Типы экономических систем
Существует несколько типов экономик.
Традиционная была характерна для ранних этапов развития при господстве натурального хозяйства. Государство в экономику практически не вмешивается.
Централизованная государственная была характерна для экономики Советского Союза. Государство полностью подчиняло экономику, производитель не имел никакой самостоятельности, развитие шло по пятилетним планам.
Рыночная экономика господствует сейчас, для нее характерна свобода предпринимательства, существование различных форм собственности.
Смешанная экономикасуществует во многих государствах, объединяя элементы рыночной и централизованной.
Существуют два основных варианта организации экономической жизни общества: командно-административная и рыночная экономика.
Командно-административная экономика характеризуется:
1) производством товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом;
2) отсутствием самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, а также ценообразования (решения принимаются центральными органами);
3) отсутствием обратной связи между производителями и потребителями;
4) отсутствием конкуренции;
5) командно-административными методами управления экономикой.
Рыночная экономика — это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Условия функционирования рыночной экономики:
1) частная собственность на средства производства;
2) свобода производителей в принятии решений (нерегулируемые предложение, спрос, цена);
3) свободная конкуренция;
4) отсутствие прямого государственного вмешательства в экономические процессы.
В большинстве стран реально функционирует смешанная экономика — тип экономической системы, в которой наряду с частными предприятиями действует большое число государственных предприятий и значительная часть решений в сфере инвестиций принимается государством.
Государство и экономика.
Современный рынок регулируется с помощью механизма свободного ценообразования, но и роль государства тоже значительна..
Ни одна экономическая система не может работать без вмешательства государства. Оно должно бороться с монополизмом, инфляцией, безработицей, перераспределять общественные доходы, оказывать материальную поддержку нуждающимся. Степень вмешательства государства в экономику может быть разной.
Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, который заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством.
Государства постепенно стали активными участниками рыночных отношений.
Они делают то, что не решает рынок:
· Перераспределяют общественные доходы.
· Регулируют рынок рабочей силы.
· Оказывают материальную поддержку людям.
· Устанавливают минимальный размер заработной платы.
· Инвестируют фундаментальные научные исследования.
· Осуществляют капиталовложения в новейшие отрасли.
· Проводят антиинфляционную и антимонопольную профилактику.
Задача государственного регулирования – установление компромисса между многочисленными и разнообразными интересами субъектов экономики в целях достижения общественного блага в рамках существующего социально – экономического строя
Государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями.
Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы регулирования экономики.
1. Правовые методы заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает антимонопольное законодательство. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
2. К финансово-экономическим методам относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли.
3. Экономическое программирование заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать на ситуацию в экономике. Вмешательство государства в экономику в разумных пределах только на пользу обществу.