Аргументы в защиту экономического роста
1. Уровень жизни. Экономический рост является основным условием материального изобилия и повышения уровня жизни. Экономический рост смягчает противоречие между неограниченными потребностями и скудными ресурсами.
В условиях экономического роста выбор социальных целей становится менее мучительным и ведет к меньшим противоречиям между различными группами населения. Имеется возможность одновременно модернизировать вооруженные силы, поддерживать инфраструктуру на данном уровне, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования и другие отрасли социальной сферы и при этом повышать личные доходы за вычетом налогов.
2. Экономический рост и окружающая среда. Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена. На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему все же придется выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни. Обществу все же нужно определить, сохранять ли естественную красоту леса или вырубать его на дрова. И если лес вырублен, необходимо решать, использовать ли древесину для строительства домов или пустить ее на рекламные стенды.
Загрязнение является не столько побочным продуктом экономического роста, сколько результатом неправильного ценообразования: значительная часть естественных ресурсов (реки, озера, океаны и воздух) рассматривается как “общая собственность” и не имеет цены. Поэтому эти ресурсы используются чрезмерно интенсивно, что ухудшает их состояние. Загрязнение окружающей среды является примером побочного результата или издержек перелива. Решение этой проблемы возможно при введении законодательных ограничений или особых налогов (“плата за стоки”), чтобы компенсировать пороки системы ценообразования и предотвратить нерациональное использование естественных ресурсов. Конечно же существуют серьезные проблемы, связанные с загрязнеием окружающей среды. Но ограничение экономического роста не решит этих проблем. Чтобы ограничить загрязнение, нужно ограничить именно загрязнение, а не экономический рост.
3. Неравенство доходов. Экономический рост - это единственный реальный способ достичь справедливого распределения доходов в нашем обществе. Менее вероятно, что избиратели из среднего класса проголосуют за перераспределение части своего дохода в пользу бедных. Скорее они выступят за то, чтобы выделить бедным несколько большую долю из растущего общественного продукта. Основным средством улучшения экономического положения бедных является повышение общего уровня доходов в результате экономического роста. Отказ от экономического роста означал бы для бедных утрату всякой возможности улучшить свое материальное положение.
4. Внеэкономические соображения. Защитники экономического роста утверждают, что его замедление или прекращение не окажет автоматически благотворного влияния на человеческие ценности и не обеспечит людям “хорошую жизнь”. На самом деле следует ожидать обратного. Например, конец экономического роста не отменит работу на конвейере. Напротив, экономический рост всегда сопровождался сокращением доли занятых в конвейерном производстве. Неверно и то, что экономический рост всегда делал труд неприятным и опасным. Обновление оборудования, как правило, снижает напряженность труда и вероятность несчастных случаев. Кондиционированные помещения наших дней куда более удобны, нежели душные фабричные цехи прошлого.
Наконец, нельзя согласиться с тем, что замедление или прекращение экономического роста ослабляет стремление людей к материальным ценностям и уменьшает их отчуждение от производства. Скорее результаты будут обратными. Самые громкие протесты против погони за наживой раздаются как раз в тех странах и среди тех групп населения, где в настоящее время уровень благосостояния наиболее высок. Именно высокий уровень жизни, обеспечиваемый экономическим ростом, и дает возможность все большему числу людей тратить время на образование, размышления и самореализацию.