Предмет, цели и задачи экономической теории

Понятие "экономика" имеет греческое происхождение. Она представляет соединение двух греческих слов "хозяйство" и "закон", так что экономику в этом смысле следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся по правилам, нормам.

В наше время, данное понятие имеет несколько значений.

Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова. Хозяйство отдельного региона, страны, всего мира. В этом понимании экономику следует воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельностью людей.

В третьих, отдельные авторы склонны видеть в слове "экономика" еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношение, возникающие между людьми в связи с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг в ходе этих процессов.

Таким образом – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйственной деятельности, и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Особенности этой сферы, ее содержание определяют границы экономической науки и экономической теории как ее основной части.

В состав экономики как науки входит целая система дисциплин, изучающих различные аспекты хозяйства. В связи с этим экономические науки можно классифицировать по различным признакам, выделяя функциональные (финансы, кредит, труд), отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.), межотраслевые (экономическая география, статистика).

Общей чертой любой теории, изучающей общественное производство, является исследование экономических процессов и отношений в ходе производства материальных благ, их обмена, потребления и распределения. В то время как экономическая теория рассматривает эти отношения во взаимосвязи и целостности, конкретные и прикладные науки исследуют экономические отношения отдельных областей хозяйственной жизни. Экономическая теория является методологической основой всех экономических наук.

Поскольку экономические отношения возможны только в обществе, экономическая теория является общественной наукой. Особенно следует подчеркнуть, что все экономические явления социальные, поэтому экономическая теория связана тесно с философией, политологией, социологией.

Это означает, что наряду с другими аналогичными науками (философия, право, история и др.) она исследует связи и отношения людей в обществе. Вместе с тем, в отличие от философии, социологии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни.

Экономическая наука всегда базируется на историческом материале. История развития государства – это и экономическая история. Следовательно, экономическая теория является исторической наукой.

Что составляет предмет экономической теории?

Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не является исключением и экономическая теория. Можно утверждать, что предмет исследования экономической теории еще находится в стадии научной разработки.

В ходе развития экономической теории ее предмет определяется по разному.

Экономическая теория первоначально возникла в антигеном обществе как экономия – наука о домоводстве, о домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в период становления рыночной экономики и возникновения национального рынка.

Ее первое название было "политическая экономика". Термин "политическая экономика" образован из трех греческих слов: политика, обозначающая общественное устройство, "ойкос" – хозяйство, "номос" – закон. В буквальном переводе под политэкономией подразумевается наука о ведении общественного хозяйства. Ввел в научный оборот термин "политическая экономика" представитель экономической школы меркантилизма француз Антуан Монкретьен.

Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну.

Классическая школа политэкономии рассматривала ее как науку о богатстве. Источник богатства они видели в сфере производства материальных благ. Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной экономической теории. Подобные мнения о предмете экономической теории существуют и у некоторых современных экономистов. Они определяют ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства.

Но понимание богатства в процессе исторического развития экономической мысли менялось.

Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем - в виде результатов производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект и т.п.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание экономической науки как науки о народном и общественном хозяйстве.

Если мы обратимся к современной мировой и российской экономической литературе, то мы увидим еще большие различия в толковании предмета экономической теории.

В настоящее время сложились два основных подхода к определению предмета экономической теории. Один из них традиционно связан с учением К. Маркса. Отметим, что до последнего времени экономическая наука в нашей стране развивалось в основном в рамках марксистской школы.

Предмет политической экономии она видела в изучении общественных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (т.е. производственных или экономических отношениях) и соответствующим им законам.

Мысль о том, что предметом политической экономии являются общественные отношения, была высказана еще в XVIII веке рядом экономистов. Наибольшее распространение она получила в России в начале XX века.

Следует подчеркнуть, что русские ученые внесли свой вклад в разработку экономической теории и ее предмета. Много для этого сделал Г.В. Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения - отношения социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства. В ходе дискуссий 20-30-х годов на страницах экономической литературы в учение о производственных отношениях как предмете политической экономии был внесен целый ряд дополнительных положений. Н.И. Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве всеобщей категории и определял их как "отношения между людьми в процессе общественного труда и распределения продуктов этого труда"[1], причем включая и техническую организацию труда.

К сожалению, в силу известных нам исторических причин, дальнейшее углубленное исследование данного вопроса по существу на долгое время прекратилось.

Объектом исследования становились лишь социально-экономические отношения, в которых марксизм видел предмет политической экономии. Что же касается производственно-организационных (хозяйственных) отношений, о которых выше мы уже говорили, то они этим предметом не охватывались. Они, по мнению ученых-марксистов по своей природе иные, т.е. субъективные, непосредственно зависят от воли, сознания человека.

Производственные отношения – это классовые отношения. Соответственно анализируются и субъекты отношений. Отсюда классовый, партийный характер политической экономии. Далее надо указать на то, что политическая экономия имеет дело с исторически развивающимися отношениями. В этой связи есть различия между политэкономией в узком и широком смысле слова. В первом случае имеется в виду наука о капиталистических производственных отношениях, во втором – наука о производственных отношениях, присущих различным способам производства.

Такое понимание предмета политической науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов.

Другой подход к определению экономической теории характерен для западной экономической мысли. И он тоже имеет свои особенности. На Западе современная экономическая теория известна под названием "экономикс". В основе такого подхода лежит глубокий анализ хозяйственных (организационно-экономических) отношений, т.е. отношений по поводу организации производства, распределения и потребления материальных благ. Главный объект внимания исследователей направлен не на общественные, а вещественные связи и отношения. Разработка общих принципов экономической теории подменяется проблемами хозяйственной практики. Так как хозяйственная деятельность зависит от людей "экономикс" изучает побудительные мотивы, стимулы поведения их как хозяйственных субъектов.

К. Макконнелл и С. Брю пишут: "Экономикс" – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг"[2].

Другие экономисты определяют предмет "экономикс" как науку об эффективном использовании редких (ограниченных) ресурсов. "Экономика есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество избирают для производства различных товаров…"[3] – пишет П. Самуэльсон. К. Макконнелл, С. Брю отмечают: "Экономикс" исследует проблемы эффективного использования ограниченных производительных ресурсов…"[4]

И в российской экономической литературе появляются подобные определения предмета экономической теории.

Экономическая теория – это "наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательство) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребителей"[5]

Одни экономисты сводят предмет экономической теории к поведению людей в повседневной деятельности, другие видят его в экономическом росте и т.д. Следует подчеркнуть, что "экономикс" подается в противоположность марксисткой политической экономии, как наука внеклассовая, беспартийная. Ее задача, считает П. Самуэльсон, состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить многообразные экономические явления в системе существующих понятий и выработать практические рекомендации для экономической политики.

В "экономикс" и другое видение сущности исторического процесса. Движущей силой развития рассматриваются изменения, происходящие в материально-вещественных факторах производства. Это позволяет выделять основные стадии общественного развития: индустриальное общество, постиндустриальное, супериндустриальное, информационное. Еще один важный момент этой теории заключается в учении об общечеловеческих ценностях. Для них это ценности, которые получили свое развитие в рыночной экономике (частная собственность, конкуренция, экономическая свобода и т.д.).

Перечень определений экономической теории можно было бы и продолжить. Все они являются закономерными, отражающими определенные этапы наших знаний об экономической жизни общества. Любые из них можно признать правильным, отражающим наиболее общие подходы к изучению экономической теории, и ограниченным в силу сложности изучаемых экономических процессов и явлений. Какими бы разными не были определения предмета экономической теории, для всех объектом исследования являются производственные отношения.

Для того, чтобы ответить на вопрос, что же изучает экономическая теория, нужно ответить на целый ряд вопросов, первый из которых – вопрос о месте общественного производства и его значении в развитии человеческого общества.

Производство, т.е. создание продуктов, составляет исходный пункт и первый признак деятельности людей. Элементарно ясно: чтобы жить, люди в первую очередь должны иметь пищу, одежду, тепло и т.д.

Отсюда безусловный принцип: чтобы потреблять блага, надо их вначале произвести.

Процесс производства – это прежде всего процесс труда. Труд – вечное естественное условие жизни человечества, его исключительное достояние.

Процесс труда включает в себя следующие моменты: труд человека, предметы труда, средства труда (подробно эти понятия рассмотрены в лекции 2).

Для того, чтобы процесс производства состоялся, рабочая сила должна соединиться со средствами производства. Средства производства и люди, приводящие их в действие для производства материальных благ, образуют производительные силы общества.

Производительные силы на любой ступени общественного развития действуют в виде определенной системы, элементы которой тесно взаимосвязаны. С точки зрения самого процесса производства все элементы производительных сил равно необходимы и незаменимы, друг без друга они существовать не могут. Однако признание системного характера производительных сил не исключает возможности выделения их главного элемента. Таковым является человек. Люди создают средства труда, приводят их в движение, обеспечивают их функционирование, воздействие на предметы труда и в конечном счете образуют единую систему производительных сил. При этом человек действует как социальное существо, что и позволяет ему играть роль главной производительной силы общества.

Производительные силы, выражая отношения человека к природе, образуют только одну сторону материального производства. Другая его сторона – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства. Они представляют собой общественную форму производства, посредством которой происходит присвоение людьми предметов природы. Сама жизнь непреодолимо вынуждает людей каким-то образом соединяться, общаться, взаимодействовать друг с другом. Иначе говоря, в процессе производства люди вступают в отношения не только с природой, но и между собой, в производственные (экономические) отношения.

Люди производят продукты, реализуют их, получают и накапливают деньги, которые инвестируют в производство. В процессе материального производства они вступают в отношения друг с другом по производству и обмену произведенной продукции. Они вступают в отношения с государством по поводу различных выплат из доходов, но и получения от государства разнообразных форм выплат и т.д.

Производственные отношения не являются статичными и неизменяемыми, они постоянно развиваются, усложняются, причем развитие их происходит в непосредственной связи с производственными силами.

Отношения эти всегда образуют систему, в которой они определенным образом субординированы.

Обычно в экономической науке выделяют три группы экономических отношений.

Во-первых, это, прежде всего, технико-экономические отношения. Особенность их состоит в том, что они определяются уровнем развития техники и технологии. При данном уровне развития техники и технологии производство и удовлетворение потребностей определяется техническим уровнем средств труда. По мере развития техники и технологии создаются условия для развития системы, переход ее в новое состояние.

Вторая группа отношений – социально-экономические отношения. Их рассматривают с точки зрения процесса присвоения – отчуждения факторов производства и его результатов. Эти отношения образуют общественную форму производства. Данная группа отношений играет главную роль во всей системе производственных отношений, поскольку тесно связана с отношениями собственности. Она определяет социально-экономический характер системы ее противоречия, стимулы развития системы, заключенные в характере распределения факторов и результатов производства. Однако производственные отношения нельзя ограничивать только отношениями собственности, т. е. отношениями складывающимися в производстве. Процесс производства в широком смысле включает в себя производство, распределение, обмен и потребление. Таким образом, производственные отношения включают в себя отношения распределения, обмена и потребления.

Третья группа отношений - организационно-экономические отношения, связанные с непосредственной организацией самого производства (в широком смысле этого понятия, т.е. с включением не только собственно производства, но и распределения, обмена и потребления).

Выражая взаимосвязь всех элементов производительных сил, они определяются, с одной стороны, достигнутой ступенью разделения труда, его кооперации, централизации, уровнем техники и, с другой стороны - характером социально-экономических отношений. Такие отношения во многом одинаковы в различных странах, находящихся на относительно одном уровне развития.

Эти отношения весьма подвижны, они чутко реагируют на изменения, происходящие как в производительных силах, так и в социально-экономических отношениях.

Организационно-экономические отношения осуществляются через деятельность экономических институтов общества. Производительные силы и производственные отношения, развивающие в тесном взаимодействии, составляют две стороны единого целого - общественное производство.

Мы разделяем точку зрения тех экономистов, которые считают, что предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе.

Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет другое определение. "Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений в обществе"[6]

Экономическая теория, анализируя экономические отношения, должна дать ответы на целый ряд принципиальных вопросов.

1. Что такое экономическая система, как она устроена? Цели и формы движения.

2. Как эта система функционирует?

3. Как она взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего с социальной сферой?

Такое общее определение предмета экономической теории позволяет раскрыть ее предмет с разных сторон, так как можно брать различные аспекты системы производственных отношений, выделять для научного анализа отдельные группы этих отношений, взаимодействие элементов системы, функционирование ее как единого целого.

Оно не исключает, а предполагает и другие подходы к определению предмета экономической теории. Но все они исходным моментом исследования должны иметь производственные отношения.

Сегодня существуют различные названия экономической теории: "политическая экономия", "экономикс", "общая теоретическая экономия". Такая эволюция названий экономической теории обусловлена историческими причинами. По существу они являются одной и той же развивающейся наукой, исследующей экономические явления и процессы на различных уровнях системы экономических отношений.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику и макроэкономику. Макроэкономика имеет дело с деятельностью отдельных хозяйственных субъектов. К числу их относятся потребители, фирмы, домашнее хозяйство.

Внимание сосредотачивается на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, доходы отдельной фирмы и др.

Макроэкономическое исследование предполагает изучение проблем как всей экономики в целом, так и крупных ее составляющих (государственный сектор, негосударственный сектор и т.д.). При этом рассматриваются совокупные показатели: национальный объем производства, валовый национальный продукт, национальный доход, общественная производительность труда и др.

Разграничение двух разделов экономической теории не является абсолютным. Дело в том, что одни и те же экономические явления можно и нужно изучать с этих двух основных позиций.

Методы экономической теории

Экономическая наука, как и любая другая наука, обладает не только специальным предметом, но и особым методом исследования.

Методы в любой науке – это способы, приемы и принципы, с помощью которых определяются правильные пути достижения поставленной цели. Иными словами – это совокупность приемов и способов теоретического исследования экономических явлений и процессов, определяемых в системе ее понятий, категорий и законов.

Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод – тем, как исследуется. Между предметом и методом любой науки существует внутренняя взаимосвязь.

Исследуя экономические явления и процессы, экономическая теория использует целый ряд общенаучных методов познания, т.е. таких, которые широко используют и другие общественные и естественные науки. Обычно выделяют три направления: мировоззренческие, общие научные и частные.

В процессе своего исторического развития сама методология экономической науки опиралась на различные подходы и принципы, среди которых наиболее известными являются рационалистический, субъективный, эмпирической и диалектический. Все они вместе дополняют друг друга, содержат в себе элементы истины.

Рационалистический подход основан на попытке открыть естественные и рациональные законы экономики. Высшее воплощение такого подхода - учение А. Смита и Д. Рикардо.

При субъективном подходе в качестве основного объекта исследования рассматривается человек как хозяйственный субъект. Высшее его воплощение - это теория предельной полезности.

Эмпирический подход основан на глубоком изучении реальных факторов экономической жизни. Высшее его воплощение - экономические модели, микроэкономика, макроэкономика.

К наиболее глубоким мировоззренческим методам познания относится диалектический метод. Он был разработан в рамках немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), а затем получил развитие в форме материалистической диалектики К. Маркса.

Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы и общества и человеческого мышления. Естественно, что данный метод применительно к экономической теории будет иметь специфические особенности в отличие от применения в других науках.

Во-первых, диалектический метод обязывает рассматривать явления и процессы в их общей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития. Применительно к экономической теории - это означает, что мы должны рассматривать категории и законы, экономические процессы и явления не как вечные, постоянные, неподвижные, а как изменяющиеся, развивающиеся. Необходимо выяснить в силу таких причин возникают экономические явления, в чем состоит их развитие.

Во-вторых, диалектический метод исходит из того, что источником развития выступает единство и борьба противоположностей. В экономической теории движущими силами выступают противоречия между производством и потреблением, между различными группами экономических интересов. Борьба противоположностей, противоречия есть внутренний источник самодвижения.

В третьих, любое экономическое явление имеет количественную и качественную сторону. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает каким образом происходит механизм развития, какова особенность механизма действия. Согласно данному закону диалектики, всякое движение представляет собой накопление количественных изменений, свойственных тому или иному явлению. Качественные изменения в свою очередь выступают необходимой предпосылкой дальнейших экономических изменений.

В четвертых, диалектический закон отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношения между старым и новым. Согласно этому закону новое отрицает старое, сохраняет его положительные элементы. Данный диалектический закон отображает преемственность развития. Оно идет непрерывно и последовательно, от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. носит поступательный прогрессивный характер. Диалектическое развитие в экономической жизни, как и в природе, происходит не по прямой линии, а по спирали. Это означает, что на более высоких стадиях и этапах повторяются отдельные стороны, черты этапов низших, но уже на новой основе.

Экономическая наука использует и широкий спектр общенаучных методов познания. Их нельзя смешивать с методологией.

Одним из этих методов при изучении экономических явлений является метод научной абстракции. Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых явлениях и процессах экономической жизни от случайного, второстепенного, переходящего и выделение в них существенного, прочного и типичного. Так возникают такие общие понятия как производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д. В результате абстрагирования выводятся экономические категории, т.е. научные понятия, которые выражают определенные, существенные стороны экономических явлений. Например, для определения такой экономической категории как товар необходимо отвлечься от размеров, цвета, веса и других второстепенных в данном случае свойств предмета. В то же время выделяются другие существенные черты: данная вещь - это продукт труда, она имеет полезность и предназначена для обмена. Любая наука всегда имеет свой набор категорий. Например, математика - "число", "интеграл" и др. Экономическая теория имеет свой набор таких категорий - "товар", "стоимость", "деньги", "капитал" и др.

Поскольку категории выражают взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений, они постоянно взаимодействуют друг с другом, более того находятся по отношению друг с другом в определенной логической системе. Дальнейшее углубление познания позволяет сформулировать законы, устанавливающие наиболее устойчивые, существенные, причинно-следственные и общие зависимости и взаимосвязи в экономических процессах и явлениях. Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод познания в экономической теории. Важное место в анализе экономических явлений занимает восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. В первом случае анализируются видимые явления, раскрываются отношения, которые не скрыты, чтобы затем от абстрактных основ перейти к конкретному рассмотрению системы сущностных процессов и явлений. Так, наблюдая движение цен на поверхности явлений, их динамика кажется случайной пока не выявлены закономерности производительности труда, уровень которой тоже зависит от множества факторов. поэтому только на основе выделения главного можно построить обоснованную логическую систему.

Методом экономической теории является восхождение не только от конкретного к абстрактному, но и от простого к сложному. Сначала анализируются простейшие общеизвестные явления и на их основе строится сложная система.

Проникновение в сущность экономических процессов и явлений обеспечивает метод единства исторического и логического. Он основан на том, что общество на любой ступени развития представляет собой целостный организм, в котором все компоненты находятся в определенной взаимосвязи. Исторический аспект познания предполагает изучение экономических явлений в том виде, в каком они находились, существовали со всеми потребностями и во всем многообразии. При этом, естественно, воспринимаются и случайные, второстепенные обстоятельства. Под этим углом зрения в исторической последовательности излагаются и экономические категории, каждая из которых отображает определенную сторону экономических отношений.

Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование отвлекается от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств. Таким образом, данный метод предполагает изучение экономических явлений и процессов в их исторической последовательности и с логическим обобщением. В таком понимании исторический метод исследования представляется логическим методом только обличенным в абстрактную форму (т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий), а логический метод - историческим, взятым в необходимости (т.е. освобожденным от случайной исторической формы). Можно в качестве самостоятельных методов выделить анализ и синтез, индукцию и дедукцию, математические методы.

В ходе анализа происходит расчленение сложных экономических явлений на их отдельные составные части и стороны и исследование каждой из частей отдельно. При синтезе происходит складывание из отдельных составляющих частей экономической жизни в целостную картину. Анализ и синтез - органическое единство двух сторон одного и того же процесса научного названия действительности.

Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Посредством индукции обеспечивается переход движения мысли от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. На основе частностей логически выводятся общие положения и принципы.

Дедукция делает возможным движение мысли от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов.

Анализ и синтез дедукции в экономической теории применяется в единстве. Как мы указывали выше, любое экономическое явление обладает количественной и качественной определенностью. Поэтому экономическая теория широко использует математические и статистические методы исследования, которые позволяют выяснить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Такой метод позволяет определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. В связи с построением моделей широко используется функциональный анализ. Применение математических методов в экономических исследованиях имеет прикладное и практическое значение, например, при определении темпов роста производства, прогнозирование изменений в структуре производства, распределения и использования ВНП, НД.

Применяется в экономической теории позитивный и нормативный метод познания. Позитивный анализ исследует экономические явления, как они есть, без субъективных оценочных суждений. Позитивная экономика пытается формировать научные представления об экономическом поведении. Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Выносится оценка - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться государству при разработке экономической политики. Завершающим звеном в изучении экономической теории выступает общественная практика. При изучении экономической теории всегда следует исходить из единства теории и практики, в котором решающая роль принадлежит практике. Какой бы логичной и стройной не была система наших знаний об экономической жизни общества, как бы мы твердо не были уверены, что истина в том-то, а не в другом, ее критерием является хозяйственная практика. Лишь практические результаты могут подтвердить или опровергнуть существующие знания о законах общества, в котором мы живем.

Функции экономической науки

Значение экономической теории во многом определяется теми функциями, которые она выполняет. Обычно выделяют три основные функции экономической теории: познавательную, практическую и методологическую.

Познавательная функция состоит в том, чтобы изучить и объяснить все многообразие экономических явлений и процессов в жизни общества и представить полученные знания в теоретическом виде, т.е. обобщенно и систематизировано. Такие знания позволяют различным категориям людей обладать общей экономической культурой, чувствовать себя уверенно в различных жизненых ситуациях (например, при найме на работу, при покупке товаров, при размещении денежных сбережений и т.д.).

Любые знания ценны не сами по себе, а тем что могут служить руководством к действию, практическим целям развития общества.

Следовательно, с познавательной функцией экономической теории связана ее практическая функция.

Практическое значение экономической теории в жизни общества, несомненно. Любой хозяйственный субъект (государство, фирма, физическое лицо) в своей практической деятельности сознательно или не осознавая того, руководствуется ее принципами и законами.

Экономическая теория тесно связана с экономической политикой. Она должна лежать в основе экономической политики и через нее пронизывать область хозяйственной практики. Экономическая теория - это предпосылка успешного развития экономики, как на микроуровне, так и на макроуровне.

Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает в качестве общетеоретической основы для всей системы конкретных экономических наук. Конкретные экономические науки имеют и теоретическую часть, однако, базируются на общих выводах экономической теории.

Наши рекомендации