Определение объема и цены в условиях монополистической конкуренции
Фирма данного типа имеет отрицательный наклон кривой спроса. При монополистической конкуренции объем выпуска устанавливается на уровне максимизации прибыли (предельная выручка равна предельным издержкам: ). Однако, при принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистический конкурент поступает подобно монополисту: цена за товар выставляется на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукцию.
Так же, как и на рынке совершенной конкуренции, фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек ( ), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.
27.СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Они удовлетворяют потребности потребителя косвенно, через производство товаров и услуг.
На движение спроса на ресурсы влияет и производительность труда', если она растет, их требуется больше.
Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики спроса на другие ресурсы, т. е. от изменения цены на замещающие ресурсы.
При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый — эффект замещения —связан с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос.
Второй — эффект объема производства — выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и соответственно сокращение спроса на ресурсы (на капитал).
Чувствительность спроса, его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый — эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор — замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если при повышении цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом).
Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.
В условиях совершенной конкуренции фирмы не влияют на цены ресурсов и цены продуктов; это — работа рынка. Спрос на ресурсы зависит от того, насколько эффективно они используются, какой приносят денежный доход, каков их предельный денежный продукт. Фирмы увеличивают использование ресурсов до тех пор, пока получаемый благодаря их применению предельный денежный продукт не сравняется с предельными издержками ресурсов.
В условиях несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы происходит вместе с уменьшением цены на них, а увеличение предложения — при ее возрастании. Фирмы стремятся ограничить спрос на ресурсы и обеспечить превышение предельного денежного продукта над предельными денежными издержками продукта. В результате извлекается добавочная прибыль. Поставляя на рынок меньше продукта, несовершенный конкурент предъявляет и меньший спрос на ресурсы.
Важнейшее следствие закона спроса и предложения на рынке ресурсов — высокий доход на дефицитные ресурсы, которые остро необходимы для производства предметов потребления; и, напротив, падение дохода на ресурсы, имеющиеся в изобилии, или на появляющиеся их заменители.
Действие закона спроса и предложения на рынке ресурсов может нарушаться не только условиями рынка, но и политикой и практикой государства. На рынок ресурсов воздействуют наряду со стихийно рыночными сознательно целенаправляемые регуляторы. Так, на рынке труда ценообразование на рабочую силу (заработная плата) регулируется профсоюзами и правительством с применением различных методов.
28.ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.
Порядок исчисления заработной платы работников предприятия определяется принятой формой оплаты труда.
Система оплаты – это определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда. Одним из принципиальных требований к системам оплаты на предприятии является то, чтобы они обеспечивали равную оплату за равный труд.
Тарифная система включает следующие элементы: тарифную ставку; тарифную сетку; тарифные коэффициенты и тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная сетка представляет собой таблицы с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого, низшего разряда. В настоящее время в основном применяются шестиразрядные тарифные сетки, дифференцируемые в зависимости от условий работы. В каждой сетке предусматриваются тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременщиков.
Тарифная ставка – это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенного в единицу времени (час, день, месяц).
Разряд – это показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего.
Форма заработной платы – это тот или иной класс систем оплаты труда, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.
Повременная – форма оплаты труда, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной ставке или окладу за фактически отработанное время.
Сдельная – форма оплаты труда за фактически выполненный объём работы (изготовленную продукцию) на основании действующих расценок за единицу работы.
Различают несколько систем повременной формы оплаты труда: простая повременная, повременно-премиальная, повременно-премиальная с нормированным заданием, «плавающие оклады» и т.д.
Заработная плата при простой повременной системе начисляется по тарифной ставке работника данного разряда за фактически отработанное время.
Повременно-премиальная система оплаты труда – представляет собой сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям о премировании работников.
Сдельная система оплаты труда применяется, когда есть возможность учитывать количественные показатели результата труда и корректировать его путем установления норм выработки, нормы времени, нормированного производственного задания.
Прямая сдельная система оплаты труда – когда труд работников оплачивается по сдельным расценкам непосредственно за количество произведенной продукции.
Сдельно-премиальная – когда оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных показателей.
Аккордная – когда совокупный заработок определяют за выполнение тех или иных стадий работы или за полный комплекс выполняемых работ.
Сдельно-прогрессивная оплата труда предусматривает начисление заработной платы следующим образом:
за объём работы в пределах трудовой нормы – по стабильной расценке;
за объём работы, превышающий нормы выработки – по повышенным расценкам.
29.РАВНОВЕСИЕ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ ТРУДА
Равновесие на рынке труда — это такая ситуация на рынке труда, когда определенный уровень ставки заработной платы соответствует предложение труда, заданное этим уровнем.
В одном случае количество желающих найти работу и продать свои услуги труда при соответствующей заработной плате будет чрезмерно высокое, вследствие чего возникнет дефицит рабочих мест из-за отсутствия желания работодателя нанимать работников при такой высокой ставке заработной платы. Данная ситуация называется избытком предложения труда.
В случае, когда заработная плата снижается, а спрос на труд будет превышать предложение труда (Т.е. работодатели будут готовы нанимать большое количество работников при определенно низкой или неконкурентоспособной ставке заработной платы) , а те в свою очередь не будут согласны работать на низкооплачиваемой работе. Данная ситуация называется избытком спроса на труд.
Таким образом, вследствие превышения предложения труда над спросом, когда ставка заработной платы превышает равновесную, возникает безработица. Работодатели будут готовы нанять новых работников, но только в случае снижения ставки заработной платы.
Когда же спрос превышает предложение труда вследствие снижения заработной платы ниже равновесной, работодатели готовы повысить заработную плату для заполнения рабочих мест.
В обеих случаях равновесие на рынке труда восстанавливается и достигается условие полной занятости.
Конкурентный рынок труда определяется следующими характеристиками.
1. Большое количество фирм, конкурирующих с друг другом за наем определенного вида труда на одинаковые рабочие места.
2. Большое количество работников, имеющих одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающих свои услуги труда.
3. Ни работники, ни фирмы не могут контролировать рыночную заработную плату.
4.Совершенная информация, получение которой не связано с издержками, и совершенная мобильность.
При изменении в спросе на труд или в предложении труда происходит подстройка рынка — процесс достижения новой точки равновесия, нахождение нового уровня занятости и заработной платы. Рассмотрим подстройку рынка труда в ответ на повышение спроса на труд.
Для достижения новой точки равновесия важна гибкость рынка труда — при расхождении спроса и предложения труда способность быстро осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда.
Гибкость рынка труда рассматривается обычно в четырех основных аспектах.
1. Гибкость общего уровня реальных издержек на труд.
2. Относительная гибкость реальных издержек на труд по отраслям.
3. Трудовая мобильность.
4. Степень гибкости рабочего времени и режимов труда.
Соответственно затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.
30. МОНОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
Монополия на рынке труда – это когда разрозненным действиям работодателей на рынке труда противопоставляются монопольные действия наемных работников посредством объединения их в профессиональные союзы.
Монопсония на рынке труда – это когда один или несколько нанимателей доминируют на рынке конкретной профессии, специальности или на рынке, по особому расположенном и устанавливают цену труда.
Разрозненным действиям работодателей на рынке труда могут противопоставляться монопольные действия наемных работников посредством объединения их в профессиональные союзы. В этом случае на рынке труда возникает монополия со стороны собственников рабочей силы. Социально-экономическая роль профсоюзов на рынке труда интерпретируется по-разному. С одной стороны, их деятельность можно рассматривать как осуществление монопольной власти с целью повышения уровня заработной платы членам профсоюзов. С другой — их действия правомерно расценивать в контексте борьбы за профессиональную безопасность, улучшение условий труда, демократию на производстве.
На рынке труда может сложиться и двойная монополия, когда монопсонической власти работодателя противостоит монопольная власть собственников рабочей силы, к примеру, профсоюза. Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу факторов производства. При этом они могут контролировать цены услуг факторов производства.
Монопсония возникает при следующих условиях: на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда; данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.
31. Особенности рынка капитала и ссудный процент. Капитал (первоначально – главное имущество, главная сумма, от латинского capitals – главный) – одна из важнейших категорий экономической науки, обязательный элемент рыночного хозяйства.
Историческими формами существования капитала со времен становления товарного производства были: торговый капитал (в виде купеческого капитала), исторически древнейшая свободная форма капитала, ростовщический, а затем – промышленный.
Параллельное развитие форм капитала и экономических школ послужило причиной того, что первые исследователи данной категории – меркантилисты и физиократы – рассматривали ее односторонне. Более подробный анализ форм капитала представлен в работах А. Смита и Д. Рикардо.
Наиболее полное и логически законченное исследование категории капитала было проведено К. Марксом в его труде «Капитал» (1867 г.). Наряду с рассмотрением конкретных форм функционирования капитала он раскрыл и содержание данной категории, анализируя ее не только как вещь, пребывающую в покое, но и как движение. В «Капитале» впервые в истории экономической науки было показано, что капитал есть особое исторически определенное общественное отношение между капиталистами и наемными рабочими. Но наряду с этим Маркс отмечал, что капитал имеет и вещественный облик, выступая в виде станков, машин, сырья и т. д.
Классики экономической теории выделили первоначальное накопление капитала («previos accumulation») как исходный пункт становления капитализма.
Рынок капитала часто называют рынком инвестиционных фондов. Под инвестициями (капиталовложениями) понимают затраты на производство и накопление средств производству и увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в экономике.
Поставщиками капитала выступают домохозяйства, а потребителями – фирмы бизнеса. Взаимодействие поставщиков и потребителей осуществляется через разветвленную сеть финансовых посредников: коммерческие банки, инвестиционные фонды, брокерские конторы и т.д. Их функцией является аккумуляция небольших сбережений домашних хозяйств в огромные суммы финансовых средств и размещение их среди потребителей капитала. Форма предоставления капитала может быть разная – либо непосредственная, в виде распространения акций новых выпусков среди подписчиков, либо заемная, в виде покупки облигаций корпораций и предоставления прямых займов фирмам. Важнейшую роль в этом процессе играет выплачиваемый по предоставленным средствам процент.
Особенности
а данном этапе развития экономических отношений в Беларуси одной из основных проблем является непонимание потребности в развитом рынке капитала, и, как следствие, недостаточное использование его инструментов и возможностей. Несмотря на наличие законодательных основ его формирования и работу валютно-фондовой биржи, никто не воспринимает рынок капитала как инструмент, позволяющий влиять на ситуацию в реальном секторе экономики. Реальный бизнес в масштабах государства дает не только продукцию, но и экономические показатели, такие как добавочная стоимость, стоимость оборотного капитала и т.д., которые можно и нужно использовать для обеспечения работы рынка капитала. Также следует отметить, что сегодня белорусские банки являются только расчетно-кассовыми центрами. Их операции – это выдача кредитов, принятие и выплата денег, хранение средств вкладчиков, а функции настоящего банка – капитализация денежных потоков и размещение фондовых инструментов.
Капитал является таким же производственным фактором любого предприятия как сырье или основные фонды. Для достижения своей основной цели – увеличения богатства владельцев – ему постоянно приходится искать новые способы доходного вложения своих активов. Помимо этого, принимаемые предприятием инвестиционные проекты нередко требуют привлечения дополнительного капитала. В случае недостаточности внутренних ресурсов (чистой прибыли и амортизации) предприятие должно иметь возможность приобрести недостающий капитал на рынке капитала. В случае, когда у него имеется избыточный собственный оборотный капитал и нет вариантов инвестирования с приемлемой ставкой доходности, предприятие может осуществить финансовые вложения – приобрести ценные бумаги или разместить свободные средства на банковском депозите. Тем самым можно частично возместить альтернативные издержки владения денежными средствами. Покупая ценные бумаги других эмитентов, предприятие продает им свой временно свободный капитал.
Ссудный процент - это плата за то, что владелец капитала отказывается от его самостоятельного применения и предоставляет возможность текущего, сегодняшнего использования капитала другим. Размер ссудного процента является точкой равновесия между предложением имеющихся средств и спросом на эти средства.
Ссудный процент является ценой, которую уплачивают собственнику капитала за его использование в течение заранее определенного периода времени. Ссудный процент можно выразить, используя процентную ставку (ставку ссудного процента) за год. Ставка ссудного процента - это количество денежных средств, которое необходимо уплатить за пользование одной заемной денежной единицы в год.
32. Инвестиции – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Инвестиционная деятельность включает в себя доходы и затраты, связанные с приобретением основных и формированием оборотных средств; операционная деятельность отражает выручку от реализации продукции и затраты на ее производство, включая налоговые выплаты; финансовая деятельность связана с привлечением источников финансирования и погашением долговых обязательств.
Классификация инвестиций
Существуют разные классификации инвестиций.
По объекту инвестирования выделяют
Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):
• в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции;
• капитальный ремонт основных фондов;
• вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.
Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):
• ценные бумаги, в том числе через ПИФы;
• предоставленные кредиты;
• лизинг (для лизингодателя).
Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):
• валюты;
• драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов);
• ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т. п.).
По основным целям инвестирования
• Прямые инвестиции.
• Портфельные инвестиции.
• Реальные инвестиции.
• Нефинансовые инвестиции.
• Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим).
По срокам вложения
• краткосрочные (до одного года);
• среднесрочные (1-3 года);
• долгосрочные (свыше 3-5 лет).
По форме собственности на инвестиционные ресурсы
• частные;
• государственные (капиталовложения);
• иностранные;
• смешанные.
33. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. Возможности расширения сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. В большинстве стран наблюдается тенденция к сокращению сельскохозяйственных площадей как следствие развития городского хозяйства и инфраструктуры.
Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Естественно, что количество хорошей земли вокруг конкретного города ограничено вдвойне: и по количеству, и по качеству.
Плодородие, например, зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта работников.
Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю.
Спрос на землю неоднороден. Он включает 2 элемента: сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос. Кривая спроса на землю будет иметь отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот нужно переходить от лучших по плодородию земель к средним и худшим.
Аграрная сфера сильно зависит от природных условий. Изменения погоды, вредители, стихийные бедствия приводят к резким колебаниям предложения.
34. Земельная рента — это частный случай экономической ренты, ибо представляет собой доход от использования земли и других природных ресурсов, предложение которых ограниченно (другими словами, это плата за использование этих ресурсов).
Понятие «экономическая рента» шире понятия «земельная рента». Экономическую ренту получают не только земельные собственники и землепользователи, но и звезды эстрады, известные актеры, выдающиеся спортсмены.
Рента — особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью. В связи с этим различают абсолютную и дифференциальную ренты.
Ренту, которую получают все собственники земли независимо от ее качества, К. Маркс назвал абсолютной, а Н.Г. Чернышевский — праздной.
Собственник земли, обладая монопольным правом присваивать землю, получает экономическую (абсолютную) ренту — своеобразную дань, собираемую с худших и всех остальных участков земли. Таким образом, монополия частной собственности на землю выступает причиной абсолютной ренты. Поскольку рыночная цена на сельскохозяйственные продукты включает абсолютную ренту, это ведет к их удорожанию. По сути дела, покупая такую продукцию, все общество выплачивает дань земельным собственникам. Поэтому уже в XIX в. выдвигались различные предложения для отмены собственности на землю. Так, в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса предлагается передача земли в собственность государства («экспроприация земельной собственности») и обращение ренты на покрытие государственных расходов. Генри Джордж в книге «Прогресс и бедность» (1879) считал необходимым ввести 100%-ный налог на земельную ренту. Опыт бывших социалистических стран показал, что национализация земли привела к снижению эффективности ее использования, а государственное регулирование гибельнее, чем провалы рынка.
Виды земельной ренты
Земельная рента возникает в силу тех особых экономических отношений, которые складываются по присвоению и использованию земли. Землевладелец (частный собственник, кооператив или государство) на законном основании обладает исключительным правом собственности на землю. Он передает свое право использования земли предпринимателю, который по условиям арендного договора временно организует сельскохозяйственное производство. На взаимоотношения арендодателя и бизнесмена влияют следующие экономические условия.
В отличие от обычных промышленных средств производства, которые могут изготавливаться в нужном объеме, земля является невоспроизводимым фактором экономики и количественно ограничена. К тому же она различна по качеству (по плодородию и по месторасположению — удаленности от рынка сбыта): различаются лучшие, средние и худшие участки земли.
Сельскохозяйственных продуктов с одних только лучших и средних по качеству земель недостаточно для удовлетворения общественных потребностей в этих благах. Поэтому при условии получения обычной прибыли предприниматели берут в аренду и худшие участки. В результате возникают особые условия образования цен на зерно и другую продукцию. Рыночная цена за каждую ее единицу складывается по условиям производства на худших землях. Все фермеры сбывают выращенный урожай по ценам, которые не только окупают повышенную себестоимость (непреднамеренно большие затраты труда и материальных ресурсов) на худших землях, но и обеспечивают, как минимум, обычную прибыль.
В силу более благоприятных условий на лучших и средних по качеству землях себестоимость единицы продукции ниже, чем на худших участках. Если сложить такую относительно низкую себестоимость (скажем, 1 ц пшеницы) с обычной прибылью, то на лучших участках ее индивидуальная цена будет ниже рыночной. Поэтому фермеры, хозяйствующие здесь, получают при продаже созданных благ по рыночной цене дополнительную сверхприбыль. Такая дифференциальная (разностная) сверхприбыль — это разница между рыночной ценой, отражающей повышенные затраты на худших участках, и сравнительно низкой индивидуальной ценой единицы продукции, складывающейся на лучших землях.
Земельный собственник прекрасно осведомлен о качестве принадлежащей ему земли и учитывает это обстоятельство в арендном договоре. Поэтому разностная прибыль достается ему в виде дифференциальной ренты.
Предприниматель может повысить экономическое плодородие земли, то есть он вносит удобрения, улучшает почву и выполняет иные агротехнические мероприятия. В таком случае проводится интенсификация сельского хозяйства, которая означает увеличение выпуска продукции без расширения земельных участков путем улучшения использования средств производства и рабочей силы. Такие меры повышают эффективность дополнительных капитальных затрат, в результате чего себестоимость единицы продукции снижается. Продавая собранный урожай по установившейся рыночной цене (соответствующей условиям производства на худших землях), фермер получает новую разностную сверхприбыль. Она представляет собой разницу между рыночной ценой единицы продукции и индивидуальной ценой, которая понизилась вследствие интенсификации хозяйства на арендованном участке. Этот доход предприниматель получает до истечения срока арендного договора. Когда же землевладелец заключает с предпринимателем арендный договор на новый срок, то он учитывает результаты капиталовложений в улучшение земли (произведенные без всякого его участия) и назначает более высокую плату за пользование его землей.
Рента подобным же образом образуется в добывающей промышленности (где получают энергоносители, полезные ископаемые и другие сырьевые продукты). Здесь дифференциальный доход порожден различиями в уровне производительности труда и величине себестоимости, которые обусловлены неодинаковым богатством залежей и неравенством других природных условий на рудниках, шахтах, нефтяных и газовых скважинах. Цены на продукцию добывающей индустрии устанавливаются, естественно, по худшим условиям ее производства. На лучших же участках, где получают полезные ископаемые с меньшими издержками, образуется разностный доход. Он достается собственнику земли в виде ренты.
АРЕНДНАЯ ПЛАТА — денежная оплата права пользования арендуемым имуществом. Величина арендной платы определяется договором об аренде, обычно она принимается равной сумме амортизационных отчислений и прибыли, получаемой арендодателем от арендатора. Величина арендной платы за землю, государственное и муниципальное имущество может быть регламентированной законодательными актами государства и другими нормативными актами.
Цена земли находится в прямой пропорциональной зависимости от величины земельной ренты и обратной зависимости от нормы ссудного процента на момент купли-продажи. Цена земли определяется такой суммой денег, которая, будучи положенной в банк, при существующей норме ссудного процента будет приносить доход, равный земельной ренте, получаемой с этого участка земли. Покупка земли поэтому есть покупка того дохода, который приносит земля, т.е. покупка ренты.
35. Механизм микроэкономического регулирования представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется управление производством на предприятии.
Методы регулирования деятельности предприятия зависят от экономической системы, в которой они применяются, и подразделяются на прямые и косвенные, опосредованные рынком. Различают следующие типы механизмов регулирования деятельности предприятия:
• административный (командный);
• рыночный (в условиях свободной конкуренции);
• смешанный (в условиях регулируемой экономики).
Объектом микрорегулирования и со стороны рыночных сил и со стороны государства является предприятие. А субъектами управления и регулирования, т.е. теми, кто корректируют состояние и параметры объекта управления, являются управляющий орган самого предприятия и управляющие органы государства.
Понятие и структура механизма микрорегулирования
В условиях современной рыночной экономики действует несколько сил, регулирующих экономические процессы. Основными являются силы социально-экономических интересов, спроса, предложения, конкуренции и ценообразования. Их дополняют силы сознательного регулирования, проявляющиеся в координации экономической деятельности, носителями которых могут быть фирмы, предприятия и государство. Если силы рынка наводят в экономике стихийный порядок, то микрорегулирование призвано избавить предприятия или общество от случайностей и издержек рыночной стихии.
Механизм микроэкономического регулирования представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется регулирование процессов производства на предприятии.
Структура механизма микрорегулирования определяется характером экономических связей, в связи с чем различают, во-первых, внутрихозяйственный механизм регулирования деятельности предприятий, а во-вторых, механизм государственного регулирования. Методы регулирования деятельности предприятия зависят от экономической системы, в которой они применяются, и подразделяются на прямые и косвенные, опосредованные рынком.
Различают следующие типы механизмов регулирования деятельности предприятия:
административный (командный);
рыночный (в условиях свободной конкуренции и либеральной рыночной экономики);
смешанный (в условиях смешанной рыночной экономики).
36. Стратегия фирмы: понятие, элементы, виды.
Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. Стратегия — решение задачи (не приказ, а «ответ») о том, как достичь стратегической цели из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учётом возможных действий конкурентов.
Пять элементов стратегии (Г. Минцберг):
стратегия как план;
стратегия как позиция;
стратегия как приём;
стратегия как паттерн действий;
стратегия как перспектива.
Маркетинговые стратегии в основном разделяют на 3 вида :
1) стратегии лидерства.
Фирмы в основном исходят из двух направлений разработки маркетинговой стратегической концепции: реагирования на рыночный спрос и реагирования на конкурентную борьбу.
2) «военные» стратегии:
а) атакующая, созидательная стратегия, или стратегия наступления, предполагает активную, агрессивную позицию фирмы на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Считается, что на каждом товарном рынке или рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы норму и массу прибыли.
б) Оборонительная или стратегия стабильности (ограниченного роста) предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия характерна в той ситуации, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная, или у нее для проведения активной агрессивной политики недостаточно средств, или фирма опасается ее проводить из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или со стороны государства. Такую политику часто проводят солидные фирмы на известных для них рынках.
в) стратегия отступления. Это, как правило, вынужденная, а не выбираемая стратегия. В ряде случаев по определенным товарам. Эта стратегия предполагает:
- постепенное сворачивание операций, при этом необходимо не нарушить связи и деловые контакты по бизнесу, не нанести удара по прежним партнерам, обеспечить трудоустройство сотрудников фирмы;
- быструю ликвидацию бизнеса (в этом случае важно не допустить утечки информации о готовящемся прекращении деятельности).
3) стратегии, основанные на рыночном спросе: - стратегия конверсионного маркетинга, - Стратегия креативного маркетинга, - Стратегия стимулирующего маркетинга, - Стратегия ремаркетинга, - Стратегия синхромаркетинга, - Стратегия поддерживающего маркетинга, - Стратегию демаркетинга, - Стратегия противодействующего маркетинга.
37. Менеджмент и маркетинг в системе микрорегулирования
Механизм микрорегулирования представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется управление производством на предприятии.
Менеджмент - это такой механизм регулирования, который превращает неорганизованную толпу людей в целенаправленную организацию, эффективно решающую свои задачи.
Цель менеджмента - достижение наивысшей эффективности деятельности фирмы, увеличение прибыли и повышение качества продукции при постоянном расширении и обновлении ее ассортимента. Объектами менеджмента являются:
материально-вещественный компонент (фонды, сырье, материалы, продукция и т.п.);
информация (программы, документы и т.п.); Функциональный менеджмент - это уровень управления отдельными подсистемами предприятия: производственной, финансовой, информационной, персоналом и т.д. Операционный менеджмент - уровень управления непосредственно производственным процессом, обеспечивающий выпуск нужного количества продукции и должного качества. На этом уровне решаются такие задачи, как рост производительности труда, снижение издержек производства, совершенствование производимых изделий.
Маркетинг - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на результаты исследования и прогнозирования поведения конкретного рынка.
Маркетинговая деятельность направлена на приспособление производства к потребностям людей, повышение конкурентоспособности товара и максимизацию прибыли.
Основными элементами системы маркетинга являются:
-исследование качества товара, его эксплуатационных характеристик и соответствия их требованиям рынка;
-определение емкости товарного рынка;
-изучение форм и методов сбыта товаров.
Маркетинг имеет несколько типов: конверсионный, поддерживающий, ремаркетинг, развивающийся маркетинг.
Конверсионный маркетинг - тип маркетинга, главная цель и функция которого - превращение негативного спроса на какие-то товары в позитивный. Как правило, это тщательно продуманная постепенная активизация спроса через убедительное представление преимуществ каких-то товаров.
Поддерживающий маркетинг - тип маркетинга, главная цель которого - поддержание имеющегося оптимального спроса для минимизации потерь от возможного снижения или изменения конкурентной ситуации.
Ремаркетинг - тип маркетинга, цель которого - оживление спроса при его резком снижении в силу насыщения либо по иным причинам.
Развивающий маркетинг - тип маркетинга, который, опираясь на перспективный (ожидаемый) спрос, способствует его развитию. Задача определения перспективного спроса является сложной задачей, так как требует учета большого круга факторов.