Финансовая система и основные элементы финансовой политики государств
Финансы – это обобщающий термин, используемый в 2-х значениях: 1) денежное средство или ресурсы, рассматриваемые в процессе их создания, движения и распределения; 2) экономические отношения по поводу распределения и использования фондов денежных средств через особые учреждения.
Через финансовый механизм гос-во в лице правительства реализует свои функции по управлению, ограничению и контролю за производственными и финансовыми структурами.
Финансы используются в качестве индикатора роста экономики и благосостояния. Они стимулируют снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности предприятий, а также формируют структуру производства.
Финансовые отношения – это экономические связи, выраженные в денежной форме, которые возникают между: 1) физическими и юридическими лицами; 2) гос-вом с 1 стороны и юридическими и физическими лицами – с другой; 3) юридическими лицами и отдельными гос-вами.
Финансовая система – совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов (банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании).
В соответствие с классификацией экономических субъектов, в финансовой системе выделяют 3 подсистемы:
1) Финансы государства;
2) Финансы хозяйствующих субъектов;
3) Финансы населения.
Финансы государства - это денежные фонды гос-ва, о также формы их использования. Ведущее звено гос. финансов – это гос. бюджет. Используя бюджет, гос-во влияет на межотраслевые, территориальные и социальные пропорции, распределяет ВВП, обеспечивает выполнение экономических программ и планов. Кроме бюджета, гос. финансы включают в себя внебюджетные фонды и валютные резервы.
Внебюджетные фонды – это денежные средства гос-ва, не включаемые в гос. бюджет и используемые по определенному целевому назначению, например, гос. пенсионный фонд, фонд занятости, гос. страховой фонд.
Валютные резервы – это официальные запасы иностранной валюты в центральном банке и в международных кредитных организациях, предназначенные для международных расчетов, для выхода из непредвиденных ситуаций, а также для получения дохода. За счет гос. финансов решаются проблемы: оказания соц. помощи, реализуются программы защиты окружающей среды, обеспечивается обороноспособность, проводятся фундаментальные научные исследования, преодолевается региональная неравномерность в распределении ресурсов.
Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные фонды юридических лиц, а также финансовые связи между юридическими лицами; между юридическими лицами и гос-вом и между юридич. и физическими лицами.
Финансы населения – это денежные средства населения, рассматриваемые, с 1 стороны, как доходы, а с другой – как расходы и сбережения.
В мировой практике существуют 2 принципа построения финансовых систем: 1) принцип фискального федерализма; 2) принцип демократического централизма.
Фискальный федерализм – это принцип разделения полномочий в финансовой сфере между федеральными, региональными и местными властями, основанный на главенстве федерации.
Отличительные черты этой модели – самостоятельность бюджетов всех уровней, четкое разграничение функций между ними и проведение самостоятельной финансовой политики. Региональные и местные бюджеты не входят в бюджет центрального правительства. Такой принцип используется в странах с преимущественно рыночной экономикой, в т.ч. и в России. Наибольшая сложность в такой модели – это распределение доходов и расходов между бюджетами разных уровней.
Демократический централизм – это принцип сосредоточения большей части финансовых ресурсов в руках центрального правительства.
Региональные и местные бюджеты являются частью вышестоящего госбюджета и не могут проводить самостоятельную финансовую политику. Гос-во осуществляет контроль над финансами хозяйствующих субъектов. Такой принцип характерен для стран с преимущественно плановой экономикой, в т.ч. для Сов. Союза. Главная проблема этой модели – это невозможность нижестоящих бюджетов повлиять на распределение финансов.
Финансовая политика государства – это совокупность мер по распределению и использованию гос. финансовых ресурсов, регулированию доходов и расходов, формированию и исполнению госбюджета и налоговому регулированию.
Финансовая политика складывается из 2-хнаправлений:
1) Фискальная политика, т.е. совокупность мер по регулированию налогообложения и структуры гос. расходов.
2) Бюджетная политика, т.е. совокупность мер по регулированию бюджетного сальдо (доходы минус расходы бюджета).
Термины финансовая и фискальная политика часто называют синонимами.
Функции финансовой политики:
1) Распределительная – это формирование денежных средств через разные каналы поступления, а также их использование для выполнения гос. функций. Обычно эта функция реализуется через бюджетную систему.
2)Контрольная – это проведение контролирующих мер за формированием и использованием денежных средств в разных звеньях экономики. Эту функцию осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, гос. казначейства и ЦБ.
35. Фискальная политика государства: дискреционная и автоматическая. Встроенные стабилизаторы.
Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания.
Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей.
Задачи:
1. устойчивый рост национального дохода,
2. умеренные темпы инфляции,
3. полная занятость,
4. сглаживание циклических колебаний экономики.
Дискреционная политика — это целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен.
Автоматическая фискальная политика — предполагает изменение государственных расходов и доходов в ходе циклических колебаний в экономике без принятия специальных решений.
Главными встроенными стабилизаторами являются:
1Прогрессивное налогообложение
2Государственные трансферты
Встроенный стабилизатор — это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице, социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.
36. Государственный бюджет, его структура.