Cущность и ход научного исследования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА
И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Кафедра антикризисного управления, оценки бизнеса и инноваций
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
для студентов дневного и заочного отделения специальности
080503.65 «Антикризисное управление»
Барнаул 2010
Составители:
канд. экон. наук, профессор О.Н. Соколова;
канд. экон. наук, доцент Н.М. Абрамов;
канд. экон. наук, доцент А.Ю. Горбунова;
канд. экон. наук, доцент А.А. Бежовец;
канд. экон. наук, доцент Т.А. Акимочкина;
канд. экон. наук, доцент О.И. Линючева;
Н.С. Безматерных; Н.М. Затяжнова;
О.Ю. Рудакова; Л.А. Бочарова
Рецензент:
докт. экон. наук, профессор В.И. Беляев
План УМД 2009 г., п. К
Подписано в печать 24.04.2009. Формат 60х84/16.
Бумага газетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,5. Тираж 50 экз. Заказ
Отпечатано на экономическом факультете:
656099, пр. Социалистический, 68
CУЩНОСТЬ И ХОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Любое исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Цель научно исследования - нахождение общего у ряда единичных явлений, обнаружение законов или закономерностей, по которым возникают, функционируют, развиваются явления.
Объект научного исследования – совокупность сходных явлений и ситуаций.
Основные средства научно-теоретического исследования:
· совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;
· совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.
Ход научного исследования можно представить в виде следующей последовательности:
1. Обоснование актуальности выбранной темы;
2. постановка цели и конкретных задач исследования;
3. определение объекта и предмета исследования;
4. выбор методов проведения исследования;
5. описание процесса исследования;
6. обсуждение результатов исследования;
7. формулировка выводов и оценки полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы состоит в выявлении сути проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке.
Методы научного познания подразделяются на общие и специальные.
Общие методы научного познания обычно делят на три группы:
1. Методы эмпирического исследования:
· наблюдение дает первичную информацию об объекте исследования и представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность;
· сравнениепозволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще нескольким объектам;
· измерение– это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения;
· экспериментпредполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения.
2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования:
· абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов;
· анализ– метод научного исследования путем разложения предмета на составные части;
· синтез– соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
3. Методы теоретического исследования:
· восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой форму движения научного познания. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится в своей многогранности, но уже в мышлении. В общем можно сказать, что этот метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении;
· исторический метод применяется для исследования сложных развивающихся объектов и используется там, где предметом исследования становится история объекта.
Специальные методы используются в конкретных специальных науках и имеют специфический характер согласно области их применения. Так, при исследовании экономических проблем используются статистические, математические и другие методы.