Язык и стиль курсовой работы
Писать курсовую работу надо доступным языком, избегая «тяжелых» книжных оборотов. Недопустимо дословное списывание материала из учебников, брошюр, монографий, статей и т.д. Если это обнаруживается, то курсовая работа оценивается неудовлетворительно.
Самостоятельное написание курсовой работы лишь при условии глубокой проработки вопроса. При изложении материала высказывания должны быть четкими, не иметь двусмысленности. Работу необходимо стилистически и логически грамотно выстроить. В работе должны отсутствовать орфографические ошибки, бессмысленные повторы, бездоказательные положения. Следует помнить, что каждое выдвинутое положение требует доказательства.
Каждая фраза, каждое предложение, каждый абзац должны четко выражать мысль, должны работать на раскрытие темы курсовой работы.
В том случае, когда в литературе имеются различные точки зрения на выбранную проблему, следует привести положения, взгляды, высказывания ряда авторов, сделать их анализ и дать собственное суждение по данному вопросу. Это значительно повысит оценку курсовой работы.
После написания курсовой работы необходимо тщательно ее вычитать, отредактировать, добиться того, чтобы не было опечаток.
Язык и стиль курсовой работы, как и любой научной работы1, должен соответствовать так называемому академическому этикету, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обнаружения и обоснования научной истины. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, направленных на доказательство положений, выявленных в результате исследования фактов действительности.
Для текста курсовой работы должна быть характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические речевые средства, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..,, обратимся к..., рассмотрим, остановимся на ..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на ..., следует рассмотреть), итог и вывод (таким образом, итак, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...). В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, приведенные и ор.). Подобные речевые обороты отражают специфику научного повествования и предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мыслительного пути.
[1] Подробнее о языке и стиле научной письменной речи см. в источниках, указанных в разделе 6 настоящего пособия, например, в книге Ф.Л. Кузина «Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты». - М, 1997.
Следует строго выдерживать стиль письменной речи курсовой работы, а именно: безличный монолог, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на его субъекте. С этой целью используются неопределенно-личные предложения и страдательный залог (Расчет производят в соответствии с методикой... Продолжительность периода оценивают... В упомянутых, работах обосновывается... Наиболее часто встречается..).
Допускается изложение от третьего лица (Автор полагает... Предложенный автором подход...) и множественного числа первого лица (Мы рассматриваем... С нашей точки зрения... В этой связи нами предлагается..). Однако необходимо соблюдать меру, используя отмеченные личные конструкции, и употреблять их при необходимости подчеркнуть авторский вклад в разработку исследуемой проблемы.
Особо следует подчеркнуть, что местоимение единственного числа первого лица (я), его формы (меня, мне, мной), а также притяжательное местоимение (мой, моя, мое) и его падежные формы (моего, моему, омоем и т, д.) в тексте курсовой работы не употребляются.
Культуру научной речи определяют точность, ясность и краткость. Важной стилистической особенностью письменной научной речи является объективность изложения. Ею обусловливается наличие в тексте курсовой работы вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения (конечно, разумеется, действительно, очевидно - представляют вполне достоверный факт; видимо, надо полагать - предполагаемый факт; возможно, вероятно - возможный факт). А также обязательного указания на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным и др.).
Введение
Введение содержит следующие подразделы: актуальность выбранной темы; цель работы; конкретные задачи, сформулированные по выделенным параграфам: объект и предмет исследования; теоретико-методическую основу исследования, информационную базу исследования, структуру и объем работы. Можно выделить подразделы введения в виде заголовков.
Актуальность исследования (0,5-1 страницы) содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. Следует подчеркнуть, что обосновывается актуальность не только темы, но и самого проведенного студентом исследования. При этом целесообразно определить роль и место исследования в процессе развития отечественной и мировой экономики и общества, соответствие современным тенденциям данного развития.
В процессе обоснования актуальности сообщается о степени изученности выбранной темы: приводится краткий обзор литературных источников, на основании которого становится очевидно, что тема остается не раскрытой (или раскрытой частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке, то есть формулируется основная проблема, подлежащая разработке в курсовой работе.
Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности. В него должны быть включены наиболее ценные исследования, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы.
При формулировании цели и задач исследования необходимо исходить из того, что ими описываются как теоретические, так и практические результаты проведенного исследования. Главная цель характеризует итог курсовой работы в целом, вклад, вносимый в разработку теоретического и практического аспектов обозначенной в актуальности проблемы. Задачи конкретизируют содержание цели исследования, характеризуя промежуточные итоги работы.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделяется четыре-шесть задач, которые перечисляются в повелительной форме: систематизировать..., изучить..., описать..., установить..., выявить..., обосновать..., проанализировать..., разработать..., предложить и т.д. Формулировками задач должно охватываться содержание всех параграфов.
Объект исследования представляет собой область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это может быть субъект деятельности, а также система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, процессов, в рамках которой зарождается проблема.
Предмет исследования более узок и конкретен. Благодаря его формулированию из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется непосредственно та часть системы или процесс, протекающий в системе, на который направляется исследование.
Другими словами, объект изучения – это явление, экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства и отношения объекта. Посредством формулирования объекта очерчивается круг исследуемых явлений (создается своеобразная «репрезентативная выборка»), а с помощью формулирования предмета исследования указывается, какой именно аспект названного явления берется к изучению в данной научной работе. Следовательно, специфика и уникальность конкретного научного исследования. в том числе и курсовой работы, определяется ее предметом.
В формулировку объекта курсовой работы включается указание на организацию, в том числе предприятие, либо учреждение, на базе которого исследуется явление.
Важно заметить, что цель, объект и предмет необходимо четко увязать с темой исследования. В противном случае, может возникнуть серьезное замечание о не раскрытии темы курсовой работы.
Примеры, иллюстрирующие взаимосвязь формулировок темы, цели, объекта и предмета курсовой работы:
Тема - «Условия и инструменты повышения эффективности производства на предприятии АПК (на примере агрофирмы «Байрамгул»)».
Цель – исследование теоретических основ управления производственным процессом и разработка рекомендации по повышению его эффективности на предприятии АПК.
Объект – деятельность агрофирмы «Байрамгул».
Предмет – организационно-экономические отношения, сопровождающие производственный процесс на предприятии АПК.
Формулирование теоретико-методологической и методической основы исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой работы.
Здесь же отдельным абзацем указываются использованные при написании курсовой работы методы исследования, которые в самом общем виде подразделяются на общенаучные и специальные.
В подразделе «Информационная база исследования» в агрегированном представлении отмечается, какие виды источников информации привлекались в процессе выполнения курсовой работы: законодательные и нормативно-методические материалы федерального, регионального уровня или местного самоуправления; данные органов статистики федерального, регионального или местного уровня; материалы специализированных печатных изданий (научная и публицистическая литература); данные бухгалтерской и управленческой отчетности конкретных организаций и учреждений.
Подраздел «Структура и объем работы» констатирует сложившиеся структуру и объем работы с указанием количества содержащихся в работе рисунков, таблиц и приложений. Фиксируется число источников, сформировавших список использованной литературы.