Стратегии рыночного ценообразования

Основы ценообразования.

Факторы, учитываемые в рыночном ценообразовании.

Процесс ценообразования на конкурентном рынке должен базироваться на учете факторов, которые формируют рыночные цены.

Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продавать товар, а покупатель готов купить этот товар, т.е. денежная стоимость товара.

Ценообразование – это процесс формирования цен на товары и услуги.

Процесс ценообразования на конкретном предприятии должен базироваться на учете именно тех факторов, которые формируют рыночные цены.

Факторы, учитываемые в рыночном ценообразовании.

1. Факторы спроса – формируют цену спроса на товар, которую готов заплатить покупатель.

· Платежеспособный спрос – сумма денег, которую покупатель имеет возможность выделить на приобретение данного товара;

· Уровень сбережений – покупательский резерв в виде временно свободных денег;

· Объем спроса – количество товара, который покупатель приобретает при данном уровне цен;

· Совокупность потребительских свойств товара – качество;

· Полезность товара – способность удовлетворить определенные потребности.

2. Факторы потребительского выбора – определяют уровень конкурентоспособности на рынке аналогичных товаров.

· Структура потребностей потенциальных покупателей и структура конкурирующих товаров, способных удовлетворять эти потребности;

· Принципиальная замещаемость данного товара другим или другими (наличие на рынке товаров - субститутов);

· Предельные нормы замещения данного товара другим или другими – количество товара-субститута способное заместить норму потребления данного товара;

· Сопоставление конъюнктуры рынка данного товара с дополняющими его товарами или с товарами, для которых данный товар является дополняющим (комплиментарные товары).

3. Факторы предложения – определяют цену товара, на которую претендует продавец.

· Общее количество товара на рынке и рыночная доля данного товара;

· Уровень запасов данного товара у всех возможных производителей и уровень запасов у данного продавца;

· Среднеотраслевые издержки производства и обращения для данной группы товаров;

· Уровень налогообложения для данного вида бизнеса;

· Среднеотраслевая норма прибыли в данном бизнесе и обычные направления ее распределения.

4. Факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями.

· Предельная замещаемость товаров в использовании имеющихся производственных возможностей – альтернативные издержки производства при изготовлении аналогичных товаров;

· Предельная замещаемость альтернативных технологий;

· Предельная замещаемость производственных факторов (природных ресурсов, капитала, труда).

5. Факторы эффективности производства и реализации товара – определяют целесообразность реализации данного бизнеса.

· Среднеотраслевой уровень рентабельности по данной товарной группе;

· Уровень ликвидности производства.

На практике все факторы принято подразделять на контролируемые продавцом (те, на которые может оказать влияние управляющая подсистема продавца) и неконтролируемые (факторы макросреды по отношению к продавцу).


Стратегии рыночного ценообразования.

1. Стратегия сохранения стабильного положения на рынке

Применяется при достаточно стабильных экономических условиях и при удовлетворительных показателях хозяйственной деятельности предприятия. Данная стратегия означает, что цена на товар устанавливается исходя из среднеотраслевых затрат на производство данного продукта, а уровень прибыли, закладываемый в цену, составляет примерно величину банковского кредита под долгосрочную ссуду (2-10%).

2. Стратегия расширения доли рынка

Суть этой стратегии – за счет ценовых усилий обеспечить большую приверженность покупателей к своим товарам и снизить приверженность покупателей к товарам конкурентов. Цена устанавливается на таком минимальном уровне, который, с одной стороны ощутимо ниже аналогичных товаров, а с другой – обеспечивает процесс простого воспроизводства на данном предприятии.

Может быть характерна как для уже действующих предприятий, так и для вновь созданных.

3. Стратегия максимизации текущей прибыли

Цель – максимально повысить доходность либо для расширения производства, либо для увеличения выплаты дивидендов.

Применяется только конкурентоспособными предприятиями, способными предложить рынку что-то новое.

4. Стратегия обеспечения и поддержания ликвидности

Касается не конкретного товара, а политики всего предприятия. Эта стратегия актуальна всегда, так как направлена на обеспечение надежности и своевременной платежеспособности между партнерами. Она предполагает справедливое ценообразование, включающее разнообразные системы выгодных форм взаиморасчетов (скидки…).

5. Стратегия завоевания ценового лидерства

Она может быть использована только крупными предприятиями, которые исторически являются доминирующими в данной области. Ценовое лидерство предполагает, что данное предприятие проявляет себя наиболее активно:

· одним из первых меняет цену на товар;

· влияет на уровень биржевых цен.

Наши рекомендации