День сурка по-русски
Как уцелеть в битве гегемонов?
Согласно данным макростатистики за 2009 год, среди стран «большой восьмерки» и стран группы БРИК Россия хуже всех пережила прошедший год, продемонстрировав самое сильное падение производства. Беспокоят, однако, не столько негативные количественные результаты, сколько отсутствие качественных сдвигов в сложившемся укладе в экономической жизни страны.
Многие отечественные эксперты связывали свои надежды на подобные перемены с кризисом 2008—2009 года. Факты свидетельствуют, что их надежды не оправдались.
Не наблюдая и не предчувствуя в ближайшее время принципиальных изменений в модели экономического развития родного Отечества, мы решили, что поиски новой модели не теряют своей актуальности.
Кризис 2008—2009 годов со всей очевидностью продемонстрировал, что главными заложниками глобализационной модели экономического развития стали ее создатели и проповедники — развитые страны, которые на сегодняшний день по многим позициям утратили самостоятельность и находятся в достаточно жесткой финансово-экономической зависимости от тех, кто еще недавно назывался развивающимися странами.
Результаты 2009 года показали, что не все страны попали в ловушку экономической глобализации, приняв новую узкоспециализированную модель развития. Оказывается, что совсем необязательно встраиваться в мировую экономику путем резкого сокращения ассортимента производимой продукции. Китай показал по итогам 2009 года 8,7% роста производства, Индия — 5,6%. Падение производства в Бразилии составило лишь 0,4%, положительная динамика началась уже в IV квартале 2009 года (3,1% роста к IV кварталу 2008 года). Что же позволило этим странам продемонстрировать такие результаты и почему реализуемая в постсоветской России модель экономического развития «не работает»?
Данной публикацией мы продолжаем анализ основных тенденций развития стран — лидеров мировой экономики с целью более глубокого понимания того, что ценного можно извлечь из опыта других стран для формирования собственной, действительно долгосрочной стратегии экономического развития.
День сурка по-русски
Согласно последнему докладу экспертов Всемирного банка по ситуации в России, в 2010 году ВВП страны вырастет на 5,5% (это еще очень благоприятные оценки — российские экономические ведомства не пророчат даже таких темпов). Источником роста должен стать рост потребления, преимущественно со стороны домохозяйств.
Чистый экспорт в 2010 году уже не будет фактором роста российской экономики, в отличие от 2009 года. Более того, Всемирный банк прогнозирует отрицательное значение чистого экспорта, если импорт будет расти быстрее экспорта.
Общее впечатление от доклада — ничего не изменилось, все возвращается к докризисному варианту, этакий «день сурка» или déjà-vu по-русски: увеличение инвестиций в основной капитал маловероятно, нефть поддержит бюджет, высокие темпы инфляции сохранятся.
Более всего удивляет и возмущает маловероятность увеличения инвестиций в основной капитал ввиду избытка производственных мощностей и жестких условий кредитования на фоне опережающего роста импорта. За девять месяцев 2009 года из-за кризиса загрузка производственных мощностей снизилась на 10 процентных пунктов — до 69%. Понятно, что производственные мощности бывают разные, в том числе морально и физически устаревшие, но оказывается, что импорт наращивать можно, а загружать собственные мощности нельзя. При таком подходе к делу, реализация планов по совершенствованию системы экономической безопасности представляется еще менее вероятной, чем увеличение инвестиций в основной капитал в РФ в 2010 году.