Современные организационные формы обучения экономике
Классно-урочная система обучения включает в себя, наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса:
- лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др.
В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся. Как дифференцированного, так и не дифференцированного характера.
1. Лекция – основная организационная форма обучения, которая лежит в основе теоретической подготовки обучаемых. Цель лекции – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику. Состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.
В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета.
Систематический курс лекций по какой-либо дисциплине, в которой последовательно излагается материал по учебной программе, включает традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.
Лекции бывают проблемные и академические (информационные).
Телевизионные лекции, электронные лекции ( с использованием Интернет), текстовая лекция.
1. Семинары. ( от лат. Seminarium – рассадник) –групповое обсуждение студентами темы учебной
программы под руководством преподавателя. Выполняет три функции – познавательную, воспитательную, контрольную. Виды семинаров: вопросно-ответный, развернутая беседа, семинар с использованием докладов, семинар с использованием рефератов, теоретическая конференция в группе или на потоке; семинар-пресс-конференция, комментированное чтение первоисточников, семинар по методу малых групп, семинар-экскурсия, семинар-дискуссия, семинар – деловая игра, семинар – контрольная работа, семинар-коллоквиум. Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются в преподавании экономики. Они , как правило строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. Семинары в системе ДО могут проводится с помощью компьютерных видео- и телеконференций.
2. Консультации– форма руководства самостоятельной работой студентов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Происходит целенаправленный обмен информацией между преподавателем, проводящим консультацию, и студентами. Консультации могут быть групповые и индивидуальные; текущие и перед зачетом или экзаменом.
3. Практические занятия и лабораторные работы- форма получения обучаемым необходимого объема практических навыков в конкретной предметной области. В лабораторном практикуме различают два вида работ: фронтальная работа, представляющая собой одновременное выполнение общего задания всеми студентами группы; чаще всего она используется в методе демонстрационных примеров при изучении нового материала; и индивидуальная работа по заданиям, разного содержания(разной сложности), которые оцениваются преподавателем во время отчета, состоящего в демонстрации разных, созданных студентами, информационных продуктов.
4. Формы педагогического контроля- экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений, эссе, тестирование. Контроль – текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.