Разработка концепции дифференцированного гостиничного продукта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой туристического бизнеса
и гостеприимства
___________ Е.В. Курилова
Методические указания к курсовой работе
Для студентов заочной формы обучения
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОСТИНИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование направления подготовки
«Гостиничное дело»
Наименование профиля (при наличии)
«Гостиничная деятельность»
Автор(ы) _ Корнова Г.Р., Романцева Л.Е.
Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Цель и задачи курсовой работы
2. Рекомендации по выполнению курсовой работы
3. Оформление курсовой работы
4. Защита курсовой работы
Список рекомендуемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование – деятельность человека или организации по созданию проекта, прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определенного объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект.
Проектирование гостиничной деятельности – это сложный многофункциональный процесс по созданию дифференцированного гостиничного продукта на основе имеющихся ресурсов, применения инновационных технологий, существующих в гостиничном бизнесе, в соответствии с требованиями нормативных документов и ожиданиями основных целевых потребителей.
Цель процесса проектирования гостиничной деятельности заключается в создании качественного, дифференцированного гостиничного продукта, удовлетворяющего потребностям основной целевой группы, и обеспечивающего в процессе его реализации эффективную работу предприятия с получением максимального дохода.
Создание дифференцированного гостиничного продукта является результатом предпринимательской деятельности.
Субъектами предпринимательской деятельности выступают: предприниматель, потребитель, государственные органы, партнеры, наемные работники. При этом основным субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.
В основе любой предпринимательской деятельности, в том числе предпринимательской деятельности по созданию дифференцированного гостиничного продукта, всегда должна лежать предпринимательская идея, включающая в себя инновационные элементы.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной учебной работы студентов.
Курсовая работа является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. Выполнение курсовой работы представляет собой самостоятельное решение студентом какой-либо частной, например, управленческой задачи или проведение исследования, посвященного одному из вопросов изучаемой дисциплины.
Основной целью выполнения курсовых работ является закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами за время обучения, а также выработка умения самостоятельно применять эти знания в их комплексе для творческого решения конкретной управленческой задачи.
Основополагающим этапом в процессе разработки дифференцированных гостиничных продуктов является формирование идеи, но далеко не всякая идея может быть положена в основу создания дифференцированного продукта, т.к. реализация ее не позволит предприятию получить максимальную выгоду, создать условия, обеспечивающие безопасность гостей и удовлетворить их потребности и ожидания.
Наличие реальной идеи – основной фактор предпринимательской деятельности. Можно обладать капиталом, всеми ресурсами, необходимыми для производства и оказания услуг, но если нет реальной идеи, все это может оказаться бесполезным. Идея является потенциалом предпринимателя. Задача предпринимателя заключается в генерации идей, их анализе и отборе реальных идей, которые могут быть положены в основу концепции разработки дифференцированного гостиничного продукта.
Цель курсовой работы – разработка предпринимательской идеи по созданию дифференцированного гостиничного продукта.
Задачи курсовой работы:
- анализ источников формирования предпринимательской идеи
- описание стадий разработки дифференцированных продуктов
- описание концепции разработки дифференцированного продукта на примере реально действующего гостиничного предприятия.
Объект исследования – разрабатываемый гостиничный продукт на примере реально действующего гостиничного предприятия
Предмет исследования – предпринимательская идея
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛОВ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В качестве объекта исследования может быть выбрана разработка гостиничного продукта для реально существующего отеля, мотеля, другого средства размещения. Объект исследования может иметь условное название.
Содержание курсовой работы
Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:
Титульный лист
Содержание
Введение
1. Стадии разработки дифференцированного гостиничного продукта
2. Разработка концепции дифференцированного гостиничного продукта
2.1. Характеристика местоположения гостиничного предприятия
2.2. Стратегические конкурентные преимущества региона
2.3. Туристский потенциал региона
2.4. Основные элементы инфраструктуры
2.5. Гостиничный рынок региона
2.6. Целевые группы потребителей
2.7. Характеристика гостиничного продукта
Заключение;
Список используемых источников.
Введение
Отражаются:
- цель и задачи курсовой работы;
- тип гостиничного предприятия (гостиничный комплекс, малый отель, база отдыха, спортивный комплекс, база отдыха и пр.)
- «изюминка» - ключевой элемент концепции гостиничного предприятия.
1.Стадии разработки дифференцированного гостиничного продукта
Выделяют следующие стадии процесса разработки дифференцированного гостиничного продукта: поиск идей дифференцированных гостиничных продуктов, селекция идей дифференцированных гостиничных продуктов,
Поиск идей дифференцированных гостиничных продуктов.
Основные составляющие процесса поиска идей дифференцированных гостиничных продуктов – это анализ источников идей и применение творческих методов получения идей.
Можно выделить три основных источника идей для создания дифференцированных гостиничных продуктов. Важнейший – это рынок, при этом импульсы могут исходить как от потребителя, так и от конкурентов. Желания гостей, рекламации, типичные причины ремонта дают важную информацию для улучшения гостиничных продуктов. Потребительские организации постоянно требуют от отелей улучшения продукции и указывают на возможные направления достижения этого.
Второй источник – это само гостиничное предприятие:
- все сотрудники гостиницы, заинтересованные в создании современного, рентабельного гостиничного продукта;
- работники исследовательских подразделений гостиничной индустрии, которые разрабатывают дифференцированные продукты.
Третий источник:
- независимые фирмы, которые могут быть привлечены к поиску идей дифференцированных гостиничных продуктов. Большое значение имеют отчеты институтов, занимающихся исследованием дифференцированного гостиничного продукта;
- информация, представленная на профессиональных выставках и ярмарках предприятий гостиничной индустрии;
- анализ патентов и результатов исследований в родственных направлениях.
Если анализ источников идей не дает желаемых результатов, то используются творческие методы генерации дифференцированных гостиничных продуктов, а именно: морфологический и проблемный методы анализа, мозговую атаку.
В этом разделе студент должен описать источники идей разработки гостиничного продукта, представить обзор источников (книг, периодических изданий, интернет-ресурсов), послуживших основой формирования идей.
1.2.Селекция идей дифференцированных гостиничных продуктов
Генерируемые идеи следует оценить и выбрать из них наиболее оптимальные для деятельности фирмы. Такой этап получил название селекции идеи. Цель предварительной селекции идей заключается в возможно быстром выделении непригодных решений. При этом оцениваются не уже созданные продукты, а лишь только идеи по их созданию. Селекция может означать проверку идей на их соответствие требованиям гостиницы, нормативных документов, обеспечивающих безопасное пребывание гостей в отеле. Селекцию идей, как правило, проводит собственный специалист гостиницы.
В этом разделе студент должен оценить возникшие варианты идей по разработке гостиничного продукта и выбрать оптимальный.
Разработка концепции дифференцированного гостиничного продукта
Концепция – это подробное описание модели разрабатываемого гостиничного продукта, отражающее единый замысел и форму его воплощения В концепции формулируется основная экономическая идея – каким должен быть гостиничный продукт, чтобы он приносил собственнику максимум прибыли на вложенные средства и сохранял свою ценность для его потребителя. Концепция – это документ, который является ориентиром и заданием сначала для каждого подрядчика, затем – для управляющего.
В концепции выделяют несколько разделов:
- идейно-тематическое описание – отражает основные уникальные особенности будущего гостиничного продукта, которые будут отличать гостиницу от подобных предприятий и обеспечат стабильное конкурентное преимущество;
- общее описание идеи, особенностей разрабатываемого продукта, востребованность данного продукта у основных целевых потребителей;
- организационно-экономическое описание – определяет основное направление ценовой, маркетинговой, конкурентной стратегии.
Концептуально процесс разработки дифференцированного гостиничного продукта последовательно «проходит» через стадии замысла, материальной разработки, массового производства и продажи дифференцированного гостиничного продукта на рынке. Процесс разработки дифференцированного гостиничного продукта может быть сведен к двум основным стадиям.
Первая стадия – инициализация, охватывающая идею создания, отбор и оценка гостиничного продукта. Вторая стадия – разработка, пробный маркетинг и запуск дифференцированного гостиничного продукта в продажу. Выделенные стадии различны: первая фокусируется на разработке концепции дифференцированного гостиничного продукта, а вторая – на реализации этой концепции.
В курсовой работе рассматривается первая стадия процесса разработки дифференцированного гостиничного продукта.
В этом разделе дается анализ разрабатываемого гостиничного продукта, описывается профиль потребителей.
Правильно разработанная концепция обеспечит четкую координацию и слаженность процесса разработки гостиничного продукта, поможет избежать стратегических ошибок при планировании и свести к минимуму финансовые потери в будущем.
Основные элементы концепции разработки гостиничного продукта на основе реально действующего гостиничного предприятия:
2.1.Характеристика местоположения реально действующего отеля:
- административно-территориальное положение
- численность населения
- характеристика транспортной сети
- экономическое преимущество региона
- деловая и туристическая активность региона
- инвестиционная привлекательность
2.2.Стратегически-конкурентные преимущества региона:
- выгодное географическое положение
- развитый научно-промышленный потенциал и перспективы его роста
- значительный кадровый потенциал
- развитая инфраструктура транспорта и связи
- высокая степень ориентации экономика региона на экспорт
- административная поддержка органов государственной власти
2.3.Туристский потенциал региона:
- географическое положение региона
- памятники природы
- памятник истории и культуры
- памятники архитектуры
- объекты религиозного культа
- военно-патриотические объекты
- народно-художественные промыслы
При анализе туристских объектов учитывается не только их наличие, но и степень освоенности, а также состояние этих объектов. Важной составляющей туристского потенциала региона является направленность туристских потоков и развитие отдельных видов туризма
2.4.Основные элементы инфраструктуры:
- состояние городов и сельских поселений объектов туризма;
- состояние и развитие производства спортивной продукции;
- состояние и развитие производства сувенирной продукции, литературы по туризму и др.;
- состояние и развитие торговли и сферы услуг;
- экологическая обстановка и безопасность путешествий
2.5.Гостиничный рынок региона:
- состояние средств размещения туристов (количество и классность гостиниц, характеристика номерного фонда и др.)
- краткая характеристика отелей-конкурентов, ассортиментная матрица услуг в данных отелях, их сильные и слабые стороны
2.6.Целевые группы потребителей:
Услуги гостиничного предприятия направлены на удовлетворение потребностей гостей. При определении основных потребительских групп гостиничного предприятия следует сегментировать их по определенным критериям. Критерии сегментации целевого рынка могут быть различными: демографические (пол, возраст, род занятий); психографические (социальный класс, стиль жизни).
Единого способа сегментации рынка нет. Для того чтобы наиболее объективно оценить структуру рынка, в каждом конкретном случае выбираются разные критерии сегментации. Студент может составить «портрет» желаемого гостя, используя такие характеристики, как:
- любимое времяпрепровождение и интересы (спорт, искусство, музыка и пр.);
- факторы культуры (питание, этикет, привычки);
- социально-экономические факторы ( благосостояние, имеющийся в распоряжении доход, статус, место происхождения);
- здоровье;
- возраст;
- индивидуальность (экстраверт, интроверт, ленивый, энергичный).
2.7. Характеристика гостиничного продукта.
Продукт в расширенном толковании включает в себя доступность гостиницы, ее общую атмосферу, легкость общения гостей с обслуживающим персоналом, их участие в процессе обслуживания и взаимодействия гостей друг с другом. Подобные факторы вместе с основным, сопутствующим и дополнительным продуктом составляют понятие «расширенный продукт».
Совокупность основного, сопутствующего и дополнительного продукта определяет, что получает гость, но не как он воспринимает то, что получает.
Расширенное толкование продукта включает то, что предлагается потребителю, и то, как это предлагается. Продукт, предлагаемый гостиницей, весьма сложен. Он начинается с первого контакта с компанией и кончается после того, как гость оплатил счет и уехал.
Важно понимать, что гости также ищут выгоду, поэтому необходимо превратить особенности гостиницы в выгоду для клиента.
Следует иметь в виду, что нельзя в одной гостинице удовлетворить потребности всех групп гостей, поэтому необходимо определить основные группы гостей, на удовлетворение потребностей которых будут направлены усилия гостиницы. Именно в этом и состоит смысл дифференцированного подхода в процессе разработки гостиничного продукта.
Дифференцированный гостиничный продукт – это продукт, который рассчитан на удовлетворение потребностей лишь основных целевых групп .
Заключение
В заключении дается экспертная оценка и экономический анализ идей дифференцированного гостиничного продукта.
После обеспечения всех необходимых процедур создания дифференцированного гостиничного продукта необходимо произвести оценку его рыночной адекватности, которую понимают как соответствие данного дифференцированного гостиничного продукта требованиям рынка, а также оценку отеля, т.е. выявление соответствия экономических параметров данного продукта производственным и финансовым целям гостиничного предприятия.
Экспертная оценка проводится по следующим показателям: ожидаемый объем продаж, рост производства, преимущества дифференцированного гостиничного продукта относительно конкурентов, соответствие требованиям нормативных документов, действующих в сфере гостеприимства. Также необходимо установить, насколько реализованная идея соответствует целям и имиджу гостиницы.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для курсовой работы их рекомендуемое количество от 15 до 30. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в работе.
При составлении списка использованных источников желательно указывать не только авторов и названия работ, но и те разделы и, параграфы и части текста, которые были использованы при написании курсовой работы.