреблялось в этом узком значении. За время, прошедшее с тех пор, содержание этой науки из- менилось. Изменялось несколько раз и ее название.

В ХIII в. в научном обороте появился термин «политическая экономия». Он был обнаружен в трактате древнегреческого философа Аристотеля. В переводе с греческого языка этот термин, в отличие от термина «экономика», означал управление большим хозяйством – городским, государственным (а не только домашним).

В ХVII в. этот термин был введен в оборот французским писа- телем Ануаном Монкретьеном для того, чтобы подчеркнуть, что поли- тика государства и экономика тесно связаны друг с другом. В 1615 г. вышла его книга «Трактаты политической экономии», в которой А. Монкретьен обосновывает необходимость жесткого правительст- венного контроля над рынком, предлагая тогдашнему королю Фран- ции Людовику ХIII «урегулировать всю мелкую торговлю в королев-

стве». Несмотря на то что идея Монкретьена о необходимости госу- дарственного контроля над рынком позже была отвергнута представи- телями некоторых направлений в экономической мысли (физиократы, А. Смит и другие), термин «политическая экономия» потом надолго закрепился в качестве названия науки, изучающей общие законы хо- зяйственной жизни. Оппоненты сторонников государственного кон- троля над экономикой считали и считают, что благом для националь- ной экономики является не государственное управление, а невмешательство государства в экономическую жизнь, которая разви- вается по своему «естественному порядку».

В XVII–XVIII вв. экономическая наука существовала преиму- щественно как наука о государственном хозяйстве, об экономике госу- дарств, управляемых, как правило, абсолютными монархами. Поэтому такая наука с полным основанием называлась политической экономи- ей. В конце ХIХ в. термин «политическая экономия» повсеместно вы- ходит из употребления.

В вузах СССР с 1937 г. до начала рыночных реформ преподава- лась учебная дисциплина, которая также называлась политической экономией. Содержание ее составляли экономические учения Маркса,

Энгельса и Ленина о товарно-капиталистическом и коммунистическом

хозяйствах. Преподавание политической экономии в то время своди- лось в основном к штудированию известного труда К. Маркса «Капи- тал». Задача этой науки сводилась к критике пороков капиталистиче- ской системы и противопоставлению ей коммунистической системы. С таким содержанием и с такими задачами это была скорее не наука, а идеология – одна из составных частей марксизма-ленинизма.

В настоящее время теоретическая экономика существует, разви- вается и преподается в разных странах под названием, соответствую- щим национальному языку (в английском языке, например, она назы- вается «экономикс»).

С течением времени, как уже указывалось, изменялось не толь- ко название науки об экономике, а и ее содержание. Связано это с тем, что хозяйство стало вестись и управляться не только в рамках семьи (домашнего хозяйства), но и в крупных регионах, в стране в це- лом, в мире. Оно организовано не только по территориальному при- знаку, но и по производственному, в рамках предприятий, отраслей. В связи с этим экономика как наука тоже неоднородна. Она подразделя- ется на теоретическую экономику (экономическую теорию) и специ- альные и отраслевые экономические дисциплины – экономику пред-

приятия (организации), экономику отраслей, мировую экономику, фи-

нансы, бухгалтерский учет, статистику и т.д.

Содержание современной экономической теории определяется

системой воззрений на общие законы функционирования рыночной экономики, разделяемых в настоящее время мировым научным со- обществом, получившей название «основного течения» в развитии мировой экономической мысли, вобравшего в себя ее лучшие дости- жения. Дело в том, что в истории экономической мысли существовали и существуют различные направления и школы – меркантилизм, фи- зиократы, классическое направление, маржинализм, кейнсианство, институцианализм и т.д. История экономической мысли и различия во взглядах представителей ее разных направлений (течений) являются предметом специального раздела учебного курса экономической тео- рии на экономических специальностях (а для некоторых специально- стей предметом особого учебного курса).

Необходимость изучения «основного течения» в экономической теории в российских вузах обусловлена двумя обстоятельствами:

• потребностью обеспечения международного признания до-

кументов об образовании, получаемых выпускниками российских ву-

зов. До недавнего времени российский диплом о высшем экономиче- ском образовании в других странах не приравнивался даже к диплому бакалавра (первая ступень высшего образования). В Великобритании,

например, выпускнику нашего вуза необходимо проучиться еще до-

полнительный год и сдать массу экзаменов, чтобы быть допущенным к курсу на получение степени магистра;

• обеспечением возможности российским специалистам свобод-

но общаться с зарубежными коллегами на одном профессиональном

Языке.

Выясним сначала, что является предметом современной эконо-

мической теории, и какие особые задачи стоят перед ней.

Широко известный учебник К. Макконнелла и С. Брю «Эконо- микс» начинается словами: «Человеческие существа – несчастные соз- дания – обременены потребностями». Действительно, основой жизни людей является удовлетворение их потребностей. При этом человече- ские потребности безграничны (хотя и относительно). Это связано с тем, что потребности постоянно изменяются: изменяется численность населения, число и структура потребностей каждого человека.

Другим неоспоримым фактом реальной действительности явля- ется то, что средства для удовлетворения потребностей – жизненные блага – производятся из ресурсов, количество которых ограничено.

Другой особенностью производственных ресурсов является то, что многие из них могут быть использованы в производстве различных благ, – то есть в альтернативных целях и различными способами.

Хозяйствование на любом уровне предполагает принятие опре- деленных решений по использованию определенных средств для дос- тижения определенных целей. А использование средств для достиже- ния одной цели исключает возможность использовать их одновременно для достижения других целей. Поэтому люди при при- нятии хозяйственных решений неизбежно сталкиваются с проблемой выбора таких способов и направлений использования ограниченных ресурсов, которые позволят удовлетворять их потребности наиболее полно и с наименьшими затратами. Помочь людям в решении этой проблемы и призвана экономическая наука и, в первую очередь, – эко- номическая теория. Отсюда определение экономической теории как отрасли научного знания: это наука, изучающая поведение людей, правила принятия ими оптимальных (наилучших) хозяйственных решений при использовании ограниченных ресурсов для удовлетво- рения неограниченных потребностей.

Предметом исследований экономической науки, по определе-

нию известного английского экономиста А. Маршалла (1842–1924), являются «главным образом те побудительные мотивы, которые наи- более сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение чело-

века в хозяйственной сфере его жизни».

Более лаконично следующее определение: экономическая тео- рия – это наука о поведении людей в условиях ограниченных воз- можностей.

Для принятия оптимальных (разумных, с наибольшей выгодой)

хозяйственных решений необходимо обладать научным экономиче- ским мышлением. Экономическая теория как отрасль науки и призва- на формировать у обучающихся такой образ мышления.

Экономическое мышление может быть и на уровне знаний ря- дового человека, обывателя, не обладающего научными экономиче- скими знаниями, или по-другому на уровне обыденного сознания. Ведь экономика – это то, с чем каждый человек сталкивается ежеднев- но, и что-то узнает о законах ее развития на основе непосредственных жизненных наблюдений. Поэтому многим людям кажется, что они хорошо знают экономику и могут высказывать свои суждения о ней, делать оценки тем или иным экономическим фактам, не будучи спе- циалистами, не обладая научными знаниями в области экономики. Но обыденное экономическое мышление основано на отрывочных сведе-

ниях об экономике, не учитывает всех сторон хозяйственной жизни, а поэтому часто порождает ошибочные суждения, выводы, оценки.

Для правильной оценки происходящих процессов в экономике, для принятия взвешенных хозяйственных решений необходимо эко- номическое мышление, основанное на научных знаниях, полученных

посредством изучения и анализа множества фактов и выявления ус-

тойчивых, постоянно повторяющихся причинно-следственных (зако-

номерных) связей между ними.

Наши рекомендации