Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издерж­ки производства.

фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции 0 такого объема, когда предельный доход (МК),будет равен предельным издержкам (МС):

МR = МС.

Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу про­дукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.

Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный до­ход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кри­вой спроса при данном уровне выпуска (рис.1)

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru На рис.1 изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где МR = МС. Затем она уста­навливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить по­купателей купить объем благ Qм. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу про­дукции прибыль (Рм - АСМ ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ )хQм.

Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибы­ли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при ко­тором МR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис2).

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru рис.2Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде. Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самооку­паемости. В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-моно­полист увеличивает свои операции до тех пор, пока не произ­водится объем продукции, соответствующий равенству пре­дельного дохода и долгосрочных предельных издержек (МR = = LRМС). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.

Максимизация прибыли в долгом периоде показана на рис3.

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. - student2.ru Рис.3. Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде

Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде. Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объ­емы выпуска продукции. В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого ко­личества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.


Наши рекомендации