Механизм устранения международного двойного налогообложения доходов в РФ
Огромные масштабы прямых иностранных инвестиций обусловили распространение практики заключения договоров об избежание двойного налогообложения (на конец 2005 года заключено 2758 договоров). Большинство из них разрабатывается на основе положений, которые содержаться в двух международных документах:
· Модельная конвенция по налогам на доходы и капиталы (принято ОСЭР в 1963году)
· Модельная конвенция ООН по двойному налогообложению между развитыми и развивающимися странами (принята в 1979 году).
Заключение таких договоров преследует следующие цели:
1. Устранение двойного налогообложения
2. Предотвращение уклонений от уплаты налогов
3. Распределение налоговых прав между договаривающимися государствами
4. Предотвращение налоговой дискриминации.
При заключении таких договоров обычно исходят из необходимости обеспечения баланса между интересами принимающей стороны и стороны, осуществляющей инвестиции. Перед принимающей стороной стоит задача: найти оптимальный баланс между стремлением получить определённую долю фискальных поступлений с филиалов иностранных компаний, с другой стороны – поддержанием налогового климата привлекательного для инвестора. При этом предполагается, что долгосрочные выгоды для принимающей стороны (рост объёма производства, занятости, приток новых технологий) могут быть достаточно велики, чтобы компенсировать налоговые послабления, предоставляемые иностранным инвесторам. В то же время интересам страны экспортёра капитала отвечает максимизация конкурентных позиций компаний-резидентов на внешних рынках.
Договоры об избежание двойного налогообложения, как правило, содержат следующие положения:
1. Констатация цели заключения договора и определение сферы его применения в отношение как физических, так и юридических лиц, и в отношении специфических налогов
2. Детальное изложение правил к различным категориям имущества и доходов
3. Стандарты рассмотрения случаев трансфертного ценообразования при товаропотоках между филиалов компании
4. Изложение процедуры урегулирования споров
5. Оговорки о взаимопомощи налоговых служб при сборе налогов (в отдельны случаях).
В международной практике используется два основных метода, исключающих двойное налогообложение:
1. Метод налоговых вычетов: когда сумма прибыли, полученной филиалом в принимающей стране, не включается в расчёт налоговых обязательств материнской компании в стране базирования.
2. Метод налогового кредита: сумма налогов, уплаченных в принимающей стране, вычитается из суммы налоговых обязательств инвестора в стране базирования (этот метод принимается в России).
Основное различие между этими методами состоит в том, что при использовании первого, выгоды от налоговых стимулов, предоставленных принимающей страной для привлечения иностранных инвестиций, полностью достаются инвестору. При использовании второго метода сэкономленную часть налоговых платежей инвестор должен будет выплатить в случае репатриации прибыли в страну базирования. Для преодоления этой проблемы рядом стран, особенно ЕС, в договорах с развивающимися странами используется метод налоговой экономии, который представляет собой модификацию метода «налогового кредита». При его использовании из суммы обязательств инвестора перед фискальными органами страны базирования вычитается не только сумма налогов, уплаченных в принимающей стране, но и суммы налоговой экономии, связанные с использованием принимающей стороной налоговых стимулов.
9. Отраслевая структура иностранных инвестиций в России — баллов
10. Иностранные инвестиции и их влияние на состояние государственных финансов — баллов
11. Концессионные договоры, их правовая база и отличия от других договорных форм осуществления иностранных инвестиций на территории РФ — баллов
Концессия– это форма сотрудничества между сторонами по договору, согласно которому одна сторона передает другой право пользования определенным имуществом на длительный период времени на определенных условиях.
Виды концессий:
· Государственная: | · Коммерческая (франчайзинг) |
- Традиционная, - Модернизированная. |
Государственная концессия– это договор на временную передачу в эксплуатацию иностранному государству, юридическому или физическому лицу (концессионеру) на определенных условиях, согласованных сторонами, государственного имущества (предприятий, земельных участков, недр, отраслей и других объектов и ценностей) в целях развития или восстановления национальной экономики и освоения природных богатств.
Государство передает принадлежащую ему собственность компании-концессионеру на определенных, закрепленных в форме договора условиях, на ограниченный срок и за плату. При этом концессионный объект неизменно остается в государственной собственности, а концессионер получает только право пользования и владения.
Государство не вмешивается в административно-хозяйственную деятельность концессионера, но осуществляет строгий контроль за выполнением концессионером договорных обязательств. По истечении срока концессии ее объект, включая и вновь созданные концессионером объекты, возвращается государству.
Признаки государственной концессии:
1. Предмет концессионного договора – общественная (государственная или муниципальная) собственность или виды деятельности, составляющие государственную монополию.
2. Один из субъектов – государство в лице различных органов власти.
3. Возмездность и возвратность предмета концессии.
4. Ограниченность концессионного срока.
На первоначальных этапах заключение концессионных соглашений опиралось на традиционный подход, отличительными чертами которого были:
1. Очень большая площадь, охватывающая в некоторых случая всю территорию страны.
2. Продолжительность концессии до 99 лет. В течение этого срока неиспользуемые участки в собственность государства не возвращаются.
3. Полный и единоличный контроль концессионера за всеми аспектами деятельности в рамках договора.
4. Незначительные финансовые отчисления от доходов концессионеров в пользу принимающей страны.
В настоящее время этот тип концессий практически не применяется, и отношения строятся на основе модернизированной концессии, для которой характерны:
1. Относительно небольшая площадь, передаваемая концессионеру (отдельная отрасль или объекты внутри нее).
2. Срок действия, как правило, в пределах 30 лет.
3. Возможность передачи государству в течение этого строка неиспользуемого участка.
4. Осуществление правительством частичного контроля за принимаемыми концессионером решениями.
5. Денежные отчисления концессионера в пользу принимающей страны весьма ощутимы, являются более гибкими, так как учитывают цену ресурса на мировом рынке и другие факторы.
К основным достоинствам концессионной формы управления следует отнести:
1. Концессии снимают финансовую нагрузку с государства
2. Концессии устанавливают достаточно жесткие, долгосрочные, юридически оформленные отношения между государством и концессионером.
3. Концессионные соглашения позволяют привлекать частный капитал, в том числе иностранный, без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами страны.
4. Концессия позволяет привлечь инвестиции в малорентабельные секторы.
6. Концессия сокращает государственные расходы.
7. Концессия - эффективный механизм управления и организации.
8. Концессия более привлекательна для инвестора, чем действующая сегодня лицензионная разрешительная система, базирующаяся на административном праве.
9. Концессия дает возможность использовать новейшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
10. Концессия позитивно влияет на ситуацию в отрасли и экономике в целом и содействуют:
- размещению заказов на продукцию отечественного машиностроения;
- повышению конкурентоспособности отечественных предприятий;
- увеличению капитальных фондов государства, благодаря переходу в его руки имущества концессионных предприятий по истечении действия договоров.
В Российской Федерации концессионные отношения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Действующий закон еще далек от совершенства и наряду с положительным влиянием содержит целый ряд негативных моментов. Отметим некоторые из них.
Закон «О концессионных соглашениях» является законом прямого действия – он подробно расписывает концессионные отношения, в том числе, процедуру конкурсного отбора концессионеров. По мнению зарубежных экспертов, не многие страны столь детально, как Россия, регулируют процесс выбора концессионера, включая порядок подачи документов, этапы конкурсного отбора, их предельные сроки и т. д. При этом инвесторов отпугивает тот колоссальный объем информации, который надо представить на конкурс. Стоимость необходимой для конкурса документации может составить по некоторым оценкам до 30% стоимости проекта, при отсутствии гарантии в победе на конкурсе.
В Российской Федерации концессионные отношения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В законе указывается, что его целями «являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям». При этом он регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон.
В соответствии с законом по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество – объект концессионного соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с законом «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения может выступать недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:
Ø автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры;
Ø объекты железнодорожного транспорта;
Ø объекты трубопроводного транспорта;
Ø морские и речные порты;
Ø морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
Ø аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи и т.д.
При этом сторонами концессионного соглашения выступают:
1) концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
2) концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту. Её внесение возможно как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением.
Концессионная плата может вноситься в виде:
1) твердых платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
2) доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) передачи в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Возможно сочетание указанных форм концессионной платы.
Следует подчеркнуть, что действующий закон еще далек от совершенства и наряду с положительным влиянием содержит целый ряд негативных моментов. Отметим некоторые из них.
Закон «О концессионных соглашениях» является законом прямого действия – он подробно расписывает концессионные отношения, в том числе, процедуру конкурсного отбора концессионеров. По мнению зарубежных экспертов, не многие страны столь детально, как Россия, регулируют процесс выбора концессионера, включая порядок подачи документов, этапы конкурсного отбора, их предельные сроки и т. д. При этом инвесторов отпугивает тот колоссальный объем информации, который надо представить на конкурс. Стоимость необходимой для конкурса документации может составить по некоторым оценкам до 30% стоимости проекта, при отсутствии гарантии в победе на конкурсе.
Потенциальными инвесторам импонирует прозрачность конкурсной процедуры, но удивляет отсутствие в критериях конкурсного отбора требований к квалификации потенциального концессионера.
Указанные недостатки служат причиной того, что многие иностранные инвесторы готовы работать по концессионной схеме, но не в рамках данного закона. По мнению иностранных экспертов, закон принят не в интересах частных инвесторов и не гарантирует защиту их финансовых вложений. Все это сдерживает привлечение иностранного капитала на концессионной основе.
Подрядные соглашения – соглашения, при которых иностранная фирма без передачи ей прав собственности на недра и землю выполняет какие-либо работы или оказывает услуги на территории, принимающей страны.
Виды подрядных соглашений: Соглашения о разделе продукции и Соглашения о предоставлении услуг.
Соглашение о разделе продукции – договор, в соответствии с которым государство предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении. При этом инвестор обязуется осуществить эти работы за свой счет и на свой риск.
Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе, условия и порядок раздела произведенной продукции (добытого сырья) между сторонами.
Общая доля инвестора в разделе продукции включает:
Ø компенсационную продукцию;
Ø чистую долю в прибыли.
Общая доля государства в разделе продукции состоит из:
Ø выплат инвестором за использование недр;
Ø доли государства в прибыли;
Ø налоговых поступлений.
Выгоды государства при использовании договоров о разделе продукции заключаются в получении справедливой платы за использование инвестором национальных природных ресурсов, причем той их части, к эксплуатации которой собственными силами государство не могло бы приступить в обозримом будущем.
В отличие от других инвестиционных договоров, субъектами которых могут быть любые юридические или физические лица, в соглашениях о разделе продукции российская сторона может быть представлена только государством, от имени которого выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или другие уполномоченные ими органы.
Партнерами государства по рассматриваемым соглашениям могут быть:
Ø российские и иностранные граждане;
Ø российские и иностранные юридические лица;
Ø объединения юридических лиц (товарищества), не имеющие статуса юридического лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности.
Соглашение о предоставлении услугпредполагает выполнение иностранным партнером определенного круга работ (услуг) за оговоренное вознаграждение.
Ø Соглашение может заключаться с полной или частичной передачей риска изыскательских работ подрядчику, который финансирует все работы по соглашению. Затраты на эти работы с определенным процентом от прибыли возвращаются подрядчику постепенно, после передачи объекта государственному предприятию в коммерческую эксплуатацию.
Ø При заключении иностранным предприятием сервисного контракта, работа производится за фиксированное вознаграждение и риск изыскательских работ не передается, даже если их выполнение входит в его обязанности.
Подрядное соглашение в отличие от концессии предполагает гибкое взаимодействие с иностранной компанией и участие в ее деятельности путем создания совместного предприятия.
12. Факторы, определяющие инвестиционный климат в стране и отдельном регионе —
Понятие "инвестиционный климат" отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. В их числе:
§ природные ресурсы и состояние экологии;
§ качество рабочей силы;
§ уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
§ политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;
§ макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний долг;
§ качество государственного управления, политика центральных и местных властей;
§ законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни, степень либеральности;
§ уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;
§ защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
§ обязательность партнеров при исполнении контрактов;
§ качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
§ качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования;
§ открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
§ административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизма в экономике.
Согласно исследованию Всемирного банка «Doing Business», по комфортности ведения бизнеса Россия занимает только 143 место из 183.
На сегодня, по данным Росстата, лишь несколько регионов России имеют высокий уровень ПИИ. Москва и Санкт-Петербург выглядят привлекательными для иностранных инвесторов за счет высокой доли предпринимательской активности, а большинство других регионов лишь за счет нефтегазового сектора