Ремя товарного обращения, факторы его определяющие. Пути ускорения оборачиваемости товаров.
Эффективность использования оборотных средств связана с временем их обращения, которое измеряется длительностью одного оборота и коэффициентом оборачиваемости.
Длительность одного оборота в днях определяется по формуле:
Одн = (ОА * Д) / Т,где Одн - оборачиваемость в днях;ОА – средний запас оборотных средств;Д – количество дней в рассматриваемом периоде;Т – товарооборот. Коэффициент оборачиваемости средств – число оборотов, совершенных за конкретный период, рассчитывается по формуле:Ко = Д / Одн.Сумму оборотных средств, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, можно определить по формуле:Эос = Оф – Оп * Ро,
где Эос - достигаемая сумма экономии оборотных средств;Оф - фактическая оборачиваемость за отчетный период, в днях;Оп - оборачиваемость в предшествующем периоде, в днях;Ро - однодневный объем реализации за рассматриваемый период.
Можно выделить следующие пути ускорения оборачиваемости товаров:
-совершенствование товародвижения и оптимизация размещения товарных запасов;
-совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями;
- ускорение оборота денежных средств за счет инкассации торговой выручки;
-недопущение дебиторской задолженности;
-минимизация запасов хозяйственных материалов, МБП, инвентаря, расходов будущего периода и др.
7. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование.
Розничный товарооборот – это реализация товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается и товар поступает в сферу потребления.
Количественная характеристика товарооборота – объём реализации в денежном исчислении, качественная связана со структурой товарооборота. Структура или ассортиментный состав товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объёме реализации. Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
-выручка от продаж продовольственных или непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
-товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
-выручка от реализации медикаментов в аптеках;
-выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Методы анализа:
-построение динамических рядов;
-использование относительных и средних величин;
-сравнение;
-индексный метод;
-построение трендовых и регрессивных моделей динамики;
-цепная подстановка;
-балансовая увязка показателей;
-построение графиков.
Анализ товарооборота начинают с определения объёма товарооборота за определённый период. Чтобы выявить закономерности в развитии товарооборота, рассчитывается его динамика в текущих и сопоставимых ценах.При анализе динамики товарооборота используют систему индексов:Индекс физического объёма товарооборота – характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Формула расчёта: цена товара в базисном периоде умноженная на количество товара, реализованного в отчётном периоде разделить на цену товара в базисном периоде умноженную на количество товара, реализованного в базисном периоде: Индекс товарооборота в текущих ценах – отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период и рассчитывается: цена товара в отчётном периоде умноженная на количество товара, реализованного в отчётном периоде разделить на цену товара отчётного периода умноженную на количество товара, реализованного в базисном периоде:Индекс цен – показывает изменение совокупной стоимости определённого количества товаров в течение рассматриваемого периода ирассчитывается отношением цены в отчётном периоде к цене в базовом периоде (%).
Результаты анализа применяются при прогнозировании и планировании розничного товарооборота. Планирование товарооборота включает последовательные расчеты объема и структуры реализации, прочего выбытия, товарных запасов и поступления товаров.При расчете объема реализации на будущий период используют различные нормы и расчетные показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов и факторов, определяющих товарооборот. Так, на основе физиологических норм потребления продуктов питания (рациональных норм потребления непродовольственных товаров) и прогноза численности по группам населения можно прогнозировать платежеспособный спрос. Зная количественную характеристику факторов коммерческой деятельности - трудовых ресурсов, основных фондов, торговой площади, оборотных средств и показатели соответствующего их использования (фондоотдача основных фондов, оборачиваемость оборотных средств, норма выработки на одного работника, норма товарооборота на 1 кв. м. торговой площади) – можно рассчитать план продаж.
8. Анализ, планирование и прогнозирование розничного товарооборота. Основные ограничители при планировании объемов товарооборота.
Анализ товарооборота начинают с определения объёма товарооборота за определённый период. Чтобы выявить закономерности в развитии товарооборота, рассчитывается его динамика в текущих и сопоставимых ценах.При анализе динамики товарооборота используют систему индексов:Индекс физического объёма товарооборота – характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Формула расчёта: цена товара в базисном периоде умноженная на количество товара, реализованного в отчётном периоде разделить на цену товара в базисном периоде умноженную на количество товара, реализованного в базисном периоде: Индекс товарооборота в текущих ценах – отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период и рассчитывается: цена товара в отчётном периоде умноженная на количество товара, реализованного в отчётном периоде разделить на цену товара отчётного периода умноженную на количество товара, реализованного в базисном периоде:Индекс цен – показывает изменение совокупной стоимости определённого количества товаров в течение рассматриваемого периода ирассчитывается отношением цены в отчётном периоде к цене в базовом периоде (%).
Важнейший раздел плана товарооборота – план товарных запасов. Как видно из баланса товарооборота, объем реализации зависит от величин товарных запасов на начало и конец периода. Остатки товаров на начало планируемого периода – это фактические или ожидаемые остатки на конец отчетного периода. Для планирования остатков товаров на конец планируемого периода могут использоваться различные методы – нормативные, экономико-статистические и т.д. Норма товарного запаса – это расчетное время нахождения товарного запаса в форме торгового запаса, страхового запаса, запаса в пути, запаса на приемку и подготовку к продаже.Норматив товарных запасов рассчитывается как произведение нормы товарного запаса и среднедневного оборота.Торговый запас, в свою очередь, состоит из двух частей. Первая часть - рабочий запас - предназначена для обеспечения продажи в течение рабочего дня и демонстрации торгового ассортимента покупателям. Вторая часть торгового запаса – запас пополнения – обеспечивает бесперебойную продажу товара до его очередного завоза.Страховой (гарантийный) запас, как правило, устанавливается в зависимости от торгового запаса, дифференцированно по каждой группе товаров и предназначен для сглаживания резких колебаний спроса. Нормы запасов в пути, а также на приемку и подготовку товаров к продаже устанавливаются на основе сложившихся уровней и резервов их снижения. В итоге норма товарного запаса рассчитывается как сумма норм перечисленных выше элементов.Прогнозирование товарооборота – сложная задача. Это вызвано тем, что на величину товарооборота оказывают следующие факторы: размер торговой надбавки; амплитуда колебаний спроса; активность конкурентов и др.В общем виде задача состоит в нахождении функциональной зависимости вида: товарооборота равен фактор, влияющий на товарооборот умножить на общее количество рассматриваемых факторов: Т = F(х1, х2,…хN). Подобный анализ позволяет выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на величину товарооборота. Наиболее распространённым методом прогнозирования товарооборота является метод скользящей средней. Данный метод учитывает только тенденцию изменения товарооборота и не учитывает степень и характер влияния различных факторов, поэтому его можно использовать только для ориентировочной оценки или, для прогнозирования товарооборота по товарам стабильного спроса.Планирование и управление товарными запасами осуществляются с помощью критериев оптимальности - минимизации совокупных расходов по завозу и хранению товаров.