Подготовка текста и оформление курсовой работы
После того как изучена и законспектирована выбранная литература, студент уточняет план своей курсовой работы и приступает к написанию текста и оформлению курсовой.
Перед студентом не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в изучаемой области.
Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.
Важно соблюдать пропорциональность глав основной части работы. Общий объем основного текста должен делиться между главами таким образом, чтобы разница в их объемах составляла не более 5 страниц. Главы подразделяются на параграфы, число которых в одной главе может составлять от 2 до 4, рекомендованное же количество - 3. В курсовой работе используется сплошной принцип построения глав, то есть параграфы не начинаются с новой страницы.
В отношении параграфов также недопустима диспропорциональность; все параграфы одной главы должны быть сопоставимы по объему с отклонениями в пределах 3 страниц. Необходимо отметить, что в курсовой работе не может присутствовать основной текст, не относящийся ни к одному из параграфов конкретной главы и следующий сразу за ее названием. Также не используется в курсовой работе деление параграфов на более мелкие структурные элементы.
Курсовая работа должна представлять собой законченное исследование, проведенное в соответствии с единой логикой. Законченность предполагает получение результатов исследования в виде решения задач, поставленных во введении к курсовой работе. Внутреннее единство работы означает, что все ее структурные элементы подчинены достижению главной цели, также сформулированной во введении. Соответственно, главы и параграфы курсовой работы не могут содержать материал, не способствующий решению заявленных задач и цели. Кроме того, содержание всех глав должно быть взаимоувязано. Проследить логику выполнения курсовой работы удобно с помощью структурно-логической схемы работы, отраженной на рис. 1.
Итоги теоретического исследования должны найти свое применение при написании второй главы, т.е. при анализе рассматриваемой проблемы на примере конкретной ситуации или конкретной организации, разработке проекта мероприятий по повышению эффективности функционирования избранного объекта. Совершенно недопустимо включать в рассмотрение теоретической части вопросы, не играющие никакой роли для формирования проектно-практической главы курсовой работы.
Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его
самостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать сноску на
используемый источник.
Сносками на источник (Автор. Название. Год и место издания. Страница) должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические материалы, таблицы, сравнительные данные и т. п., а также материалы, размещенные в Интернете с соответствующими адресами. Сноски должны быть оформлены единообразно. Использование научного цитирования с применением правильно оформленных сносок обогащает курсовую работу и делает зримым ход работы автора над литературой, выработки его собственного мнения по основным вопросам темы.
Рис. 1. Взаимосвязь результатов глав курсовой работы
Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману.
Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самоконтроль знаний.
Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. Очень хорошо в таком случае привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и дать свое отношение к ним. Попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания данного вопроса.
Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения. Весь приводимый в курсовой работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками.
Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить.
Курсовая работа выполняется на стандартных листах формата А4 (210 х 297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.
Основной текст печатается шрифтом 12-го размера через 1.5 (полтора) интервала.
Поля и отступы текста: левое поле - 30 мм, правое поле - 10 мм, верхнее и нижнее поля - по 20 мм. Абзацы в тексте начинаются стандартным отступом от левого поля страницы (1,25 см). Оформлять границы полей в виде рамок не нужно.
Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «Содержание» (план работы). В «Содержании» напротив соответствующих разделов (глав и параграфов) в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.
Позиционирование номера страницы на листе осуществляется по усмотрению автора: либо от центра вверху или внизу страницы, либо в правом верхнем или нижнем углу страницы.
Такие разделы работы как «Введение», «Заключение», «Литература» и «Приложения» приводятся в «Содержании», но не нумеруются. Нумерации подлежат только разделы, относящиеся к основной части работы, то есть главы и параграфы.
На титульном листе курсовой работы должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год (см. Приложение 4).
Сноски могут быть сделаны в конце соответствующей страницы в виде подстрочного примечания с указанием полных библиографических данных источника или в самом тексте в квадратных скобках сразу же после приводимой цитаты или цифрового материала указывается порядковый номер по библиографическому списку литературы. В последнем случае они должны корреспондировать со списком литературы, приведенном в финале работы. Например, сноска типа [6, 148] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 6 и на текст, размещенный в нем на 148-ой странице.
Статистический, числовой, аналитический и графический материал (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) можно разместить в основной части работы. Однако целесообразно (хотя бы частично) перенести его в раздел «Приложения» (также со ссылками на источник). Данный раздел, если он заявлен, располагается в самом конце работы, после списка использованной литературы. Каждое приложение должно быть пронумеровано либо числами, либо заглавными буквами латинского алфавита.
Во всех графических построениях должны быть обозначены координатные оси, а все графики, диаграммы и т.п. пронумерованы и иметь свое название, которое указывается под каждым из них. Таблицы также должны иметь отдельную нумерацию и названия, которые указываются перед каждой таблицей.
Все переменные, неизвестные, константы и т.п., приведенные в формулах, должны быть хотя бы единожды объяснены и расшифрованы. Формулы также целесообразно (но не обязательно) пронумеровать. Нумерация формул осуществляется числами в скобках, в той же строке справа от самой формулы.