Основы регулирования банковской деятельности
Особенности посреднических функций центрального банка. Экономическое и административное регулирование
В мировой экономике центральные банки возникали в ответ на потребности централизации банкнотной эмиссии в руках наиболее надежных банковских учреждений. И хотя банкноты в целях выдачи ссуд выпускали и мелкие банки, государство специальными банковскими законами поддерживало лишь банковские билеты специализированных эмиссионных банков. При этом банкноты мелких коммерческих банков в случае ожидания их банкротства доверием не пользовались.
Одним из первых в XVII в. начал функционировать Риксбанк - центральный банк Швеции (1668 г.). Позднее (1694 г.) открылся банк Англии. Это совпало с периодом войны с Францией, когда правительству
Глава 8. Кредитно-денежное регулирование
потребовался крупный заем, позволивший вооружить армию. Позднее, в 1860 г., открылся и государственный банк Российской империи.
Независимо от принадлежности капитала (государственный, акционерный или смешанный), центральный банк является юридически самостоятельным. Он подчинен либо специальной банковской комиссии, которая образуется парламентом, либо законодательному органу. Его первичная обязанность - защита ценности и покупательной способности денег, а также содействие нормальному функционированию финансовых рынков. Своеобразие системы посреднических функций центрального банка состоит в обеспечении гибкой и устойчивой связи государства и экономики в целом, а также эффективного регулирования деятельности коммерческих банков. С помощью инструментов, которые закреплены за ним законодательно, центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки. Его роль эмиссиошю-кассового центра обеспечивается хранением кассовых резервов любого коммерческого банка. Среди них - банкноты, а также депозиты коммерческого банка, составляющие сумму обязательств центрального банка. Принимая кассовые резервы коммерческих банков, центральные банки оказывают им кредитную поддержку по более высокой ставке, чем рыночная, поэтому к поддержке центральных банков коммерческие прибегают в случае отсутствия других возможностей получения средств.
В Центральном банке Российской Федерации (Банке России) открыты счета Правительства и правительственных ведомств. Кассовое исполнение бюджета обеспечивается таким образом, что доходы Правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются па беспроцентный счет Казначейства (Минфина) в Байке России. Именно с этого счета покрываются все правительственные расходы. В условиях хронического дефицита бюджетов роль этой функции усиливается. Управление государственным долгом требует от Банка России размещения и погашения займов, организации выплаты процента по ним, конверсии займов.
Все функции центрального банка, включая функцию регулирования резервов иностранной валюты и золота, взаимодействуют друг с другом. Их выполнение способствует развитию кредитно-денежной системы и обеспечивает государственные программы, формируя и размещая банковские ресурсы. Центральный банк реализует задачи текущего и перспективного регулирования в денежно-кредитной сфере.
Часть III. Банковское посредничество: институты и организация
Система мер воздействия центрального банка на деятельность кредитных организаций включает элементы административного и экономического подхода.
В административном порядке устанавливаются:
- квоты на проведение активных (по размещению) и пассивных (по
мобилизации) ресурсов банков;
- - лимиты на выдачу различных категорий средств и их привлечение;
- ограничения видов операций и перечня банков, допущенных к отдельным видам операций;
- ограничения на открытие филиалов и отделений;
- размеры комиссионных, тарифов по оказанию услуг;
- размеры процентных ставок;
- номенклатура операций и виды обеспечения;
- перечень банков, допущенных к отдельным видам операций.
Предписывающие нормативы носят характер мягкого ограничения и
относятся к экономическим методам воздействия. При их применении не предполагается использования прямых запретов, лимитов или квот. Однако размеры ограничений согласуются с масштабом проводимых банком операций (нормативные методы) или имеют целью оказать на них стимулирующее или сдерживающее воздействие (корректирующие методы). В последнем случае эффект регулирования в банковском секторе сказывается на деятельности нефинансового сектора. Помимо нормативных и корректирующих, к косвенным методам воздействия относят налоговые; однако они являются прерогативой финансовых органов, а не центрального банка.
Нормативы отчислений в фонды регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, характеризующие депозитную базу и собственный капитал, а также коэффициенты и показатели, характеризующие активные операции банка (часть активов, приносящих доход и направляемых в кредиты), обязательны к использованию. Они учитываются руководством коммерческих банков и доводятся до реализации в его отделениях и филиалах. Нормативы периодически пересматриваются, их динамика может быть различной, поэтому эффект воздействия чаще наступает в среднесрочной перспективе.
Иное дело - корректирующие методы. Они являются основой кредитно-денежной политики, а при высокой точности избранных мер
Глава 8. Кредитно-денежное регулирование
воздействия имеют и минимальный по времени эффект воздействия. К совокупности мер корректирующего регулирования Банка России относят:
- нормативы обязательных резервов;
- процентные ставки по операциям ЦБ;
- рефинансирование банков;
- операции на открытом рынке;
- валютное регулирование;
- установление целевых ориентиров ограничения роста денежной массы и прямые количественные ограничения.
Рассмотрим действия основных механизмов корректирующего регулирования.