Основные категории и понятия. Мировое хозяйство, международное разделение труда, интеграция, интернационализация, глобализация, протекционизм

Мировое хозяйство, международное разделение труда, интеграция, интернационализация, глобализация, протекционизм, фритредерство, прямые и портфельные инвестиции, миграция рабочей силы, миграционная политика, валютный курс, конвертируемость, котировка.

Контрольные вопросы

1. Каковы условия и предпосылки, влияющие на формирование современной мировой экономики?

2. Как влияет развитие специализации и кооперирования на усиление взаимозависимости национальных экономик?

3. Каковы экономические эффекты международной экономической интеграции?

4. В чем заключается сущность внешнеэкономической политики государства и каковы ее основные составляющие?

5. Каковы основные особенности внешней торговли на современном этапе?

6. Каковы различия между портфельными и прямыми инвестициями?

7. В чем заключается воздействие эмиграции на экономику страны‑экс­портера рабочей силы?

8. В чем заключается воздействие иммиграции на экономику страны, принимающей рабочую силу?

9. Как устанавливается валютный курс и какова роль государства в этом процессе?

10. Как и кем осуществляется регулирование международных экономических отношений?

РАЗДЕЛ IV
ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

В данном разделе дается анализ основных закономерных тенденций процесса преобразований, социально‑экономической структуры и экономического строя переходной экономики, а также определяются наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом обобщаются реальные факты преобразований, раскрываются их внутренние взаимосвязи и противоречия.

Тема 18. КОМАНДНО‑АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА

1. Социалистическая доктрина
как основа командно‑административной экономики

В начале 90‑х гг. в России стал формироваться новый политический режим и одновременно начался переход от командно‑административной экономической системы к рыночной экономике. Командно‑адми­нист­ра­тив­ную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ. Данная хозяйственно‑экономическая система базируется на социалистической доктрине.

Социализм направлен на решение двух основных проблем:

1) искоренение неравенства. В зависимости от культурных и исторических особенностей разных стран и эпох сторонники социалистической доктрины понимали равенство по‑разному – от полного единообразия в нищете, характерного для восточно‑азиатского варианта социализма, до признания европейскими социал‑демократами правомерности существенных различий в благосостоянии, вызванных трудом и даже предпринимательской деятельностью людей. Но социализм не рассматривал совмещение равенства с природными различиями между людьми;

2) сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны государственных органов власти. Сторонники социализма считают, что рациональное и научное управление экономикой и другими сферами жизни способно решить вечные проблемы человеческого бытия и сделать человека счастливым. Однако возникает проблема, как сформировать верховные органы общества, какими принципами они должны руководствоваться в управлении и может ли общество их контролировать.

Из стремления обеспечить равенство и рациональное, научное управление обществом вытекает присущее большинству школ и течений социализма отрицание частной собственности и политической демократии.

Главными основоположниками европейского социализма считаются Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен‑Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Превращению социализма в активное направление философской и политической мысли способствовало становление европейской социал‑демократии, связанное с деятельностью таких ученых, как К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс попытался обосновать исторически переходящий характер частной собственности и неизбежность скорого вступления всего человечества в эру коммунизма через мировую революцию. Позднее В. И. Ленин развил и практически применил в России идеи Маркса о революционном, насильственном уничтожении старого строя и переходе к бесклассовому социалистическому обществу.

Социалистическая доктрина нашла наиболее последовательное и устойчивое воплощение в политическом и социально‑экономическом устройстве СССР. Фундаментальный принцип организации советской экономики состоял в полном, тотальном огосударствлении народного хозяйства. Это означает, что только государство было собственником производственных ресурсов и только государство могло принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчинялась административным распоряжениям органов власти. На протяжении советской истории государство стремилось наладить всеобъемлющий и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать устойчивость самой власти. В этой системе не было места человеку как самостоятельному экономическому субъекту; работники были полностью отчуждены от владения и управления средствами производства.

2. Принципы командно‑административной системы

Командно‑административная экономика базируется на определенных принципах. В качестве одного из основополагающих принципов следует выделить наличие только одной формы собственности – государственной. Следовательно, в такой системе отсутствует частная собственность, рынок и рыночное саморегулирование. В рамках этой системы материальные и социальные блага перераспределяются с помощью внеэкономических методов в пользу партийно‑бюрократической верхушки – «номенклатуры».

Вторым принципом командно‑административной системы является централизованное (директивное) планирование. Государственный план представлял собой совокупность обязательных для исполнения распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Социалистическое планирование состояло в следующем. На основе партийных установок и анализа экономического состояния центральные государственные органы (или по их поручению органы нижестоящего уровня, например, республиканские и областные) принимали экономические решения, носившие обязательный характер для исполнителя, и контролировали выполнение решений. Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий по производству и продаже продукции в отраслевом и региональном разрезах. Составляя этот документ, государство исходило не столько из объективных экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально‑экономических задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания для всех иерархических уровней вплоть до отдельного предприятия. Это определяло и принципиальную особенность экономической деятельности в рамках командно‑адми­нист­ра­тивной системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководст­во­вать­ся государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями максимизации прибыли.

Третьим принципом командно‑административной системы является абсолютное государственное регулирование цен. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата труда работников, условия сбыта и все прочие экономические критерии устанавливались государством и, как правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана. Цены не выполняли ни информационную, ни балансирующую функции, а служили главным образом для измерения и учета произведенной продукции, потому что многие плановые задания давались в стоимостном выражении. На потребительском рынке цены тоже строго задавались государством и производители и продавцы не имели права их изменить даже при существенном несоответствии спроса и предложения. Розничные цены были постоянными и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому они часто указывались непосредственно на изделии – печатались, выбивались на металле и т. п.

В‑четвертых, в советской системе отсутствовала конкуренция. Она подменялась социалистическим соревнованием, носившим формальный характер. В целом, конкуренция объявлялась одним из главных пороков капитализма, ведущим к растрате материальных ресурсов, и целенаправленно искоренялась – например, путем борьбы с «дублированием» производственных мощностей, т. е. выпуском одинаковой продукции на разных предприятиях. Кроме того, поощрялась концентрация производства – создание крупных предприятий – для экономии предельных расходов. Все это обернулось необыкновенно высокой степенью монополизации советской экономики и диктатом производителя над потребителем, полностью лишенным права выбора.

Пятый принцип плановой экономики – централизованное распределение ресурсов. Тоталитарная государственная собственность и принудительное планирование в сочетании с уравнительной идеологией порождали внеэкономический характер распределения материальных благ. Материальное богатство и социальный статус человека зависели от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Шестым принципом этой системы является огромная концентрация усилий и ресурсов на развитии тяжелой и военной промышленности, государственное принуждение и эксплуатация, поэтому на всем протяжении советской истории народное хозяйство отличалось крайней неэффективностью, несбалансированностью, низким уровнем жизни, а последние десятилетия – и отторжением научно‑технического прогресса. В 1960–1980‑е гг. как минимум 15% рабочей силы в промышленности было избыточным – администрация предприятий держала их «на всякий случай» или не имела возможности уволить. Избыточной была и примерно одна треть выпускаемой промышленной продукции – это значит, что она не нашла бы потребителя в нормальных рыночных условиях из‑за низкого качества, стремления предприятий иметь резервы на случай перебоя в поставках или просто из‑за несовпадения спроса и предложения.

В качестве седьмого принципа командно‑административной экономики следует выделить поддержание высокого инвестиционного спроса руководителями предприятий. Для советской системы было характерно не избыточное производство, которое лишь отражало нерациональность и несбалансированность экономики, а хронический дефицит – постоянная нехватка сырья, материалов, оборудования и готовой продукции производственно‑тех­ни­ческого и потребительского назначения. Хронический дефицит был вызван неравновесной природой советской экономической системы. Руководители предприятий стремились получить от государства как можно больше ресурсов, чтобы облегчить себе выполнение плана. Инвестиционный спрос поддерживался на высоком уровне и ввиду стремления предприятий иметь запасы, крайне необходимые в условиях неустойчивого материально‑тех­ни­чес­кого снабжения. Государство было не в состоянии контролировать обоснованность запросов предприятий и удовлетворяло заявки, чтобы не допустить срыва в выполнении плановых заданий. Это явление получило название мягких бюджетных ограничений – возможность для предприятий тратить больше, чем оно зарабатывало, за счет бюджетного финансирования. Кроме того, гарантированное получение доходов предприятиями и населением, не зависящее от результатов деятельности, вело к устойчивому превышению денежной массы над товарной. При фиксированных ценах это порождало подавленную инфляцию, проявлявшуюся нарастанием товарного дефицита.

Для этой системы также характерен принцип доминирования вертикальной координации. При вертикальной координации распоряжения передаются сверху вниз, а снизу вверх поступают отчеты о выполнении распоряжений. Советская экономика опиралась почти исключительно на государственное принуждение и иерархическое управление. При таком способе координации прямые и обратные информационные сигналы могут искажаться или вообще не доходить до адресата. При этом даже при наличии самых современных средств связи и переработки данных остается проблема объективности исходной информации, поступающей «снизу», так как руководители стремились искажать ее в своих интересах (например, занижать производственные возможности или завышать нормы расхода сырья). Плановики пытались бороться с этим – в частности, путем установления нормативов расхода материальных ресурсов и труда на единицу продукции – но были не в состоянии проконтролировать соблюдение нормативов. Даже объективная информация, поступающая в плановые органы для принятия решений, устаревает очень быстро. Стремительно меняются спрос и другие условия производства, возникают новые технологии, которые не могут быть заранее спрогнозированы и включены в план.

Еще одним важным принципом командно‑административной экономики является отсутствие международных экономических связей и государственная монополия внешней торговли. Опасаясь утраты контроля над народным хозяйством, советское руководство упорно отгораживало страну от мирового хозяйства. СССР был лишен такого важного фактора современной хозяйственной жизни, как интернационализация экономики, свободное перемещение капиталов, рабочей силы и научно‑технических знаний между странами, использование преимуществ международного разделения труда.

3. Причины упадка командно‑административной системы

Порочность советской системы особенно ярко проявилась в 1970–1980‑е гг., когда СССР не смог в массовом порядке освоить достижения науч­­но‑технической революции (НТР) и тем самым проиграл историческое соревнование с капитализмом. Только в оборонных отраслях, которые пользовались абсолютным приоритетом в снабжении ресурсами, оборудованием и кадрами, Советскому Союзу удавалось сохранять научно‑технический паритет. В остальных же отраслях предприятия не только не были заинтересованы в использовании новой техники, но и активно сопротивлялись этому, потому что любая реорганизация производства мешала выполнять план. Не случайно в СССР получил распространение термин «внедрение», имевший смысловой оттенок насильственного навязывания промышленности достижений НТР. Советская экономическая система отторгала научно‑техни­чес­кий прогресс. Другая причина отставания в НТР состояла в крайней неповоротливости советских предприятий, которые не имели права и возможности без длительных бюрократических согласований менять технологию или ассортимент.

Итак, какое же наследие оставила командно‑административная система современной переходной экономике России? В самом общем плане можно указать на следующие особенности советской экономики, которые делают ее реформирование особенно трудным:

– отсутствие институтов частной собственности и предпринимательства;

– абсолютное доминирование государства в хозяйственной жизни;

– отсутствие коммерческих банков, финансовых и валютных рынков;

– очень высокая монополизация всей хозяйственной деятельности и полное отсутствие конкуренции;

– изолированность от мировых экономических и научно‑технических процессов;

– межотраслевые диспропорции (неравномерность развития отдельных секторов и отраслей народного хозяйства);

– доминирование в структуре производства очень крупных, негибких и технически устаревших предприятий.

Социалистическую экономику нельзя сводить только к советской системе. Народное хозяйство социалистических стран Восточной и Центральной Европы отличалось от советского, в частности, меньшей долей предприятий‑гигантов, более высоким развитием потребительского сектора и наличием частного предпринимательства в мелком производстве, сфере услуг, сельском хозяйстве. Например, в Польше сельское хозяйство вообще не подвергалось принудительной коллективизации и оставалось частным. Но дальше всех отошла от советской модели Югославия, где была предпринята попытка построить «самоуправленческий социализм». В югославской системе предприятия находились в собственности не государства, а трудовых коллективов. Это определило большую гибкость, самостоятельность предприятий и даже наличие элементов конкуренции, но югославская социалистическая модель, в конечном счете, оказалась нежизнеспособной.

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что государственный социализм мог существовать только в исторически короткий период господства в экономике тяжелой промышленности, сочетавшегося с возможностью использовать практически неисчерпаемые ресурсы для производства ограниченного ассортимента продукции и опираться на жесткое принуждение и контроль. Для нынешней эпохи экономичных и наукоемких производств этот тип системы непригоден.

Наши рекомендации