Тема 6. Банковское регулирование и надзор
Сущность, содержание и функции банковского регулирования и надзора
Банковское регулирование и надзор – это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов: цель надзора, субъекты, сфера (предмет), методы, механизм, инструменты, нормативно-правовая основа.
Цель надзора – стабильность банковской системы и кредитных организаций, в силу чего его главная задача – не наказание банка, а создание условий для предотвращения неустойчивого финансового положения, включая инструктивную работу с банками, в том числе методологическую и консультативную помощь.
Субъектами надзора выступают две стороны: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация. Банковский надзор могут осуществлять как центральный банк, так и другой орган, уполномоченный государством. В РФ органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.[1]
Поднадзорными кредитными институтамисчитаются все банковские и небанковские кредитные организации, а также иностранные банки, осуществляющие операции в данной стране, и банковские группы.
Объектами надзора в современных условиях являются:
- процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду, т.е. процессы организационно-правового формирования банковской системы;
- текущая деятельность кредитных организаций и управление ею;
- состояние учета и отчетности в кредитных организациях.
Основными методами банковского надзора являются:
- пруденциальный (дистанционный, документарный) надзор1 – на основании форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями в Центральный банк;
- инспектирование – инспекционные проверки деятельности кредитных организаций с выездом на места.
Механизм надзоракак совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах.
С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:
- лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;
- дистанционный надзор;
- контактный надзор.
С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:
- разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требования к действующим кредитным институтам; основания для отзыва лицензии; программы аналитических и институциональных проверок;
- аналитическая работа по изучению представляемой кредитными организациями отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок, по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных организаций;
- контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой кредитными организациями отчетности, их финансового состояния и качества управления;
- оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию кредитных организаций по степени проблемности;
- организация дифференцированных отношений с каждой кредитной организацией: предоставление права на получение от Центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кредитной организации.
Инструменты надзораопределяются основными направлениями, по которым он осуществляется (см. табл. 12).
Таблица 12
Основные инструменты банковского надзора
Направление надзора | Инструменты |
Лицензирование и государственная регистрация | - требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации; - виды лицензий; - требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения; - основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва. |
Дистанционный надзор | - пруденциальные нормы и требования к действующим кредитным организациям; - методы и методики анализа отчетности и другой информации о кредитной организации; - методы и методики оценки деятельности кредитной организации и классификация их по степени проблемности; - система предупредительных и принудительных мер воздействия на кредитные организации, нарушающие пруденциальные нормы и требования. |
Инспектирование | - программа инспектирования; - методы и методики комплексных и тематических проверок кредитных организаций; - рекомендации по составлению сводного заключения по результатам проверки; - процедуры рассмотрения результатов проверки и принятия соответствующих решений. |
Единство системы надзора обеспечивается его нормативно-правовой основой,входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента. Основными документами, относящимися к системе банковского надзора, являются:
- Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- Федеральный закон от 02.12.1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
- Инструкция Банка России от 02.04.2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
- Инструкция Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков»;
- Инструкция Банка России от 25.08.2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».
Подразделения надзора и инспектирования территориальных учреждений Банка России осуществляют следующие функции:
- контроль за соблюдением кредитными организациями пруденциальных норм1 деятельности, включая соблюдение кредитными организациями обязательных нормативов;
- комплексный анализ деятельности кредитных организаций, функционирующих в субъекте Федерации, в том числе оценку их финансового состояния, принимаемых ими рисков (кредитных, рыночных, потери ликвидности и др.);
- планирование, проведение и рассмотрение результатов инспекционных проверок кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков;
- применение к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности, анализирует эффективность их применения;
- прием, проверка и направление в Банк России отчетности кредитных организаций;
- подготовка разъяснений по вопросам кредитных организаций, обусловленных особенностями их функционирования, применения нормативных актов Банка России.