Закона рыночного ценообразования: ГРАФИКи

1) При увеличении спроса равновесная цена увеличивается, равновесный объем тоже увеличивается.

2) При уменьшении спроса равновесная цена уменьшается и равновесный объем уменьшается.

3) Если увеличивается предложение, равновесная цена уменьшается, равновесный объем увеличивается.

4) Если предложение уменьшается, равновесная цена увеличивается, а объем уменьшается.

№17 Покупателю нужно знать полезность, его цену, кол-во денег в кошельке. Эти три проблемы:

1) Полезность блага(способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека)

2) Цена

3) Доход

Лежат в основе теории поведения потребителя на рынке.

Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность TU это общая удовлетворенность от потребления нескольких единиц данного блага. Она равняется сумме предельных полезностей.

Предельная полезность Mu- это удовлетворение получаемое человеком от потребления каждой дополнительной единицы блага. Она обратно пропорциональна объему блага, т.е. убывает с увеличением количества потребляемых единиц блага.

Сложной проблемой является определение величины полезностей. В науке сложилось два подхода:

А) Кардиналисты исходят из того, что предельную полезность измерить можно, для этого и была введена условная единица «ютиль»

Б) Ординалисты считают, что предельную полезность количественно измерить невозможно. Можно лишь упорядочить получаемую удовлетворенность человека, понятиями больше, меньше одинаково.

Ученые согласны, что полезность блага зависит от запаса т.е количества блага и от интенсивности его потребления.

TU=MU*Q это математическое выражение закона убывающей полезности.Он гласит, что по мере роста объема потребления блага Q общая полезность TU возрастает, хотя и замедленно, а предельная полезность MU – уменьшается. Из закона следует 2 вывода:1) т.к. каждая последующая единица продукта обладает все меньшей полезностью, то покупатель будет приобретать дополнительную единицу блага только при условии снижения их цены. Поэтому этот закон лежит в основе действия закона спроса.; 2) если какое либо благо имеется в избытке, то его предельная полезность будет крайне мала не смотря на большую общую его полезность.

Таким образом, цена товара определяется не общей его полезностью, а предельной полезностью единиц товаров.(парадокс воды и алмазов Смита). Редкие товары потребляются в малых кол-вах, поэтому общая полезность их мала, а предельная-очень большая. Но цена товара определяется предельной полезностью.

№18 Потребитель, как правило рационально думающий человек, он стремится распределить свой ограниченный доход, чтобы получить максимальную полезность от всех приобретенных им благ.

В основе выбора покупателя лежат законы Госсена:

1) При непрерывном акте потребления каждая последующая единица блага приносит все меньше и меньше полезности.

2) Каждый потребитель так располагает свой доход между покупками, чтобы отношения предельной полезности к ценам были равны. Это правило максимизации полезности или равновесия потребителя: Mu1/P1=Mu2/P2=Mun/Pn

Соотношения между предельными полезностями=соотношению их цен. Отсюда вытекает правильность соотношения цен, их приоритета на важные виды ресурсов, оплату труда, цен на продукцию с/х хоз-ва. MU1=P1=Д (взвешенная пред. полезность)

№19Поведение потребителя на рынке можно изобразить и графически с помощью бюджетной линии и кривых безразличия.

Закона рыночного ценообразования: ГРАФИКи - student2.ru Бюджетная линия показывает, что может приобрести покупатель при наличии 2х ограничений: дохода и цены на товар

Потребность здесь превышает возможность (внутри треуг.). возможности недоиспользуются.

Если цены постоянны, а доход меняется, то при увеличении дохода бюджетная линия сдвигается вверх, если доход уменьшается, то вниз. Если доход постоянный, а цены меняются, изменения будут такими же. При повышении цены будет смещаться вниз, а если цена понижается, то сдвигается вверх.

Уравнение бюджетной линии: I (доход)=Px*Qx+Py*Qy

Кривые безразличия показывают, что желает купить покупатель при данном доходе

Любая точка на кривой показывает такие выборы товаров, которые безразличны для покупателя т.е. одинаково удовлетворяет свою потребность.

Кривые безразличия имеют ряд особенностей:

1) Их может быть сколько угодно, можно построить карту кривых безразличия

2) Чем дальше расположены кривые безразличия от начала координат, тем большей полезностью они обладают

3) кривые безразличия не пересекаются.

4) Кривые вогнуты в сторону в начало координат, т.к. потребитель решает проблему замещения одного блага другим.

Совместим кривые безразличия и бюджетную линию.

Найдется одна кривая безразличия, которая коснется бюджетной линии.

Точка М – точка потребительского равновесия, в ней совпадают желания и возможности потребителя.

№19 Снижение цены равноценно увеличению дохода, з/п. благ. Этому потребитель может покупать больше данного товара или других. Это явление назыв. Эффектом дохода. Эффект дохода вызывает эффект замещения – при снижении цены на товар у покупателя появляется возможность увеличить потребление данного товара, за счет замещения других товаров, цены на которые остались прежними или повысились.

Отношение предельной полезности 2х товаров называется предельной нормой замещения- MRS=Mux/MUy=Px/Py. Она показывает от какого кол-ва блага Y надо отказаться, чтобы увеличить потребление товара X на одну единицу. MRS >1-высокая норма замещения, =0-товары взаимодополняемы; =1-взаимозаменяемы.

Теория предельной полезности позволяет понять сущность потребительской ренты (излишка потребителей). Потреб. Рента – это разница между суммой денег, кот. Потребитель мог бы заплатить за нужные товары и между суммой денег, кот. Он фактически заплатил. Чем ниже цена, тем больше величина потреб. Ренты.

№20 Фирма – это организация, обладающая правом юридического лица и состоящая из одного или нескольких предприятий.

Основные задачи:

- Выпуск продукции.

- Ее реализация.

- Получение прибыли.

- Использование прибыли на накопление, уплату налогов, соц. Развитие коллектива.

Цель фирмы- получение макс. Прибыли и недопущение убытков. . Целями фирмы могут быть:

1) Увеличение объемов продаж

2) Рост размеров фирмы, её репутация

3) Обновление продукции и повышение качества

4) Рост производительности труда

5) Диверсификация производства, т.е. выпуск разнообразной продукции для устойчивости на рынка.

Все эти цели являются основой для определения стратегии фирм (выбор фирмой целей и задач на длит. Период). Оборонит. Стратегии – это выжидающее поведение фирм. Наступ. Стратегия – это активное обновление производств, заполнение новых ниш на рынке.

Для начала деят. Фирмы нужен стартовый капитал – это первоначально вложенный капитал+затраты на начало производств. Его источником могут бать собственные (сбережения, накопленные за счет прибыли; деньги, предназнач. Для амортизации осн. Капитала; капитал от продажи акций- 60-70%) или заемные средства (это банковский и комерческий кредит-30-40%)

Банкротство – это признанная судом неспособность должника погасить долг за счет своей деятельности.

Краткосрочный период – это такой период, в течении которого фирма может увеличить выпуск продукции без изменения своих размеров и расширения производственных мощностей, например за счет увеличения численности работников.

В долгосрочном периоде увеличение объемов производства достигается за счет изменения размеров фирм, расширения производственных мощностей.

В краткосрочном периоде у фирмы хотя бы один фактор является постоянным.В долгосрочном периоде все факторы переменные.

№21 Если покупателя всегда интересует полезность товара, то производителя – издержки производства.

Полный доход – это выручка от реализации продукции. TR=P*Q.

Полные издержки – это затраты на факторы производства(внешние +внутренние). Чем меньше издержки, тем больше прибыль.

Внимание бухгалтеров всегда сосредоточено на итогах работы предприятия, на себестоимости (затратах предп), и взгляд, как-бы обращен назад, в прошлое. Экономистов всегда интересует перспектива работы, возможности альтернативного, т.е. наилучшего использования ресурсов, поэтому они всегда смотрят вперед, в завтрашний день. Поэтому расчеты экономистов не равнозначны работе бухгалтеров, т.к. бухгалтера не учитывают альтернативные издержки, упущенные возможности.

Внешние (явные) издержки – это оплата собственником из своего кармана тех факторов производства, кот. Приобретается со стороны.

К ним относятся:

- Материальные затраты (оплата сырья, материалы)

- Затраты на оплату труда

- Отчисления на соц. Нужды (пенсион. Фонд)

- Амортизационные отчисления

- Прочие затраты (процент за кредит, аренд. Плата, налоги и сборы)

Эти издержки учитываются только бухгалтерией поэтому называются бухгалтерскими издержками.

Внутренние (неявные) издержки – это издержки, связанные с использованием факторов производства, кот. Принадлежат самой фирме, ее собственнику (здания машины)

К внутренним издержкам относятся и предпринимательская способность. За нее как и за любой фактор надо платить.Поэтому в издержки входит плата предпринимателю за его способность. Она получила название « нормальной прибыли». Это образно говоря заработная плата предпринимателю.

Общие издержки или эк. – это сумма внешних и внутр. Издержек куда входит и норм. Прибыль.

Бухгал. Прибыль= Полный доход-Внешние издержки

Эк. прибыль=Бух. Прибыль-внутренние издержки

Эк. прибыль=Полный доход-полные издержки

Эк прибыль может принимать различные значения:

>0, то общий доход больше общих издержек, фирма получает эк. Прибыль. это возникает в условиях несовершенной конкуренции.

=0, то доход=Издержкам, результат удовлетворительный, т.к. все факторы окупаются, нулевая прибыль типична для условий совершенной конкуренции.

<0, то доход меньше издержек, фирма имеет убытки.

Бух. Прибыль – это показатель состояния дел на предприятии, наличие прибыли или убытка.

Эк. прибыль – это показатель рационального использования ресурса, эффективность работы предпринимателя.

№22 Закона рыночного ценообразования: ГРАФИКи - student2.ru Постоянные издержки (FC) - это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. Их надо оплачивать когда выпуск продукции = 0. К постоянным издержкам относятся:

· оплата процентов по банковским кредитам;

· амортизационные отчисления;

· выплата процентов по облигациям;

· оклад управляющего персонала;

· арендная плата;

· страховые выплаты;

Переменные (VC) – издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объёма производства и реализации, а также от структуры ассортимента при производстве и реализации продукции. Примеры: издержки на приобретение сырья, материалов, выплату заработной платы рабочим. Бывают: пропорциональные, дегрессивные, прогрессивные.

Закона рыночного ценообразования: ГРАФИКи - student2.ru

Из графика видим, что волнистая линия, изображающая переменные издержки, с ростом объема производства поднимается вверх.

Общие издержки (TC) представляют сбой совокупность постоянных и переменных издержек. TC=FC+VC

Общие издержки на произведенное количество товара – это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.

Закона рыночного ценообразования: ГРАФИКи - student2.ru

Средние издержки (AC) – это величина издержек на единицу продукции.

Предельные издержки (MS) – это дополнительные издержки, необходимее для производства дополнительной единицы или партии продукции.

Предельные издержки представляют собой увеличение ТС, на которое предприятие должно пойти ради производства ещё одной единицы продукции. Поэтому предельные издержки определяются отношением прироста валовых издержек к приросту продукции:

МС= ♥ТС/♥Q

Так как прирост валовых издержек обусловлен приростом переменных издержек, то ♥ТС=♥ TVC. Это означает, что предельные издержки изменяются под влиянием общих переменных издержек: MC=♥TVC/♥Q

Закон убывающей отдачи гласит: по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

Данный закон действует при неизменном технологическом уровне производства. Переход к более прогрессивной технологии повышает отдачу ресурсов независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.

Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растет, а затем ее прирост начинает снижаться.

Допустим, что предприятие в своей деятельности использует только один переменный ресурс — труд, отдачей которого является производительность. По мере загрузки оборудования за счет постепенного увеличения числа нанимаемых рабочих выпуск продукции быстро возрастает. Затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если продолжать нанимать рабочих и дальше, то они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов, рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

Закона рыночного ценообразования: ГРАФИКи - student2.ru

Закон убывающей отдачи.

Наши рекомендации