Фискальная политика государства. Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это метод государственного регулирования экономики через налогообложение и государственные расходы
Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это метод государственного регулирования экономики через налогообложение и государственные расходы. Изменяя государственные расходы и налоги, государство может воздействовать на экономическую активность хозяйствующих субъектов, стимулируя или, наоборот, сдерживая экономический рост. В связи с этим различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика проводится в периоды спадов экономики, когда равновесный объем производства ниже потенциального уровня. Для обеспечения полной занятости и достижения потенциального объема производства государство увеличивает государственные расходы, что ведет к росту совокупного спроса и, как следствие, к увеличению объема производства и занятости. Кроме того, государство может снизить ставки налогов, расширить налоговые льготы, проводить ускоренную амортизацию. В условиях инфляционного подъема экономики, вызванного избыточным совокупным спросом, проводится сдерживающая фискальная политика. Она предусматривает использование противоположных методов, т. е. сокращение государственных расходов и увеличение налогов.
В зависимости от способа осуществления различают автоматическую (недискреционную) и дискреционную фискальную политику. Автоматическая фискальная политика предполагает, что необходимые изменения государственных расходов и налогов происходят автоматически с изменением экономической ситуации. Основой таких изменений являются так называемые автоматические стабилизаторы. Автоматические стабилизаторы – это институциональные факторы рыночной экономики, которые «сглаживают» экономическую конъюнктуру независимо от текущих решений правительства. К ним относятся:
1. Прогрессивные налоги. Если налоги являются прогрессивными, то во время экономического подъема налоговые поступления в бюджет увеличиваются, потребительские расходы и сбережения уменьшаются, а это сдерживает рост совокупного спроса и рост экономики тормозится. Тем самым не допускается «перегрев» экономики.
Наоборот, во время спада экономики сумма налоговых поступлений уменьшается, т. е. уменьшается сумма изъятий из дохода. Это сдерживает падение совокупного спроса и тем самым тормозится спад экономики.
2. Система пособий по безработице и материальная помощь бедным слоям населения, т. е. социальные трансферты. Во время спада социальные трансферты автоматически увеличиваются, а во время подъема – сокращаются. Соответственно, во время спада они препятствуют падению совокупного спроса, а во время подъема – способствуют уменьшению совокупного спроса и замедлению роста экономики.
Дискреционная фискальная политика – это сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов для стабилизации экономики.
Использование конкретных мер фискальной политики сопровождается эффектом мультипликатора, т. е. изменение государственных расходов, налогов и трансфертов приводит к многократному изменению ВВП. Так, связь между изменением государственных расходов и изменением ВВП в математическом виде выглядит следующим образом:
, отсюда ,
где | – | изменение ВВП, вызванное изменением государственных расходов; | |
– | мультипликатор государственных расходов (рассчитывается как и любой другой мультипликатор автономных расходов); | ||
– | изменение государственных расходов. |
Изменение налогов как мера фискальной политики также вызывает эффект мультипликатора, но в отличие от государственных расходов увеличение налогов многократно снижает совокупный спрос и доход (ВВП), а их снижение – многократно увеличивает совокупный спрос и доход (ВВП). При этом налоговый мультипликатор по своему абсолютному значению всегда меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что в отличие от государственных расходов, изменение налогов воздействует на совокупный спрос не непосредственно, а косвенно – через изменение потребительских расходов. В свою очередь потребительские расходы зависят от предельной склонности к потреблению, и вследствие этого при снижении налогов экономические субъекты потребляют только часть образовавшегося прироста дохода. Таким образом, величину налогового мультипликатора выражает формула
,
где | – | налоговый мультипликатор; | |
MPC | – | предельная склонность к потреблению. |
Таким образом, изменение ВВП в результате изменения налогов выражает формула
,
где | – | изменение ВВП, вызванное изменением налогов; | |
– | налоговый мультипликатор; | ||
– | изменение налогов. |
Мультипликатор трансфертов по своему абсолютному значению равен мультипликатору налогов, т. е. трансферты, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос. Однако в отличие от налогов, увеличение трансфертов ведет к росту совокупного спроса и дохода, а их уменьшение – к сокращению совокупного спроса и дохода. Следовательно, изменение ВВП в результате изменения трансфертов равно:
где | – | изменение ВВП, вызванное изменением трансфертов; | |
– | мультипликатор трансфертов; | ||
– | изменение трансфертов. |
Проведение фискальной политики в реальной действительности наталкивается на ряд осложняющих факторов. Среди них:
а) несовпадение момента осознания необходимости изменения фискальной политики с наступлением периода спада или подъема экономики;
б) существование временного лага между принятием конкретных мер фискальной политики и получением результатов от них;
в) неопределенность величины мультипликаторов государственных расходов, налогов и трансфертов;
г) политические проблемы (например, выборы провоцируют увеличение государственных расходов, снижение налогов, хотя в реальной действительности более целесообразны противоположные меры).