ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Натуральное хозяйство, товарное хозяйство, товар, потребительная стоимость, экономическое благо, неэкономическое благо

Натуральное хозяйство, товарное хозяйство, товар, потребительная стоимость, экономическое благо, неэкономическое благо, деньги, мера стоимости, средство обращения, средство накопления, рынок, домохозяйство, фирма, государство, спрос, кривая спроса, факторы (детерминанты) спроса, парадокс Гиффена, эффект Веблена, эффект присоединения к большинству, эффект сноба, предложение, кривая предложения, факторы (детерминанты) предложения, рыночное равновесие, дефицит, резерв, равновесие по Вальрасу, равновесие по Маршаллу, нестабильное и стабильное равновесие, сдвиги равновесия, мгновенный, короткий и длительный периоды, эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене, перекрестная эластичность, эластичность спроса по доходу, нулевая эластичность, абсолютная эластичность, единичная эластичность, неэластичный спрос.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы условия возникновения товарного производства?

2. Что такое товар? В чем особенность блага? Что представляет собой услуга? В чем заключаются отличия экономического и неэкономического благ? Какими свойствами обладает товар?

3. В чем состоит сущность денег? Какие функции денег вам известны? Сформулируйте закон денежного обращения.

4. Что подразумевается под термином «рынок»? Каковы его функции и роль? Назовите классификации рынка. В чем состоят его положительные и отрицательные стороны?

5. Какие субъекты рыночной экономики существуют в настоящее время?

6. Что представляет собой спрос? Тождественны ли понятия «изменение в спросе» и «изменение величины спроса»? Назовите неценовые факторы, влияющие на спрос. Какие исключения из закона спроса вам известны?

7. Что такое предложение? Тождественны ли процессы изменения предложения и изменения величины предложения? Что представляют собой исключения из закона предложения?

8. Чем может быть охарактеризовано равновесное состояние рынка? Какие исключения из равновесия рынка вы можете назвать?

9. Что такое эластичность спроса? Какие виды эластичности спроса вам известны? Каковы неценовые факторы эластичности спроса?

10. Как определяется эластичность спроса? Чем отличаются точечная и дуговая эластичности спроса?

ТЕСТЫ

1. Условиями возникновения товарного производства являются:

а) появление денег;

б) возникновение централизованных государств;

в) частная собственность;

г) общественное разделение труда;

д) обособление производителей как собственников.

2. Товар как экономическая категория — это:

а) все то, что не апробировано трудом;

б) продукт труда, не удовлетворяющий человеческие потребности;

в) продукт труда, предназначенный для продажи;

г) способность удовлетворять человеческие потребности;

д) продукт, созданный в личном подсобном хозяйстве.

3. Перемещение вверх по кривой спроса может быть вызвано:

а) изменением моды;

б) увеличением цен на данный товар;

в) уменьшением числа потребителей товара;

г) повышением цены на товары!субституты.

4. Закон спроса показывает:

а) прямую зависимость спроса от цены;

б) обратную зависимость спроса от цены;

в) эластичность спроса по цене;

г) перекрестную эластичность.

5. К товарам-субститутам относятся:

а) автомобили и бензин;

б) масло и маргарин;

в) молоко и копченая колбаса;

г) говядина и мандарины.

6. Если имеет место ситуация, когда рыночная цена выше равновесной, то:

а) появляется дефицит товаров;

б) государство увеличивает субсидии малоимущим;

в) возникает избыток товаров;

г) производство перестраивается на качественно новый уровень технологии.

7. При повышении цены на 10% объем продаж данного товара возрастает на 2%. Это означает, что:

а) спрос эластичен;

б) эластичность абсолютна;

в) эластичность единична;

г) спрос неэластичен.

8. Перекрестная эластичность спроса по цене показывает изменение:

а) цены спроса одного товара на изменение предложения другого блага;

б) величины спроса одного товара на изменение спроса на другое благо;

в) величины спроса одного товара на изменение цены другого товара;

г) цены одного товара на изменение цены другого товара.

9. Эффект сноба приводит:

а) к увеличению рыночного спроса;

б) к уменьшению рыночного спроса;

в) оставляет рыночный спрос без изменения.

10. Какие из перечисленных функций не относятся к функциям рынка:

а) информационная;

б) санирующая;

в) оптимизирующая;

г) экстернальная.

ОТВЕТЫ

1. г, д; 2. в; 3. б; 4. а; 5. б;

6. в; 7. г; 8. в; 9. б; 10. г.

Наши рекомендации