Система связи, оповещения и информационного обеспечения

Информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации*(3), органами местного самоуправления и организациями железнодорожного транспорта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение деятельности функционирования функциональной подсистемы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в установленном порядке*(4) Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и федерального уровня из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 42, ст. 4822).

Система связи, оповещения и информационного обеспечения - student2.ru
Организационная структура органов защиты населения и территорий при ЧС мирного и военного времени

Рис. 1 Общая организация МЧС РФ.

МЧС России функционирует в соответствии с "Положением о министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (1994г.; 1999г.). МЧС России является органом федеральной исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим руководство, координацию работ в области предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской обороны, а также координацию работ по мобилизационной подготовке объектов экономики страны. МЧС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Деятельность МЧС по обеспечению безопасности населения является частью национальной безопасности РФ и в этом плане есть несколько направлений работы МЧС:

- организация и обеспечение системы прогноза и предупреждения ЧС на территории;
- защита населения и территорий РФ.

Общая организация МЧС РФ представлена на рис.1.

Гражданская оборона. Силы и средства ГО

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Принципы организации и ведения ГО определены ФЗ «О Гражданской обороне» (от 21.02.1998г. №28).

Основные принципы организации и ведения ГО:

─ организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;

─ подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ЧС военного времени;

─ ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий.

Гражданская оборона организуется по территориально – производственному принципу на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административного деления РФ.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Руководство ГО в республиках, краях, областях, городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (ОЭ) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями ГО. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и накопление фондов средств индивидуальной и коллективной защиты, имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и работающего персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

Основными задачами ГО являются:

─ обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

─ оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

─ эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

─ предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

─ проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

─ проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

─ первоочередное обеспечение пострадавшего населения медицинским обслуживанием, срочным предоставлением жилья и принятия других необходимых мер;

─ борьба с пожарами, возникшими при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

─ обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

─ обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий;

─ восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;

─ разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

─ срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

В состав ГО входят: штаб войск ГО, войска ГО РФ, нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) и спасательные службы ГО на ОЭ.

Силы гражданской обороны - это воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска ГО, а также нештатные аварийно - спасательные формирования (НАСФ).

Государственная противопожарная служба (ГПС)

В целях совершенствования управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно – спасательных работ, связанных с тушением пожаров ГПС МВД РФ была преобразована в ГПС МЧС РФ (Указ президента №1309 от 09.11.2001г.).

В федеральном законе «О пожарной безопасности» установлены:

─ правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ;

─ определены права, обязанности и ответственность в этой области граждан, предприятий, органов исполнительной власти и местного самоуправления;

─ регламентированы виды, основные задачи и функции пожарной охраны.

В РФ успешно функционируют органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, которые созданы в более чем в 15 министерствах и ведомствах. Реформирование ГПС – это формирование единой многофункциональной аварийно – спасательной службы страны.

ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам

По указу Президента РФ №991 от 28.08.2003г. была передана из министерства природных ресурсов в МЧС РФ. 23 декабря 2004г. Правительством РФ утверждено «Положение о ГИМС».

Главные задачи ГИМС:

─ обучение, предупреждение и профилактика ЧП;

─ надзор и обеспечение безопасности во внутренних водах и в прибрежном море.

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.

Структура РСЧС

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней, реагирующих на ЧС: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они могут состоять из региональных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), муниципальных (городских, районных), объектовых и иных звеньев РСЧС, создаваемых в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Если структурные подразделения не созданы, то на ряде уровней отдельные звенья подсистемы могут отсутствовать. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями соответствующих ФОИВ по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономиях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов федерации.

Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы управления; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного управления; а также подчиненные им силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Система связи, оповещения и информационного обеспечения - student2.ru

Рис. 2 Принципиальная схема организации РСЧС

Координационными органами РСЧСявляются:

- на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);

- на региональном(в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- на муниципальном (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Правительственная комиссия является общегосударственным координационным органом управления в области и предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

- на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

- на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнением мероприятий по ПЛЧС.

Органами повседневного управления единой системы являются:

- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В повседневной деятельности управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут использоваться, при необходимости, запасные и подвижные пункты управления, если руководство АСДНР не осуществляется с места постоянного размещения органа управления РСЧС.

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей.

Штаб является органом управления начальника ГО объекта, на который возлагаются:

- организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

- своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пунктов о возникновении ЧС;

- разработка плана ГО;

- осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;

- обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;

- поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ создаются службы:

- связи и оповещения;

- охраны общественного порядка;

- противопожарная;

- аварийно-техническая;

- убежищ и укрытий;

- медицинская;

- противорадиационной и противохимической защиты;

- автотранспортная;

- материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятий и наличия структурных подразделений для их организации.

Наши рекомендации