Заключительным этапом каждого исследования является его завершение, то есть коллективное обсуждение, консультирование, рецензирование и доработка.

При организации обсуждения придерживаются следующих рекомендаций: привлекают специалистов из смежных вузов и специалистов- практиков; предоставляют возможность ознакомиться с работой в целом или хотя бы тезисами (перечнем вопросов); по возможности выносят только спорные или принципиальные вопросы.

Предшествующее обсуждению сообщение должно быть ясным и кратким, без излишнего количества цифр и формул, с изложением отвергнутых вариантов решений и сопровождаться демонстрацией наглядных материалов (таблиц, диапозитивов и т.д.). При сообщении результатов исследования необходимо показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы. Следует обратить внимание на правильное произношение слов, выразительность доклада (темп, громкость, интонация речи). Ответы на вопросы должны быть краткими, уверенными и четкими, касающимися только существа дела. Соискатель должен проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.

Научная дискуссия представляет одну из наиболее эффективных форм и коллективного творческого труда, поэтому важно соблюдать все условия, обеспечивающие ее плодотворность (этические требования, четкая квалификация ошибок и указания возможных путей их решения). В ответном слове исследователь должен сосредоточить свое внимание на наиболее принципиальных замечаниях, предварительно сгруппировав возражения по их содержанию в соответствии с планом работы.

Для обеспечения объективной и разносторонней оценки работы привлекают не менее двух рецензентов по возможности различного профиля или различных направлений. Они выступают в роли последних консультантов. В соответствии с полученными консультациями, рецензиями и иной информацией автор производит окончательную доработку рукописи. При этом необходимо помнить, что не может быть убедительных рекомендаций, неграмотно написанных и небрежно исполненных. Создание работы в электронном виде позволит избежать большинства ошибок, посредством автоматической проверки правописания. Однако автором должен быть прочитан и проверен материал на смысловую точность, ясность и краткость, причинно-следственную связь и объективность изложения.

Внедрение– трудный и трудоемкий этап, требующий разносторонних знаний, организаторских способностей, контактности, настойчивости и инициативы. Внедрение результатов научно-исследовательских работ должно обеспечить ускорение научно-технического прогресса, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, внедрение новых технологий, автоматизацию трудовых процессов и т.д.

Ответственность за актуальность НИР, материально-техническое обеспечение, своевременное внедрение разработок несут заказчики. Научные организации и вузы несут ответственность за реализацию в исследованиях перспективных требований и их качество.

Научные организации осуществляют планирование внедрения результатов научно-исследовательских работ, а также оказывают заказчикам методическую помощь путем авторского надзора и проведения научно-практических семинаров, совещаний со специалистами, консультации на местах. Для обеспечения практического использования результатов научно-исследовательских работ вузы заключают с предприятиями договоры на внедрение, договоры на передачу научно-технических достижений и оказание помощи в использовании заимствованного опыта. Могут также для внедрения наиболее эффективных научных достижений создаваться временные коллективы из работников вузов и организаций.

Документами, подтверждающими внедрение результатов исследований являются: акт внедрения результатов научно-исследовательских работ; копии документов, подтверждающих эффект внедрения разработок по формам Госкомстата России[56].

Использование результатов научных исследований в учебном процессе осуществляется в следующих основных формах: разработка предложений по подготовке и переподготовке специалистов по новым направлениям; разработка новых и модернизация существующих курсов лекций, написание учебников, учебных и учебно-методических пособий, сборников задач, практикумов по курсам лекций; выполнение дипломных и курсовых проектов по тематике научно-исследовательских работ; разработка и изготовление технических средств обучения, приборов, стендов, оборудования для учебных лабораторий и мастерских, демонстрационного материла для проведения лекций и практических. Для пропаганды результатов исследований вузы участвуют в выставках, выпускают и распространяют аннотированные тематические подборки, проводят семинары и совещания по разрабатываемым в вузе проблемам[37].

Кроме того простейшей формой внедрения является: получение справок о депонировании отчета; публикации статей в журналах и трудах вуза, реферата в реферативных журналах ВНТИЦентра.

Требования к определению экономической эффективности внедрения НИР зависят от вида работы (фундаментальные, поисковые, прикладные) и уровня значимости темы.

По фундаментальным и поисковым НИР экономический эффект, как правило, не определяется.

По прикладным НИР расчет годового экономического эффекта производится в соответствии с «Методикой (Основными положениями) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений», утвержденной ГКНТ России и другими компетентными организациями от 14.02.1977 г. № 48/16/13/3, или по утвержденным отраслевым инструкциям заказчиков, разработанным на основании указанной «Методики». В случае выполнения отдельных разработок с другими организациями экономический эффект указывается с учетом долевого участия. Расчеты на всех этапах определения экономической эффективности прикладных НИР выполняются исполнителями, однако они согласовываются с заказчиками и подписываются руководителями планово-экономических служб вузов и предприятий[43,44].

Премирование исполнителей научно-исследовательских работ производится в соответствии с действующими в вузах Положениями, а также с учетом результатов конкурсов на лучшую научную работу. За выполнение наиболее сложных и ответственных работ к утвержденному должностному окладу устанавливаются надбавки. Средства материального поощрения в вузах образуются: за счет отчислений от фонда оплаты труда сотрудников; сумм, полученных от продажи научно-технических достижений; полученного гарантированного экономического эффекта, перечисленного заказчиком; сумм, полученных от заказчиков по инициативным поручениям, на поощрение за качественное и досрочное выполнение работ.

Средства, идущие на материальное поощрение расходуются в соответствии со сметой, на выплату премий непосредственно разработчикам за сданные в срок и полном объеме заказчику работы; на единовременное поощрение победителей конкурса на лучшую научную работу года; на выплату премий руководящим работникам за содействие выполнению договорных обязательств и увеличение объема НИР. При начислении премиальной суммы коллективу работников в целом премии конкретным специалистам определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы, с учетом обсуждения на собрании коллектива исполнителей. Основанием для выплаты премий являются акт приема-сдачи продукции по договору, протоколы рассмотрения результатов НИР на научно-техническом совете вуза и собрании коллектива исполнителей темы.

Вопросы и упражнения для самостоятельной работы.

1. Понятие о гипотезе и ее роль в научных исследованиях.

2. Понятие и методологические принципы научной теории, её строение и функциональное назначение.

3. Роль в формировании научной теории индукции, дедукции, абдукции, абстракции и идеализации.

4. Понятие метода и методики научного исследования.

5. Системный подход как наиболее общий способ исследования предметов и явлений.

6. Сущность, цели и виды моделей в бухгалтерском учете.

7. Особенности моделирования и виды моделей в финансовом анализе.

8. Как применяется системный подход в теоретическом и эмпирическом исследовании?

9. Что является отличительной особенностью эксперимента в бухгалтерском учете?

10. Что понимают под общенаучными методами исследования и их использование в бухгалтерском учете.

11. Эвристические приемы и методы мышления, используемые в бухгалтерском учете.

12. Виды и структура доказательств, их использование в бухгалтерском учете.

13. Понятие фактов, их классификация, отбор и использование в научных исследованиях.

14. Содержание конкретно-научных (специальных) методов исследования, применяемых в бухгалтерском учете, экономическом анализе и контроле.

15. Электронные таблицы как универсальный метод научного исследования.

16. Методика использования в научных исследованиях таблиц Exsel и Мастер диаграмм.

17. Охарактеризуйте основные этапы выполнения научно-исследовательских работ.

18. Подготовительный этап исследования и его роль в качественном и своевременном выполнении научных работ.

19. Рабочая программа и календарный план исследования, их содержание и значение.

20. Стадии обработки материалов исследования и составление окончательных выводов и предложений.

21. Отчет о научно-исследовательской работе: общие требования, предъявляемые к отчету и его структура.

22. Стиль и форма изложения научно-литературного произведения.

23. Чем отличается научный обзор от диссертационной работы, монография от учебника?

24. Работа над рукописью научного произведения и его литературная обработка.

25. Создание комплексных текстовых документов с помощью процессора Microsoft Word.

26. Порядок депонирования научных работ авторов.

27. Требования, предъявляемые к научным студенческим работам, выдвигаемым на конкурс.

28. Содержание и порядок оформления курсовых и дипломных работ студентов.

29. Как организуется обсуждение и рецензирование научных произведений?

30. Является ли аннотация научной работой?

31. Организация, планирование и оформление внедрения результатов научно-исследовательских работ в практику и учебный процесс.

32. Эффективность научных исследований и ее критерии.

33. Расчет и оформление экономического эффекта от внедрения НИР.

34. Организация премирования исполнителей научно-исследовательских работ.

В предлагаемых тестах среди трех-четырех ответов выберите один правильный (утвердительный) ответ:

1. Научная теория представляет собой:

а) систему логически взаимосвязанных и обоснованных утверждений

б) совокупность изолированных гипотез

в) изолированные формы мышления логически связанные в единую концептуальную систему

г) систематизированные эмпирические и теоретические понятия, связанные между собой

д) все перечисленные понятия за исключением пунктов …

2. В формировании научной теории важная роль отводиться:

а) индукции и дедукции

б) абдукции

в) моделированию и эксперименту

д) всем перечисленным инструментам за исключением пунктов …

3. Методика научного исследования представляет собой:

а) систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования

б) систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов

в) совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности

г) способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений

д) все перечисленные определения за исключением пунктов …

4. Системный метод в научном исследовании это:

а) общий и широкий способ исследования реального мира

б) соединение отдельных сторон предмета в едином целом

в) универсальный подход к рассмотрению явлений реального мира

г) комплексное исследование разнообразных или однородных компонентов связанных друг с другом

д) все перечисленные элементы за исключением пунктов …

5. Экономический эффект определяется по:

а) фундаментальным и поисковым НИР

б) прикладным НИР

в) научным разработкам

д) названным НИР за исключением пунктов …

Словарь научных терминов

Абдукция– способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы.

Абстракция (от лат. abstractio) –отвлечение)- мысленный процесс отвлечения некоторых свойств и отношений предметов от других, которые рассматриваются в данном исследовании как несущественные и второстепенные. Результатом абстракции является образование абстрактных объектов.

Алгоритм (от Algorithmi – от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) – конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Простейшими алгоритмами являются арифметические действия с числами. Любые проблемы массового характера, допускающие описание действий с помощью точных предписаний, допускают алгоритмическое решение.

Аналогия (от греч. Analogia – сходство, соответствие) недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам. Заключение аналогии имеет вероятностный характер, степень подтверждения которого может быть увеличена путем выделения наиболее существенных признаков сходных объектов, увеличения их числа, а особенно выявления внутреннего характера их связи с переносимым признаком.

Апробация – коллективное обсуждение выполненного научного исследования на научно-технических советах и публикаций промежуточных результатов в специальных журналах, а так же выступление с докладами на научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах.

Аргументация (от лат.argumentation – приведение аргументов) – рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное обоснование и оценку доводов в защиту определенного тезиса. Самым сильным способом убеждения служит доказательство, которое является дедуктивным выводом из истинных аргументов. В большинстве случаев аргументами выступают правдоподобные суждения. В качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых доказана, аргументы должны быть непротиворечивы и достаточны.

Аспект– угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Библиография - отрасль знания о методах и способах составления указателей, списков, обзоров произведений печати.

Библиографические источники – это совокупность литературно оформленных работ, выпущенных издательствами или депонированных в учреждениях научно- технической информации.

Верификация (от лат.verificatio – подтверждение, доказательство) – процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификации посредством выведения логических следствий из непроверяемых утверждений и соотнесения их с данными опыта.

Внедрение - законченных научных исследований – это передача научной продукции в практическое использование.

Гипотеза (от лат. Hypothesis – полагаемое в основу, предположение) – утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого недоказуема дедуктивно, а может быть проверена только экспериментальным путем. Гипотезы бывают описательные (предполагающие существование, какого- либо явления), объяснительные (вскрывающие причины его), а в зависимости от уровня обобщенности инструктивные или дедуктивные. Признаками хорошей гипотезы является адекватность ответа вопросу, правдоподобность, проверяемость.

Гипотетико-дедуктивный метод – способ рассуждения, основанный на дедукции следствий из гипотез, получивший широкое распространение при систематизации результатов исследования в естествознании и эмпирических науках в целом.

Грант- денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств множества.

Доказательства – приемы, с помощью которых устанавливается истинность, какого- либо утверждения.

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Идеализация - мысленный процесс создания идеальных объектов посредством изменения свойств реальных предметов в процессе предельного перехода. Так возникают понятия идеального газа, абсолютного твердого тела, материальной точки и т.п.

Индукция (от лат. Inductio – наведение) – умозаключение от частного – к общему, от фактов к некоторой гипотезе. В современной логике её рассматривают как правдоподобное заключение, полученное путем установления степени его подтверждения релевантными посылками.

Инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте. Инновация – сложный комплекс видов деятельности, начиная с появления новой идеи и последующих стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления нового образца, анализа рынка сбыта и кончая поступлением нового вида продукции или технологии в сферу производства и сбыта.

Инновационный процесс – это сложный комплекс работ от разработки технической идеи или новой технологии до её промышленного использования, получения нового продукта и его коммерцианализации.

Интеллектуальная собственность– это особый вид гражданских прав, устанавливающих монополию их владельца на использование изобретений, компьютерных программ и других результатов интеллектуальной, творческой деятельности, включая право запретить или разрешить использование, а также право переуступить другому лицу эти правомочия или отказаться от них совсем.

Интерсубъективный (от лат. Inter – между) межличностный, независимый от конкретных субъектов характер понятий и суждений науки, подчеркивающий объективный источник их происхождения.

Интерпретация(от лат. Interpretatio – истолкование, разъяснение) – раскрытие смысла явления, текста или знаковой структуры, способствующее их пониманию. В герменевтике различают грамматическую, историческую и психологическую интерпретации. В логике интерпретация сводится к приписыванию определенного смысла символам, формулам и выражениям формальной системы.

Интуиция(от лат. Intuitio – пристальное всматривание, созерцание) – способность непосредственного постижения истины без обращения к развернутому логическому рассуждению. Психологически характеризуется как внутреннее «озарение», инсайт, гештальт. В логике и в методологии рассматривается как догадка, нуждающаяся в проверке.

Информация - это совокупность каких-либо сведений, данных о состоянии или измерении явлений и объектов реального мира. Учетно-экономическая информация характеризует определенную производственную деятельность.

Исследовательское направление – устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область применения.

Исследовательский процесс – целенаправленная творческая деятельность, направленная на выяснение существенных характеристик явлений (процессов), знание которых обеспечивает преимущество в соответствующей области. Структурными компонентами исследовательской деятельности являются: ознакомление с проблемой исследования, формулирование целей, разработка гипотезы, организация и проведение эксперимента, обобщение фактического материала и выработка рекомендаций.

Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, включающий сроки исполнения в границах определенной исследовательской темы.

Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Классификация наук – это раскрытие их взаимной связи на основании определенных принципов и выражение этих связей в виде логически обоснованного расположения иди ряда.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Концепция- система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Критерий( греч. Kriterion) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. К критериям могут относиться количественные и качественные показатели, с помощью которых оценивается степень достижения поставленной цели (например, цели реализации проекта), сравнение альтернатив.

Метод(от греч. Methjdos – способ исследования, обучения, действия) – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных результатов.

Различают понятия:

· научный метод как систему правил, норм, применяемых в исследовании для решения проблемы;

· метод науки, характеризующий науку как специфическую систему познания, и получения нового знания;

· метод науки как особую организацию познавательного цикла системы науки, всей структуры научной и познавательной деятельности (формулировка проблемы, построение гипотезы , эмпирическая проверка созданной теории с помощью эксперимента).

Классификация методов может проводиться по разным основаниям: по областям применения – фактические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.; по охвату явлений – общие и частные; по результатам – достоверные и вероятностные, по структуре – алгоритмические и эвристические и т.д. В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.

Методика – система и последовательность действий исследования, совокупность приемов и средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая интерпретировать полученные результаты и решить исследовательскую задачу. С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. Как правило, для регистрации сходных сторон объекта существует множество методик (методическая избыточность), что обеспечивает взаимную верификацию данных, получаемых различными методиками. Методика зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.

Методика исследования по теме – это конкретизация приемов и способов выполнения работ в соответствии с целью и планом исследования. Её структура включает общие положения, методические указания по проведению исследования, научный эксперимент, внедрение исследования, заключение.

Методология - учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применения принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

Методологический аппарат исследования – определяется современным пониманием методологии как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности применительно к научно-исследовательскому процессу. Методологический аппарат включает: принципы организации и проведения исследования; способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы); тактические средства методологического анализа (методы, аппаратура); понятийно-категорийную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели, задач и т.д.); требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и др.).

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями.

Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанном на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.

Науковедение – это учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знаний.

Научная деятельность – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды, а также на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научная дисциплина – раздел науки, который на данном уровне её развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод.

Научно- информационная деятельность – это совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации, направленной на обеспечение научных исследований необходимой информацией.

Научное исследование – это процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерности его возникновения в интересах рационального использования в практической деятельности людей. Научное исследование может быть описательно-регистрационное, прикладное, теоретическое, фундаментальное.

Научное познание - исследование, которое характеризуется особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.

Научная продукция – продукт научной и/или научно-технической деятельности, в том числе интеллектуальной, содержащей новое знание или решение.

Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Нематериальные активы – права, возникающие: из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы и искусства (и объекты смежных областей), программы для ЭВМ, базы данных и др.; из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения; из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на использование, из прав на «ноу-хау» и др. Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.

«Ноу-хау» - знания в области производственных, технологических, торговых, финансовых и других хозяйственных операций, не защищенные правами промышленной собственности; они обычно секретны и передаются путем заключения договоров о передаче «ноу-хау». Помимо научно-технических к «ноу-хау» относятся коммерческие и производственные экономические знания.

Обобщение – (от лат. Generalisatio – обобщаю) – процесс мысленного перехода от единичного и частного к общему. Наиболее знакомым примером является индуктивное обобщение свойств отношений и других характеристик предметов и явлений. На этой основе образуются общие понятия и суждения.

Определение - формулировка, раскрывающая сущность данного понятия. К определению предъявляются жесткие требования. Оно должно быть научно обоснованным, достаточно строгим, исчерпывающим и в тоже время кратким. Оно должно быть однозначным, в ряде случаев содержать указание на область применения.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Объяснение – важнейшая функция науки, заключающаяся в подведении фактов о предметах, событиях и явлениях под некоторые общие утверждения (законы, теории и принципы). Наиболее распространенной схемой объяснения является дедуктивно-номологическая модель, в которой высказывание о факте логически выводится из закона вместе с указанием конкретной информации о факте (начальные и граничные условия).

Парадигма(от греч. – paradeigma - пример, образец) – основополагающая теория вместе со способами ее использования, принятая научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития. Идея парадигмы была использована американским историком и философом науки Т. Куном в 70-е годы для характеристики нормального и экстраординарного этапов развития науки. На стадии нормальной науки ученые работают в рамках существующей парадигмы, применяя ее к новым случаям. Когда парадигма оказывается неприменимой для объяснения новых фактов, наступает кризис в науке.

Патент – юридический документ, удостоверяющий право изобретателя на его изобретение; выдается соответствующими государственными патентными ведомствами.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования при определенном аспекте рассмотрения.

Признак - качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции.

Подтверждение – критерий, посредством которого характеризуется соответствие гипотезы, закона или теории наблюдаемым фактам или экспериментальным результатам. Поскольку рассуждение опирается на схему вероятностного заключения, постольку его результат не является окончательным.

Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию, отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его деятельности.

План-проспект рукописи- перечень глав, разделов, параграфов рукописи и краткая характеристика каждой главы, составленные автором.

Понимание – важнейшая функция научного познания, состоящая в раскрытии смысла человеческих действий, поведения и поступков, и в этом качестве используемая в «понимающей» социологии. Первоначально категория понимания стала анализироваться в связи с раскрытием смысла текстов разнообразного содержания в герменевтике, а затем любых знаковых структур. Если раньше понимание сводили к раскрытию авторского смысла текста, то теперь оно предполагает дополнение и развитие первоначального смысла, что приводит к более глубокому пониманию.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и относительными.

Принцип – основное, исходное положение какой – либо теории, учения, науки.

Проблема (от греч. Problema – трудность, преграда) – противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Первоначально возникает в форме проблемной ситуации и только потом ясно осознается и формулируется в виде проблемы. Разрешению проблем направлена вся исследовательская деятельность в науке. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие науки.

Прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и \ или об альтернативных путях и сроках их достижения.

Программа исследования – совокупность сведений, определяющих его задачу, общее содержание и народнохозяйственное значение, принцип решения, методику, объем работ и сроки выполнения.

Разработка – деятельность, направленная на усовершенствование методов, устройств, веществ, на использование известных материалов и методов в новых условиях, на изучение условий их эффективного использования. Может быть опытно-конструкторской, опытно-технологической, эксперементальной.

Самоорганизация – комплекс мероприятий социологического и психофизиологического характера, осуществляемых работником с целью повышения эффективности проводимых научных исследований.

Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

Сравнение- это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо; это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками или между предметом и классом предметов.

Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое.

Тема- часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования.

Теория– (от греч. Theoria – рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма организации и систематизации научного знания, дающая целостное отражение определенного фрагмента действительности. Теория представляет собой систему идей или принципов, совокупность которых образует науку или её раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнею автономность и становятся элементами целостной системы. Важнейшими компонентами теории являются:

1. ее исходные основания (фундаментальные понятия и законы);

2. идеализированные или абстрактные объекты, отражающие в отвлеченной форме свойства реальных объектов;

3. логика теории, позволяющая выводить одни утверждения из других.

Тест– (анг. Test–проба, испытание) – научно-практическая процедура измерения, состоящая из конечной серии кратких заданий, направлена на диагностику выраженности свойств и состояний объекта тестирования.

Умозаключение– процесс мышления (мыслительная операция), составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение.

Факт – (от лат. Factum – сделанное, совершившееся) - в методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание о событиях и явлениях реального мира. Такое знание всегда связано с теоретическим, и поэтому не существует ни чисто фактуального знания, ни нейтрального языка наблюдений.

Фактор – параметр внешних условий либо особенностей объекта, влияющий на изменение зависимой переменной. Используется при описании факторных экспериментов. Различают факторы времени, факторы задачи и факторы индивидуальных различий.

Фактографический документ- научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно исследовательской работы.

Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, физики и т.д.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков.

Цель исследования – достижение неких новых состояний в каком –либо звене исследовательского процесса или качественно новое состояние как результат преодоления противоречия между должным и сущим. Помимо общей цели могут быть частные и промежуточные. Цели исследования находят выражение в описании того прогнозируемого состояния (проектируемого нормативного результата), в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом.

Эвристика(от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) – совокупность приемов и методов, способствующих более быстрому организованному и целенаправленному поиску истины, хотя и не гарантирующих ее безусловное и автоматическое нахождение, Обычно противопоставляется алгоритмическим методам, хотя в научном понимании они дополняют и обуславливают друг друга.

Эксперимент – спланированное и управляемое объектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. Проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния объекта (зависимой переменной).

Экстраполяция (от лат. Extra – верх и polito – выправляю, изменяю) – процедура, служащая для перенесения и распространения свойств, отношений или закономерностей с одной предметной области на другую.

Эффект исследования – совокупность полученных научных, экономических и социальных результатов. Результат сопоставления с затратами на его достижение характеризует эффективность исследований.

Наши рекомендации